Травля китайских крестьян продолжается

07.07.2010 11:19
Автор: Иван ТРОФИМОВ
На Южном Урале продолжается борьба с дешёвыми овощами. Точнее, с производящими их китайскими крестьянами. Ставки высоки: оторвавшись от посевных работ, вырезаемого скота и выгорающих в настоящее время полей, министр сельского хозяйства лично находит время дать интервью, провести пресс-конференцию, выступить с заявлением и провести заседание рабочей группы.
Травля китайских крестьян продолжается*
не наше

На Южном Урале продолжается борьба с дешёвыми овощами. Точнее, с производящими их китайскими крестьянами. Ставки высоки: оторвавшись от посевных работ, вырезаемого скота и выгорающих в настоящее время полей, министр сельского хозяйства лично находит время дать интервью, провести пресс-конференцию, выступить с заявлением и провести заседание рабочей группы.

После того как один за другим отпали обвинения в использовании запрещённых удобрений, «химических» огурцах и прочих ужастиках, использованные в прошлом году, в ход пошли новые аргументы. Китайцы не соблюдают российский КЗОТ — то есть слишком много работают, разводят бытовую антисанитарию, пользуются наличными деньгами и «недобросовестно» конкурируют с местными тепличниками. 500 миллионов в чемоданах, неуплаченные налоги, труд на износ и жизнь в шалашах — всё это понятно и, наверное, неправильно. Об этом можно говорить и с этим надо что-то делать. Налоговой службе, ФМС, Росздравнадзору и так далее. Но не министру. В обязанности министра сельского хозяйства, простите за тавтологию, входит развитие этого самого хозяйства. В том числе овощеводства.

И возникает законный вопрос: почему в зоне рискованного земледелия, какой является Челябинская область, китайцы умудряются выращивать овощи сотнями тысяч тонн, располагая лишь полиэтиленовой плёнкой да деревянными рейками, а то и вовсе на открытом грунте?

Выращенные сынами Поднебесной овощи, по признанию чиновников от сельского хозяйства, расходятся по всему Уралу, их везут в Тюмень, Курган, в Ханты-Мансийский автономный округ и на Ямал, даже в традиционно сельскохозяйственное Оренбуржье. А вот у местных земледельцев, пользующихся мощной поддержкой областного минсельхоза области, о чём нам не забывают напомнить через самые разные СМИ, дело как-то не ладится…

Вот у наших птичников всё замечательно: обещают завалить мясом сопредельные государства вплоть до Ирана. Свинокомплексы работают как часы. Зерна девать некуда, надои растут (то, что денег за эту продукцию нормальных не дают, — это другая проблема). Всё работает и крутится без всяких гастарбайтеров. А с производством овощей вопрос решить почему-то не получается. И это странно.

Та ниша, в которой так успешно действуют китайские крестьяне, была не занята годами. Но и сейчас там достаточно места! Свободных прудов и озёр масса, плёнки полиэтиленовой на любом рынке горы. Казалось бы, пользуйся моментом и летней жарой, наращивай объёмы и снижай цены. Но китайцы работают и зарабатывают, а наши — на своей земле! — нет. В чём причина, помимо пресловутых «недобросовестной конкуренции китайцев» и «русской лени»?

Давайте попробуем рассуждать объективно. Допустим, китайцы, как рассказывает нам Иван Евгеньевич Фёклин, привозят с собой деньги в чемоданах. Но местные хозяйства, по крайней мере теоретически, располагают куда большим финансовым ресурсом — бюджетами Челябинской области и Российской Федерации, в которых денег всяко больше, чем во всех китайских чемоданах вместе взятых. Однако федеральная программа льготного кредитования сельхозпредприятий движется в области ни шатко ни валко, ибо не всякое предприятие пробьётся через многочисленные барьеры согласований в челябинском минсельхозе. А без этого госкредитов не получить.

Можно было бы списать это обстоятельство на извечную российскую бюрократию, но почему-то некоторым хозяйствам, желающим занять у государства денег, в минсельхозе открыта «зелёная улица». Вот, например, ООО «Совхоз «Береговой» — хозяйство, фактическим владельцем которого, как говорят, был бывший куратор сельского хозяйства области и шеф министра Фёклина Андрей Николаевич Косилов, — без проволочек получил кругленькую сумму. И тут же в темпе обанкротился. Очень слаженная получилась работа. Можно и ещё покопать в этом направлении, много чего интересного узнать.

И задаться вопросом: а заинтересованы ли чиновники минсельхоза в снижении цен на овощи, в наращивании их производства и вообще в развитии тепличного земледелия на Южном Урале? Если принять во внимание тот факт, что министр сельского хозяйства Иван Фёклин одновременно является членом совета директоров ОАО «Тепличный» (п. Чурилово)… Ведь конкурентом «Тепличного», помимо китайских крестьян, с которыми Иван Фёклин и его министерство ведут ныне бескомпромиссную борьбу, автоматически становится любое сельхозпредприятие области. Для того чтобы оказаться в положении «нехороших» китайцев, достаточно лишь попытаться заняться аналогичным производством и снизить цены на овощи из-под плёнки. Вот, похоже, и не занимаются.

Мы не можем давать правовую оценку факту пребывания министра Фёклина одновременно чиновником и бизнесменом, это дело не журналистов. Но вот на развитии агропромышленного комплекса Челябинской области и кошельках рядовых южноуральцев это сказывается однозначно плохо.