Челябинцы встречают начало Успенского поста

14.08.2009 00:00
Автор: Пресс-служба Челябинской епархии
Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня (19 августа) и Успения Божией Матери (28 августа) и продолжается две недели – с 14 по 28 августа ( даты приводятся по новому стилю).
Челябинцы встречают начало Успенского поста*
не наше

С сегодняшнего дня по церковному календарю – начало Успеского поста.

  Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня (19 августа) и Успения Божией Матери (28 августа) и продолжается две недели – с 14 по 28 августа ( даты приводятся по новому стилю).


Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, имеется ясное указание на Успенский пост. Он говорил, что церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны – Великий пост, для лета – Петров пост, для осени – Успенский, для зимы – Рождественский.  

  Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божией, Которая, узнав о Своем преставление, как всегда подвизалась и постилась. Хотя будучи святой и непорочной, Она не имела нужды в посте. Но Богородица молилась о нас, земных людях, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и соединиться с Сыном. Потому и мы должны поститься, подражая житию Божией Матери.
Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года. На нем было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (по ст. стилю). 

Как питаться и проводить дни Успенского поста.

Успенский пост считается строгим. Он не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. По церковному Уставу нельзя употреблять в пищу мясные, молочные продукты, яйца и рыбу.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи. Во вторник и четверг – сварением пищи, но без елея, т.е. даже без растительного масла. По субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
 В праздник Преображения Господня (19 августа) по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост – это необходимое средство для успеха в жизни духовной, ибо он, отнимая у плоти излишнюю пищу и излишнее питие, ослабляет силу чувственных влечений. Отсюда видна и польза поста: 
  а) пост скоро и ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной, а от простой пищи и пития;
  б) пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит;
  в) пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и Божественном. «Кто постится, тот с добрым духом молится», - говорит св. Иоанн Златоуст.

Но, постясь телесно, необходимо поститься и духовно.
В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи. В посте духовном - воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. 
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям: в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.