Фестиваль мировых премьер музыкальных театров в Челябинске завершит спектакль «Пушкин. Сны после жизни»

20.08.2024 07:24
Автор: Служба информации
Южноуральцы увидят недавнюю премьеру Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва (Москва).
Фестиваль мировых премьер музыкальных театров в Челябинске завершит спектакль «Пушкин. Сны после жизни»*

Премьера состоялась 25 июля 2024 года на Новой сцене Большого театра и была приурочена сразу к двум юбилеям — 225-летию со дня рождения Александра Пушкина и 90-летию Наталии Касаткиной, которое она отметила бы 7 июня, если бы не ушла из жизни 13 марта.

Эта постановка — обновленный вариант балета «Пушкин. Размышления о поэте» 1979 года Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва. Сюжет — это хроника жизни поэта: лицей, декабристы, муза, любовь и драма.

«Новый балет получился совершенно непохожим на биографическое исследование. Это живой, эмоциональный взгляд на жизнь удивительного человека, в котором непостижимым образом слились российская и африканская кровь, спокойная мудрость и вспыльчивое безумство, нежнейшая любовь к жене и многочисленные увлечения. Вот почему на балах рядом с Пушкиным появляются такие персонажи, как Бесёнок, Безумец и бунтарь Емельян Пугачев – антагонист императора», — рассказывает художественный руководитель театра Иван Василёв.

«Главное, что поражает в Пушкине – удивительная способность прочувствовать и передать гармонию вселенной. Именно эту способность удалось воплотить в музыке великому мелодисту Андрею Петрову, — уверены представители Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва. — Во время знаменитого трио, где поэт прощается с женой и музой, душа всех зрителей таинственным образом воспаряет к небесам вместе со звуками арфы и скрипок».

В музыку Андрея Петрова вплетены стихи Пушкина и русские песни, которые поэт собирал в деревнях. На премьере в Большом театре их исполнила Валерия Торунова, участница Молодежной оперной программы Большого театра.

«Мы потеряли гениального художественного руководителя. Но после себя она оставила еще один спектакль, который стал ее последним шедевром. Она успела вложить частичку души в еще один балет, — рассказывает Иван Василёв. — Теперь уже многим известно, что Наталия Дмитриевна была не только балетмейстером, но и поэтом. Государственную премию она получила вместе с мужем Владимиром Василёвым за стихотворное либретто оперы «Пётр Первый». А про Пушкина Наталия Дмитриевна знала практически всё, что доступно нашим современникам. Стихи и поэмы Александра Сергеевича она могла читать наизусть часами без остановки. Еще в 1981 году, когда они с Василёвым готовились к постановке в Кировском (ныне Мариинском) театре балета Андрея Петрова «Пушкин, размышление о поэте», была проведена серьёзнейшая научная работа по изучению первоисточников».

Несмотря на прочную историческую основу, либретто спектакля «Пушкин, сны после жизни» может удивить зрителей совершенно новым ракурсом.

Директор балетной труппы, Заслуженный артист РФ Сергей Белорыбкин отмечает, что главной темой балета стала вечная ценность — любовь:

«Во всех авторских спектаклях Владимира Василёва и Наталии Касаткиной прослеживается гимн любви. В «Ромео и Джульетте», несмотря на печальный конец, это любовь, продолжающая жить вечно, в «Сотворении мира» даже темная сторона показана с тонким юмором и теплотой, ведь любовь побеждает все. В «Пушкине» Наталия Касаткина старается погрузить нас во внутренний мир таланта, который без любви не стал бы гением-творцом. Во всех спектаклях дуэта прослеживается, что смерти нет, и любовь победит все. Ведь единственное, что нельзя отнять у человека — веру, надежду и любовь».

Авторы хореографии и либретто — хореографы, руководители московского Театра классического балета Наталия Касаткина и Владимир Василёв, режиссер-постановщик – Иван Василёв, декорации – Иван Василёв и Елизавета Дворкина, художник по костюмам — Елизавета Дворкина.

Музыку к постановке написал композитор Андрей Петров, а дирижером-постановщиком выступил Андрей Огиевский.