Индустрия гостеприимства. Как развивает туризм проект «Моя страна — моя Россия»

12.11.2021 15:13
Автор: Евгений Аникиенко
Как заинтересовать молодежь в путешествиях по России, привить юному поколению интерес к ее богатейшей истории и современности, чувство патриотизма, любви к большой и малой родине?
Индустрия гостеприимства. Как развивает туризм проект «Моя страна — моя Россия» *1
Фото: Людмила Ковалева, "Южноуральская панорама"
Это и стало главной темой онлайн-конференции, в рамках которой были подведены итоги II Всероссийской просветительской онлайн-экспедиции «Моя страна — моя Россия». Напомним, проект был инициирован в 2020 году Ассоциацией выпускников Всероссийского конкурса «Моя страна — моя Россия», одного из проектов платформы «Россия — страна возможностей», при поддержке Федерального агентства по делам национальностей, собрав в первом сезоне свыше 200 тысяч участников.

«Идея этого проекта родилась в 2019 году, — говорит заместитель генерального директора АНО «Россия мстрана возможностей» Алексей Агафонов. — Тогда 85 лекторов отправились по регионам, чтобы рассказать об их истории, национальных и культурных особенностях. В первом онлайн-путешествии участвовали более 200 тысяч жителей России и зарубежья».

По словам Алексея Агафонова, в 2021 году ключевой темой виртуального проекта стал этнокультурный туризм. Марафон продолжался 25 дней, в нем приняли участие более миллиона человек, не только студенты и школьники, но и представители самых разных возрастов и профессий.

«Такие проекты призваны показывать людям жемчужины краеведения, истории и национальной культуры самых разных уголков страны, — считает директор департамента государственной политики в сфере просвещения Министерства просвещения РФ Наталья Наумова. — Трудно переоценить роль внутреннего туризма в духовно-нравственном воспитании молодого поколения и успешной социализации, формировании чувства патриотизма и гражданской ответственности».

По мнению эксперта, школьники, участвуя в просветительском проекте, сами вовлекаются в лекторскую работу, и многие выбирают профессию педагога. В планах Минпроса на 2022 год — вместе с федеральным центром «Океан» под Владивостоком провести «краеведческую смену», или этнофестиваль, в рамках которого дети расскажут об истории, культуре и национальных обычаях своей малой родины.

«Первый сезон просветительской экспедиции из-за пандемии тоже проходил в онлайн-формате, — сообщила Алина Каймаразова, исполнительный директор просветительского проекта «Моя страна — моя Россия». — На него поступило 1190 лекторских заявок, из которых отобрали 85 лучших, по числу регионов. По их лекциям сформировано ядро самой разнопрофильной базы регионов. Это хорошая школа межрегионального общения, взаимообмена культурными, национальными ценностями».

Алина Каймаразова назвала 10 лекторов, которые стали победителями конкурса. Они рассказали о народных промыслах, таких как раскраска фарфора в стиле гжель, изготовление оренбургских пуховых платков, кукол-оберегов…

«В 2019 году на федеральном уровне была принята «Стратегия развития туризма до 2035 года», — говорит президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков. — Она открывает новые возможности для развития туриндустрии, и просветительские акции повышают популярность путешествий по России».

Сегодня этно- и агротуризм — одни из ведущих направлений развития туриндустрии и в Челябинской области. Они получили новый стимул в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и трех федеральных проектов: «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических услуг», «Совершенствование управления в сфере туризма». В последние годы уже наметился устойчивый тренд на качественные изменения жизни региона и в целом России, и агротуризм еще одно тому подтверждение.

Для развития этого направления в регионе имеются все возможности. Южный Урал имеет неоспоримое преимущество перед другими территориями благодаря своей красивейшей природе (лесам, озерам, степям), а также интересным топонимическим особенностям. Всех очень интересуют населенные пункты с «историческими» названиями — Париж, Варна, Фершампенуаз. Они так названы местными казаками, участниками Отечественной войны 1812 года, в честь победы над Наполеоном. Это может стать фишкой по привлечению туристов в Челябинскую область.

«Потенциал агротуризма еще до конца не раскрыт, но туристические этногастрономические маршруты уже успешно действуют в Чесменском, Чебаркульском, Кунашакском, Аргаяшском, Сосновском районах, — сообщил министр сельского хозяйства Челябинской области Алексей Кобылин. — Сельский туризм может стать одним из дополнительных драйверов экономики и в других сельских территориях, служить знакомству горожан, в том числе и детей, с этнографической палитрой села».

Как пояснили в минэкономразвития области, на постоянной основе этой темой занимается региональный центр компетенции в сфере развития сельской кооперации и поддержки фермеров «Мой бизнес». В прошлом году центр провел бизнес-миссию в Калининградскую область, а в этом году запустил шоп-туры по сельским районам региона. В области проводятся туристические экскурсии на сельхозпроизводство. Фермеры организуют контактные зоопарки, рыбалку, знакомят гостей с национальной гастрономией. Есть опыт проведения экскурсий на предприятия переработки, относящиеся к малому бизнесу. Хороший пример агротуризма представляет сыроварня в селе Сыростан под Миассом, которая выиграла грант Ростуризма на организацию фестивальной деятельности.

Добавим, что Минсельхоз России готовит к старту в 2022 году новую программу по развитию агротуризма. Претендовать на гранты смогут и южноуральские фермеры, микропредприятия АПК и зарегистрированные на сельской территории или в сельской агломерации.