Поиск

«Дома-сироты», чьи вы?

11.07.2013 11:02
Автор: Дмитрий Каргаполов
Столица Южного Урала – уникальный мегаполис не только в архитектурном плане, но и с точки зрения формирования самосознания его жителей. Кроме того, Челябинск на протяжении 275 лет являлся своего рода школой архитектурного промышленного строительства в общероссийском масштабе.
«Дома-сироты», чьи вы?*

Столица Южного Урала – уникальный мегаполис не только в архитектурном плане, но и с точки зрения формирования самосознания его жителей. Кроме того, Челябинск на протяжении 275 лет являлся своего рода школой архитектурного промышленного строительства в общероссийском масштабе.

Памятником считается объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества. Он является ориентиром формирования нашей исторической памяти. Особенно велика роль в формировании и сохранении наших ценностных представлений о прошлом. Исторический опыт всегда интегрируется в современность, в современную живую культуру как составная ее сфера, обусловливающая общие представления о связи времен, настоящего с прошлым и будущим. Отношение к реликтам прошлого – показатель уровня современной культуры.

Материальная культура любого народа, неотъемлемой частью которой является архитектура, в результате контактов этого народа с соседями неизбежно приобретает различные наслоения. Это можно сказать о культуре народов, живущих на Южном Урале. Русское зодчество характеризуется не только выразительной архитектурой, но также исключительным качеством строительной техники. В народном зодчестве проявилась простота, ясность мысли и большая творческая искренность народных мастеров. Созданная ими архитектура рождалась при решении практических, жизненных задач, в условиях максимальной экономии средств, времени, строительных материалов.

Знакомство с памятниками народного зодчества представляет глубокий интерес не только для изучения русской материальной культуры, но и для современного архитектурного творчества. Владея испокон веков большим мастерством в строительстве, русские зодчие создали непревзойденные шедевры архитектуры, в которых с удивительной силой и полнотой воплотился творческий дух русского народа, его многовековой архитектурно-строительный опыт, чувство прекрасного. Не случайно Н.Гоголь писал, что, «архитектура – это та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания». И она говорит тем, кто хочет и умеет ее слушать, в ком живо чувство прекрасного и кто знает и любит культуру народа, тем, кто по праву гордится ее прошлым и настоящим. «Страной зодчих» назвал Россию Игорь Грабарь. «Чутье пропорций, понимание силуэта, – писал он, – декоративный инстинкт, изобразительность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводит на мысль о исключительной архитектурной одаренности русского народа».

При этом по сообщению СМИ, на территории Челябинской области находится 21 объект исторического и культурного назначения федерального значения. При этом на 17 объектах не заключены охранные обязательства, не обеспечено надлежащее содержание объектов, отсутствуют специальные обозначения.

Еще хуже ситуация с объектами культурного наследия в столице Южного Урала, когда земли памятников распродаются, а сами памятники беспощадно рушатся или по-тихому сносятся под элитную застройку. Так, по улице Карла Маркса, напротив остановки «Красноармейская», полуразвалившееся здание в течение длительного времени бесстыдно прикрыто сеткой. В центре Челябинска удивительно красивое когда-то здание элеватора Государственного банка (которому в нынешнем году исполняется 100 лет) разграблено, символизирует сегодня памятник бесхозяйственности. В 1912 году на Уфимской улице по проекту губернского инженера Баллога построено Челябинское отделение Государственного банка, которое, согласно описанию современников, являлось одним из лучших в городе. Сегодня с трудом все это можно разглядеть: отделано сайдингом, отремонтировано, а не отреставрировано. Сейчас в нем располагается Законодательное собрание Челябинской области.

Еще не оскудела земля российская, много неравнодушных челябинцев, которых волнует судьба культурного достояния страны и ее будущее.

Так, газета «Южноуральская панорама» разместила в рубрике «Лики истории» ряд статей, посвященных истории нашего края, а 4 июля 2013 года – о двух купеческих особняках в центре города, которые оказались «ничьими».

А ветераны завода «Оргстекло» сохранили для истории настоящие реликвии. После окончательного уничтожения завода новое руководство, которое занималось банкротством предприятия, приказало сдать все документы в макулатуру. Однако заводчане вопреки приказу, на свой страх и риск собрали по кабинетам документы, связанные с историей завода: книги почета, газеты, фотоальбомы, списки работников, образцы продукции и многое другое, тайно вынесли за проходную и хранили в собственных квартирах и гаражах. На призыв Госкомитета по делам архивов Челябинской области принять участие в акции «Пополни историю» заводчане откликнулись и сдали на государственное хранение в архив все сохраненные материалы, которые уже пошли в дело. Архивисты подготовили выставку документов и продукции ЧЗО, которая вписалась в канву общей экспозиции «Урал – опорный край державы».

Екатеринбуржцы ищут пути спасения городской старины. Общественное движение «Реальная история» освежило реестры, «оберегающие» памятники истории и архитектуры Екатеринбурга. Общественники надеются, что ситуацию удастся «перевести с минуса на плюс».

Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин предлагает возродить Российское историческое общество: «Российское историческое общество занимало заметное место в общественной жизни России в XIX и начале XX века, в его деятельности участвовали очень образованные и достойные люди, энтузиасты своего времени. Я считаю, что нужно возродить наши традиции, изучая и опираясь на их опыт. Мы просто обязаны заботиться об объектах культурного наследия, которые хранят связь времен и поколений и берегут наше прошлое, которое во многом определяет и наше будущее».

Неравнодушным челябинцам давно пора бы объединиться, чтобы в рамках общественной организации спасти памятники архитектуры от забвения и разрухи.