Челябинский экс-чекист Александр Рябченко может стать фигурантом громкого уголовного дела

23.12.2013 14:33
Автор: Владимир Филичкин
Известный челябинский политолог Александр Подопригора  на днях первым в регионе поведал о задержании некоего Павла Бегеба, ранее занимавшегося восстановлением Южной Осетии после грузинской агрессии 2008 года. Как пишет Александр Васильевич, «операция по задержанию Павла Бегебы была серьезно засекречена. Он был задержан в Челябинске еще две недели назад и немедленно вывезен в Москву сотрудниками Главного управления экономической безопасности и борьбы с коррупцией МВД РФ».
Челябинский экс-чекист Александр Рябченко может стать фигурантом громкого уголовного дела*
Причем совершенно непонятно о какой секретности ведет разговор наш уважаемый эксперт, если информация о том, что почти миллиард российских бюджетных средств, направленный на восстановление экономики нашего основного стратегического союзника на Кавказе был попросту разворован, в том числе и жителями нашей области - вполне открыто, публиковалась уже не один год. А всего в Южной Осетии, кстати, уже возбудили 78 уголовных дел по фактам превышения должностных полномочий, мошенничеству, халатности при освоении бюджетных миллионов, и из них как минимум десяток, относится к деятельности, так называемой «челябинской команды».

Озерский десант в Цхинвали

Скандал действительно намечается грандиозный, вот только на роль главного действующего лица Павел Бегеба конечно же не тянет. «Я готов подать в отставку, если челябинцы мне назовут, что перекрыли, хотя бы один канал хищений. А я назову 10 каналов, которые они открыли», — публично уверял Батраз Таказов из Комитета по экономической безопасности республики. Еще в октябре 2013 года Генпрокурор Южной Осетии Мераб Чигоев совершенно открыто заявил, что два уголовных дела были направлены им в следственные органы Челябинской области для дальнейшего расследования. В том числе и потому, что девять фигурантов пришлось объявлять в международный розыск. В генпрокуратуре Южной Осетии сегодня оценивают экспансию челябинцев в экономическое корыто маленькой самопровозглашенной республики достаточно широко - до четверти от всего ее рынка. Странно, но до августа 2009 года вряд ли кто в Южной Осетии вообще знал про существование расположенного в Челябинской области засекреченного города Озерска. И вдруг закрытый 90-тысячный город атомщиков неожиданно стал кадровым инкубатором для руководства кавказской республики. А началось все с того, что ее правительство возглавил скандально известный бизнесмен из Озерска Вадим Бровцев, совсем неожиданно поднявшийся в запретке на торговле мандаринами. А за ним в Цхинвал на руководящие должности сразу же рванули еще три десятка предприимчивых людей из закрытого административно-территориального образования Челябинской области Озерск. Как утверждают местные жители, в Южной Осетии в последние годы даже завхозы были из Озерска.

И главное Государственным советником Президента Республики Южная Осетия по финансово-экономическим вопросам и руководителем Межведомственной комиссии Совбеза РЮО по безопасности в бюджетной сфере совсем неожиданно вдруг стал до недавнего времени малоизвестный челябинский пенсионер, бывший первый заместитель начальника УФСБ по Челябинской области Александр Рябченко, в недавнем прошлом курировавший Озерск - крупнейший центр по хранению и переработке радиоактивных материалов в военных и мирных целях.  А расположенный в Озерске ФГУП «Производственное объединение «Маяк»  напомню - первый промышленный объект отечественной атомной отрасли – до сих пор является ведущим предприятием ядерного оружейного комплекса России и обеспечивает безопасность государства, выполняя государственный оборонный заказ по производству компонентов современного ядерного оружия. И естественно, что Александр Николаевич, поэтому долгие годы лично обеспечивал в Озерске надлежащую государственную безопасность. Полностью согласен с Александром Подопригорой, что интересно было бы знать, как в сверхрежимных условиях абсолютно засекреченного Озерска сформировался криминальный «южноосетинский десант»…

Против кого дружите?

Вспомним, что череда громких уголовных дел в отношении глав ЗАТО Челябинской области подтвердила простую истину, что «атомные» чиновники, как впрочем, и чиновники по всей остальной России, в принципе стремятся к одному и тому же - к обеспечению для себя и своих близких высокого уровня достатка и обретения безграничных возможностей для взимания поборов и взяток. Получается, что не отставали от них и озерские предприниматели, явно по недосмотру контролирующих органов, когда то пробравшиеся в лакомые закрома закрытого города Южного Урала. Вдумайтесь, что жизнь в условиях ЗАТО течет абсолютно иным образом, чем по всей остальной России - там все и вся находится под колпаком у местных отделов региональных управлений ФСБ, до недавнего времени непосредственно подчиненных Александру Рябченко. Выражаясь иным языком, практически о любом сколько-нибудь заметном (а тем более компрометирующем поступке) любого жителя там становится тут же известно компетентным органам. Но как утверждают знатоки: « весь фокус заключается в том, что фиксация и изобличение любых фактов неблаговидных и порочных поступков жителей закрытых городов, является хоть и очень важной, но далеко не единственной стороной деятельности тамошних отделов УФСБ. Другой не менее важной стороной их деятельности является ведение негласной воспитательной работы и создание условий для поддержания среди подопечного им населения здорового морального климата».  Получается, что ранее не замаранные воспитанники Александра Рябченко в Южной Осетии, под его же чутким контролем и руководством вдруг дружно сорвались с катушек…

Правда известный публицист Владимир Касторный уверен в обратном: «если  указанные отделы и управления ФСБ примутся принимать меры и сообщать сторонним учреждениям и организациям обо всех без исключениях зафиксированных правонарушениях и проступках многочисленных жителей конкретных ЗАТО, то это помимо всего прочего будет свидетельствовать о никудышном качестве их воспитательной работы, что в свою очередь обернется для целого ряда их работников и руководителей принятием нежелательных организационных выводов и снятием со своих должностей. Выражаясь иным языком, в условиях закрытых городов представители ФСБ в подавляющем большинстве случаев оказываются совершенно незаинтересованными в откровенном реагировании и предприятии каких-то мер в отношении тех их жителей, неприглядные действия и проступки которых не выходят за рамки широкоупотребительных порочных норм, характерных для современной России. В свою очередь представители администраций и проверяющих органов закрытых административно-территориальных образований, быстро усваивая правила подобных игр, обнаруживают способность к ловкому подстраиванию под них - в целях обретения возможности для извлечения максимальных выгод из своего служебного положения».

Стоит ли сегодня удивляться, что начало громкого скандала с разворовыванием сотен миллионов бюджетных денег направленных на восстановление разрушенной Южной Осетии поразительно совпало с выходом 26 апреля 2012 года Указа Президента Республики Южная Осетия Леонида Тибилова об освобождении от занимаемой должности бывшего челябинского чекиста Александра Рябченко. Остается только дождаться компетентной оценки роли Государственного советника Президента Республики Южная Осетия по финансово-экономическим вопросам и руководителя Межведомственной комиссии Совбеза РЮО по безопасности в бюджетной сфере в воровстве почти миллиарда бюджетных рублей.