Поиск

Выборы сити-менеджера Миасса: криминальная хроника

13.04.2012 10:32
Автор: Владимир ФИЛИЧКИН
Четвертый город в регионе по численности населения и третий по всем другим основным показателям - Миасс последние годы сотрясает череда необычайно громких скандалов. Именно поэтому миасцев, наверное, сегодня так волнуют некоторые личности, рвущиеся во власть.
Выборы сити-менеджера Миасса: криминальная хроника*

Четвертый город в регионе по численности населения и третий по всем другим основным показателям - Миасс последние годы сотрясает череда необычайно громких скандалов. Именно поэтому миасцев, наверное, сегодня так волнуют некоторые личности, рвущиеся во власть. А тут еще 17 мая 2012 года судья Арбитражного суда Челябинской области Артем Скобелкин начинает рассмотрение громкого дела А76-3640/2012 по иску Челябинского комитета по управлению имуществом и земельным отношениям к крупнейшему должнику перед челябинским муниципалитетом из Миасса — ЗАО «Трест Уралавтострой» (генеральный директор Валихан Тургумбаев).

Кандидата в сити-менеджеры ждет суд

Соответствующие исковые заявления были направлены в суд еще 29 февраля 2012 года. Напомним, между КУИиЗО и ЗАО «Трест Уралавтострой» имеются договоры аренды земельных участков по улице Шота Руставели в Ленинском районе и улице Черкасской, 71, в Металлургическом районе. На них фирма Валихана Урсбаевича обязалась построить два многоквартирных многосекционных высотных жилых дома. По условиям договора застройщик был обязан своевременно вносить арендную плату в бюджет города. Однако с апреля 2010 года образовалась задолженность по арендным платежам в размере почти 10 млн рублей. Напряженный бюджет миллионного города лишился значительных средств. При этом, что интересно, попавший в черный список Челябинска гендиректор ЗАО «Трест Уралавтострой» Тургумбаев должником себя вовсе даже не считает.

Аналитики отмечают парадоксальность сложившейся ситуации. Участвовавший в аукционах победитель-предприниматель, по существу, сам устанавливает итоговую цену, а затем еще и не платит аренду, дерзко игнорируя взятые на себя обязательства. При этом ничего не мешает этому явно недобросовестному застройщику продавать квартиры в якобы строящемся им доме.

Однако о каком вообще строительстве многоэтажных и многосекционных высотных жилых домов в Челябинске и Миассе может идти речь, если недобросовестный арендатор даже не в состоянии расплатиться с муниципалитетом за арендуемую под строительство землю? Слишком очевиден обман доверчивых людей, решивших по наивности поучаствовать в долевом строительстве. Получается, пока глава региона, набивая шишки, отстаивает права ранее обманутых дольщиков, недобросовестные арендаторы-застройщики создают условия для появления новых…

Кстати, сегодня выясняется, что в Арбитражном суде Челябинской области это дело в отношении ЗАО «Трест Уралавтострой» не единственное. 22 марта 2012 года комитет по управлению имуществом Миасского городского округа тоже обратился с иском о расторжении договора аренды и возврате земельного участка по улице Восьмого Марта в городе Миассе, предназначенного для проектирования и строительства многоквартирного 10-этажного жилого дома с магазином. И тоже в связи с неисполнением Валиханом Урсбаевичем договора аренды земельного участка на сумму более 20 миллионов рублей. Согласитесь, что сумма для городского бюджета Миасса более чем основательная…

Все это вполне может свидетельствовать о явной недобросовестности миасского предпринимателя и о наличии в бизнес-структурах Тургумбаева серьезных финансовых затруднений, ставящих под сомнение саму возможность завершения заявленного жилого строительства. Да и вообще-то арбитражная история ЗАО «Трест Уралавтострой» далеко не безупречна… Вот только со стороны оперативных работников УБЭП и надзирающих за соблюдением законности прокуроров активности почему-то не наблюдается.

«Трест Уралавтострой»: начало конца

Между прочим, до недавнего времени ЗАО «Трест Уралавтострой» имело давнюю и действительно славную репутацию. Оно ведь является приемником легендарного треста «Уралавтострой», созданного в Миассе в октябре 1939 года в структуре треста № 8 Наркомстроя СССР. «Трест Уралавтострой» прославился ударным строительством жилья для переселенцев из районов Крайнего Севера России, семей военнослужащих и ликвидаторов аварий на Чернобыльской АЭС и химкомбинате «Маяк». Работниками Треста жилые дома массово возводились в Миассе, поселке Рощино Челябинской области, в Тюмени, Набережных Челнах, Угличе Ярославской области и в городе Фролово Волгоградской области… В 2004 году в успешной строительной фирме работало более 200 человек. А вот на 1 августа 2009 года по штатному расписанию их уже осталось всего 30 человек.

Вполне возможно, что ЗАО «Трест Уралавтострой» подкосило то, что, завладев контрольным пакетом акций, именно Валихан Тургумбаев стал сначала председателем совета директоров, а в 2009 году фактически сам себя назначил еще и генеральным директором общества.

В Миасс этот человек приехал сравнительно недавно. Родился и большую часть своей жизни Тургумбаев провел в поселке Буранный Агаповского района Челябинской области. Причем некоторые его земляки даже утверждают, что выпускник мединститута, специализировавшийся в акушерстве и гинекологии, Валихан Тургумбаев был всегда достаточно далек от проблем современного промышленного строительства. Даже курсы конкурсных управляющих, которые он окончил, вряд ли могли в полной мере восполнить имеющийся у него пробел знаний по строительной специальности. Именно при Тургумбаеве ЗАО «Трест Уралавтострой» стало генеральным спонсором печально знаменитого рок-фестиваля «Торнадо», а он сам - главным организатором и, по существу, его единоличным владельцем. После крайне неприятного для него расследования по факту побоища на рок-фестивале «Торнадо» 29 августа 2010 года Валихану Тургумбаеву предстоит очередное весьма непростое испытание. Завершенное расследованием уголовное дело уже передано для рассмотрения по существу в Челябинский областной суд. И этот резонансный процесс, несомненно, привлечет внимание очень многих. А это прежде всего сложные, неожиданные и в чем-то даже провокационные вопросы… И вопросы подчас очень неприятные, прежде всего - для свидетеля по делу Валихана Урсбаевича.

Сегодня Валихан Урсбаевич приценивается еще и к миасской городской газете «Глагол». Должно быть, учел досадный опыт своих неудачных попыток прорваться в депутаты Законодательного собрания Челябинской области и города Миасса. Действительно, не имея своих СМИ, победить на выборах сегодня крайне сложно. Между прочим, уже вполне открыто говорят, что Тургунбаев намерен принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности сити-менеджера Миасса. По нынешним временам дело это явно затратное, и многим оно, конечно же, не по карману. И к тому же по закону компетентные органы должны выяснять происхождение денежных средств, потраченных на «платную политическую рекламу». Потому что чем больше у современного кандидата денег, тем ярче его общественно-политический имидж…

Кандидаты в обманутые дольщики

В последнее время в Миассе заговорили о том, что известного миасского бизнесмена Валихана Тургумбаева наконец-то уличили в серьезных грехах и нарушении закона.

А тут еще люди, доверившие свои средства Тургумбаеву, пишут в различные СМИ: «Почему обычные квартиры покупаются в достраивающихся домах, а у Валихана - только в планируемых?»

Или вот еще: «о каком целевом расходовании денежных средств дольщиков можно говорить в случае с трестом? Да ни о каком. Прямое нарушение федерального законодательства. Как с этим бороться? Только прокуратура может провести проверку. Вопрос: что для этого нужно? Не знаю. Наверное, чтобы появились новые обманутые дольщики. А не доводить до этого никак нельзя…»

Авторы писем даже предвосхищают неизбежность усиления акций протеста: «если не обратить на это внимание общественности и не провести прокурорские проверки по целевому использованию средств, то с помощью дольщиков, несущих деньги за квартиры в еще не существующем доме, этот пузырь будет расти. И чем позднее люди поймут, что это пирамида, тем больше их с плакатами у администрации будет стоять».

И уж, похоже, совсем от безысходности: «Непростая ситуация. Почему-то в памяти всплывает фамилия Мавроди. Он помогает людям зарабатывать деньги, все вроде до поры и до времени довольны... Думаю, что Тургумбаеву этот участок нужен был как воздух. Весь бизнес ведь построен на том, что каждый дом строится от продажи следующего. Закончатся продажи по Б.Хмельницкого, 28, его нужно будет строить, а денег нет. Нужно что-то продавать - будет продавать дом по ул. 8 Марта…»

Или уж совсем запредельное: «Печально. Вы живете и не видите, что у вас под носом происходит. Насколько я понимаю, сейчас строится дом № 8 по ул. Попова. Вторая очередь, в нем уже давно все продано, он достраивается от продажи дома № 28 по ул. Б.Хмельницкого, а на что будет достраиваться этот дом? От продажи дома по ул. 8 Марта - правильно. А если дома по ул. 8 Марта не будет? До свидания, дольщики. «Ну не смогла я, не смогла...» Бизнес ради того, чтобы согреться или всем навалить на грудь? Жизнь покажет, кто был прав, это мое мнение, и я его выражаю. Не хочу, чтобы Челябинская область была в центре внимания из-за «кинутых» дольщиков».

Напомню, в апреле 2005 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон № 214/2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», достаточно подробно регламентирующий отношения вкладчиков и застройщиков. Но с момента вступления закона в силу часть застройщиков этот закон цинично проигнорировала, пойдя по пути придумывания схем его обхода, привычно оставляя обманутых дольщиков бесправными. Статья 18 этого закона гласит: «Застройщик использует денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, исключительно для строительства (создания) им многоквартирных домов в соответствии с проектной документацией». Тысячи обманутых дольщиков сегодня вопрошают: «Кто должен контролировать этот процесс и соблюдение федерального закона?» Казалось бы, ответ очевиден – прокуратура. И что же должно случиться для того, чтобы прокуратура наконец-то вмешалась? И самый главный вопрос: не будет ли тогда слишком поздно»
    Название ЗАО «Трест Уралавтострой» в последнее время уже привычно замелькало на страницах средств массовой информации: «Торнадо на рынке недвижимости», «Челябинская администрация подала иск против застройщика из Миасса», «Наделал долгов - и во власть?» Публикации просты и понятны. ЗАО «Трест Уралавтострой» конкретно уличили в недобросовестности. Оно не только накопило кучу долгов перед областным и городским бюджетами. Но и, по сути, своими действиями создает почву для появления на Южном Урале новых обманутых дольщиков.

Пирамида или карусель?

Сомневаетесь? Давайте тогда заглянем в недавнее прошлое ЗАО «Трест Уралавтострой»:

  • дом № 6 (1-я очередь) по улице Попова в Миассе введен с опозданием в 19 месяцев (первоначальный срок ввода – май 2009 года, фактический - декабрь 2010 года);
  • дом № 8 (1-я очередь) по улице Попова введен с опозданием в два месяца (первоначальный срок ввода – сентябрь 2011 года, фактический - ноябрь 2011 года).

Ситуация, казалось, вроде бы улучшилась, но вот дом № 8 (2-я очередь), который сейчас строится и должен быть введен в этом месяце. На деле оказывается, что фактически ведется строительство только седьмого этажа. Интересная ситуация на сайте компании: вторая очередь представлена как первая, и вывешены ее фотографии. Это чья-то ошибка или злой умысел?

Мы знаем, что в продаже также находится жилой лом по улице Богдана Хмельницкого, 28, срок сдачи которого намечен на конец года. Но на сегодняшний день на строительной площадке мы ничего похожего на новостройку не наблюдаем.
Экономисты знают, что основным показателем финансовой стабильности строительного предприятия является баланс между проданными квартирами и средствами, вложенными в строительство. Пора, наверное, надзирающим и контролирующим органам Челябинской области узнать, сколько же квартир продано в еще не построенных домах. Для этого надо всего лишь официально поговорить с начальником отдела продаж Сергеем Клещевым. И, конечно же, выяснить, куда Валиханом Урсбаевичем потрачены эти миллионы…

А ведь совсем недавно губернатор Михаил Юревич, уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов и прокурор Челябинской области Александр Войтович три часа детально разбирали тринадцать проблемных объектов жилищного строительства в трех муниципалитетах региона. И вывод губернатора был озвучен большинством средств массовой информации: это вопиющие примеры недоработки, а местами и попустительства правоохранительных органов. И их, по всей видимости, придется озвучивать на более высоком уровне, учитывая, что местные правоохранительные органы не справляются. Казалось бы, вывод из всего сказанного очевиден.