Поиск

Мир немецкого барокко

12.11.2009 00:00
Автор: Кирилл Белоусов
В рамках недели немецкой культуры в Челябинске открылся цикл концертов «Портреты композиторов». Он задуман заслуженным артистом России Владимиром Хомяковым и музыковедом Галиной Гутовской как посвящение творчеству великих органистов и их современников.
Мир немецкого барокко*
не наше

В рамках недели немецкой культуры в Челябинске открылся цикл концертов
«Портреты композиторов». Он задуман заслуженным артистом России Владимиром
Хомяковым и музыковедом Галиной Гутовской как посвящение творчеству
великих органистов и их современников. Цикл охватит период четырёх
столетий – с XVII по XX. 11 ноября в органном зале прошёл первый концерт
– «Иоганн Себастьян Бах и немецкое барокко».


- Культурная ценность этой музыки очень велика. Большая часть музыкальных
произведений для органа XVII-XVIII веков, относящихся к этой эпохе,
связана с христианством. Но в массовых концертах для русской публики, в
том числе и челябинской, религиозная составляющая не является
доминирующей. На первый план выходит красота музыки как таковой.
Произведения Баха, Бёма, Букстехуде, Райнкена имеют межконфессиональное
признание и исполняются во всём мире, - рассказал Владимир Хомяков.
На концерте представители немецкого посольства вручили Владимиру Хомякову
благодарственное письмо за активное участие в деле взаимодействия немецкой
и русской культуры. Сегодня Владимир Хомяков – единственный органист в
России, регулярно включающий в свои программы импровизационную музыку. По
его словам, элементы импровизации интересны и публике, и композитору.
Хоралы и фуги эпохи барокко – гораздо ближе к современности, чем
произведения эпохи романтизма XIX столетия. К слову, между современным
джазом и барочной музыкой масса точек соприкосновения, возможностей для
импровизации. Также и музыкальное мышление многих нынешних композиторов
синкретично мировоззрению представителей северогерманской школы
органистов.

К примеру, хорал Бёма «Отче наш» – неотъемлемая часть церковной службы.
Он основан на главной общехристианской молитве. Георг Бём оставил
возможность для музыкального экспромта исполнителям. Владимир Викторович
считает, что именно поэтому хоральные обработки композиторов, в том числе
и прелюдия Бёма, носят проникнутый искренними молитвенными чувствами
характер, а профессиональный исполнитель хоралов играет роль соучастника
композитора, то есть становится импровизатором.

Владимир Хомяков рассказал о своём взгляде на конфликт между Челябинской
епархией и Органным залом:
- К сожалению, я не вижу практических возможностей для проведения
православной службы в стенах бывшего Александро-Невского храма. Выражаясь
простым языком, во время православной службы не принято сидеть, а во время
концертов - стоять. То есть для нескольких служб в году будет очень трудно
подготовить зал. Достаточно давно, в разгар дискуссии по этой проблеме,
достаточно болезненной для нашего общества, губернатором было принято
решение, что пока мы не построим новое здание, где разместится орган,
передача не состоится. Я полагаю, что это верное решение.
Зал камерной и органной музыки приглашает горожан на органные вечера из
цикла «Портреты композиторов», посвященные творчеству Моцарта, Сезара
Франка, Луи Вьерна. которые будут организованы в этом сезоне.