Челябинские эксперты обсудили успехи нацпроекта «Образование»

02.09.2023 11:10
Автор: Мария Станковская
С 2019 года в России по инициативе президента Владимира Путина реализуется национальный проект «Образование».
Челябинские эксперты обсудили успехи нацпроекта «Образование»*

Его программы затрагивают всю систему обучения подрастающего поколения – от дошкольных до высших образовательных учреждений, а также дополнительное образование и профессиональное развитие педагогов. Проект рассчитан до 2024 года, поэтому уже можно подвести предварительные итоги. В преддверии нового учебного года участники «Экспертного клуба» Челябинской области обсудили достижения нацпроекта в регионе и озвучили вопросы, решения которых, программа, возможно, коснется в будущем, в случае продления проекта на новый этап.

Эксперты сошлись во мнении, что самым очевидным достижением нацпроекта «Образование» в регионе является мощный рывок, сделанный в техническом образовании, особенно в дошкольном. Повысился и интерес самих ребят к техническому творчеству.

По словам директора регионального Центра технического творчества Челябинской области Владислава Халамова, нацпроект обогатил Южный Урал детскими технопарками. В регионе четыре «Кванториума», семь «IT-кубов», «Мобильный Кванториум», десятки «Точек роста» и «Новых мест дополнительного образования детей». В этом учебном году эта сеть пополнится новыми площадками.

«Динамику развития можно оценить по одному лишь примеру: в 2013 году, вступив в должность директора ДЮТТ,  я принимал учреждение с 550 детьми, сейчас во всех его структурных подразделениях обучается 9 500 юных техников. Помню время, когда каждое открытие кружка было грандиозным событием. Моё любимое техническое творчество было либо недоступно совсем, либо с условием, что всё необходимое для занятий купят родители. Тот объём средств, который сейчас выделяется на эту сферу, очень достойный. И он позволил обеспечить доступность допобразования каждому несовершеннолетнему жителю региона. Кроме того, мы смогли открыть направления, о каких раньше только мечтали. Например, беспилотники – крайне дорогое увлечение», – комментирует Владислав Халамов.

Другим важным результатом нацпроекта «Образование» эксперты называют существенное улучшение материально-технического оснащения образовательных учреждений, а также масштабную работу по их ремонту и благоустройству. Школы оснащаются компьютерными классами, современными плазменными панелями и проекторами, интерактивными комплексами, оборудованием для проведения лабораторных работ и исследований.

«По работе приходится часто ездить по муниципальным образовательным организациям Челябинской области для встречи со старшеклассниками. В командировках наблюдаю, как преобразуются школы, появляется оборудование, очень современный ремонт, школа становится не просто местом для получения знаний, но и центром притяжения молодежи, в рамках которого, безусловно, хочется получать новые знания и создавать образовательные, а может, не только, проекты, проводить исследования», – отмечает старший преподаватель Южно-Уральского государственного университета Максим Двойненко.

Среди вопросов, которые еще предстоит решить в рамках нацпроекта «Образование», эксперты, в частности, называют дефицит кадров на рынке труда, особенно инженерных и технических. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, с 1 сентября по инициативе главы региона Алексея Текслера открываются губернаторские инженерные классы, разрабатываются различные программы профориентации для школьников,  учреждения СПО выстраивают совместную работу с предприятиями по подготовке специалистов. 

Однако, по мнению исполнительного директора национального проекта «Сельские школы РФ», руководителя проектов фонда «Институт воспитателей строителей страны» (г. Миасс) Николая Махнева, в настоящее время нет четкой политики, направленной на повышение привлекательности региона как места, где хочется остаться жить и работать.

«Чиновники рассказывают о стобалльниках, медалистах, олимпиадниках, но не говорят об инструментах, которые смогли бы выделить группу молодежи, желающих остаться жить и работать на своей малой родине, и системно начать работу с ними. Настало время точечной и внимательной работы с молодежью на ранних этапах, со школы, в разных направлениях, убеждая, показывая и доказывая им, что ты нужен здесь, ты необходим», – подчеркивает эксперт.

С мнениями других участников можно познакомиться на сайте «Экспертного клуба».