Олег Синицын: Я хочу, чтобы мои читатели были взрослыми
– Расскажите кухню, рецептуру написания романа, когда есть время на то, чтобы писать?
– Всю жизнь писал, и когда издательством занимался, корреспондентом был и редактором. Писал, опираясь не на какое-то свободное время, а на потребность в написании.
Свои первые книги я писал не дома, а, например, в приемной. Однажды я приехал в колхоз, сидишь, в прихожей ждешь, когда директор примет, и время не теряешь. Я очень мечтал, чтобы у меня, как у настоящего писателя было свободное время, не было изнурительной работы, каких-то забот, какая-то дача.
Например, сказку «Енот» написал в Геленджике. Я по утрам вставал, еще до завтрака, с 9 до 11 писал, и ощущал себя настоящим писателем, которые в дневниках пишут, что выехали туда-то на отдых.
– Многие задаются вопросом, написав роман, можно ли разбогатеть, можно ли на это жить, как у вас впечатления?
– В наше время это очень сложно, я сам работал издателем.
Для того чтобы писатель зарабатывал в России, надо попасть в обойму таких крупных издательств, как Эксмо, АСТ и другие. У них есть огромная аудитория, система распространения, когда они могут выпустить тираж минимум 5000-10000 для начала и уже с этого платить какой-то гонорар писателю.
У меня есть знакомый писатель, наш челябинец Сергей Самарин, он уехал в Кострому, он выдает по 1-2, а то и 5 романов в год, зарабатывает на каждом романе 2000 долларов всего.
– Это не много.
– Это очень мало, надо просто знать Сергея, он трудоголик, он, когда здесь работал, всегда искал подработку, работал по ночам, таксовал. А там он работает по 20 часов в сутки.
– Как вы характеризуете свой роман, какой это жанр? Еще интересно узнать, кто ваш читатель, каким вы видите своего читателя?
– Я хочу, чтобы мои читатели были взрослыми. У нас хотят, чтобы меня читали подростки, но я против этого, пусть сначала человек проживет какую-то жизнь.
Это, конечно, не роман-фэнтези или приключение, это психологический триллер, что-то в этом духе. Что может переживать взрослый человек, когда с ним случаются бытовые трагедии, например, развод, расставание с детьми. Ему тяжело, ему грустно, а если тебя распять и на крест повесить? Вот это ключики к пониманию этого романа.
Там есть приключения, загадки, эротика там есть все. В общем итоге, это роман-преступление, роман-раскаяние. Особенно мне жалко мужиков: мужик переживает жизнь, бьется за семью в ущерб достижениям каким-то, в ущерб талантам. Для него это все самое дорогое, и вокруг это все рушится, повезет ему, а может и не повезет. Там четыре таких героя, почему четверо?
– Четыре всадника апокалипсиса?
– Совсем не обязательно, это четыре ипостаси одного и того же человека. Это разные люди и в то же время это один и тот же человек. Один человек может расчетвериться, сам себя не узнавать и с самим собой спорить, а что же окружающие, почему у нас войны, почему мы друг друга режем, убиваем. Человек - это тот же Бог, Бог создал человека по сути себя. И если это так, то вот они различия по национальному признаку, различия по религиозному признаку, различия по расовому признаку, территориальному, географическому. Но в книге вообще нет ни морализма, ни нравоучений. Ее нужно воспринимать, как хорошую приключенческую вещь.
Кто-то саморазрушение находит, кто-то другое, и я даю читателю возможность домысливать, участвовать в процессе написания романа. Когда обсуждали произведение 1,5 года назад, я дал рецензентам, среди них были молодые писатели, они ожидали совершенно другое. Юная писательница пишет фантазийные вещи, со своим миром Она ожидала от меня фантазийного моря, а его оказалось не так уж и много.
Другая девушка сказала: «Всем хорошо роман, стиль есть у автора, один главный недостаток, там отсутствует главный герой». Она учится на курсах сценаристов в Москве, я говорю: «Это тебе кинематографист говорит, а не романист». Она имеет в виду, что не прописан главный герой, как он может быть прописан, если он на четыре части распался, собирай его, не собирай.
– Можете рассказать суть названия романа? Почему он называется «Лифт в доме Эшера»?
– Во-первых, концентрация многих действий в этом романе действительно происходит в лифте. Обычно мы думаем, что все приключения могут происходить в синем море, в океане на яхте, в тропических джунглях с автоматами наперевес, а почему в лифте-то? Приключения могут происходить и на четырех квадратных метрах.
Лично у меня в лифте происходило много, я однажды застрял в лифте на фестивале, там человек 15 молодежи, нас вытаскивали оттуда пол дня. Однажды застрял в лифте во время пожара, этот случай тоже описан в книге.
– Почему Эшер, что это за художник, как он связан с романом?
– Почти никто не знает, кто такой художник Эшер. Это художник, который работает играючи с разными измерениями. Он больше математик, у него есть картины с водопадами, домами и лестницами: там везде присутствует визуальный парадокс, сразу ясно, что у этого не трехмерное пространство, а четырехмерное как минимум. Я, благодаря Эшеру, понял, как может выглядеть четвертое измерение.
– Вы собираетесь переводить этот роман?
– Да, это вообще моя мечта, я хочу пробить широкий пусть, пусть Запад меня читает.
– Вы упоминали книжную ярмарку, которая проходит в Челябинске.
– Книжная ярмарка, проходит каждый год, приурочена ко дню города, в этой ярмарке я участвую еще с 2000-х годов как издатель. Даже завоевывал первый диплом за издание книг несколько лет подряд. Сейчас я выступаю там как автор. Ярмарка «Южно-уральская книга-2018» пройдет в публичной библиотеке и на открытых площадках в ближайшую пятницу.
– И там можно приобрести вашу книгу и взять автограф?
– Да, можно будет взять автограф. Будет сделана копия: бумажный вариант в виде онлайн книги.
– Какие ваши дальнейшие творческие планы?
– Есть планы, пишу я третий роман, называется он «Бутылка Клейна». Много о романе новом говорить не буду, так как это плохая примета. Скажу лишь, что это срез нашей непростой жизни. Произведение будет состоять из новелл, сюжет которых объединен одним человеком.
– Вы писатель в возрасте, можете дать напутствие молодым писателям?
– Очень многие умные люди говорили о том, что выбирайте свой путь и не слишком доверяйте авторитетам. Учиться надо, но не заучивайтесь, можете уйти в сторону подражания, калькирования. Выбирайте свой путь, что-то новое всегда противоречит классическому, старому. У каждого человека свое лицо, индивидуальность. У каждого должна быть своя собственная индивидуальность.