Поиск

Спасите реанимацию Южного Урала!

22.08.2012 13:39
Автор: Владимир Филичкин
Со времени работы врачом бригады скорой помощи в Челябинске, считаю работу в реанимации важнейшим делом всей своей жизни. Поэтому всегда с большим уважением отношусь к медицинским работникам, часто из последних сил на пределе возможного вытягивающих своих пациентов с того света.
Спасите реанимацию Южного Урала!*

Со времени работы врачом бригады скорой помощи в Челябинске, считаю работу в реанимации важнейшим делом всей своей жизни. Поэтому всегда с большим уважением отношусь к медицинским работникам, часто из последних сил на пределе возможного вытягивающих своих пациентов с того света. Хорошо помню, как всего два десятилетия назад профессор Анатолий Колесниченко из Красноярского края показал губернатору Александру Лебедю нескольких буквально приговоренных к смерти больных, в том числе и детей, которых нельзя было вылечить без респираторной поддержки новейшими аппаратами. Лебедем тогда немедленно были выделены необходимые средства для безотлагательного приобретения новейшего оборудования и проведения обучения персонала с привлечением лучших российских и зарубежных специалистов. В Красноярске тогда собрали на семинар представителей всех регионов страны. И только после этого применение методик респираторной поддержки стало понятным для врачей анестезиологов–реаниматологов всей страны, в том числе и Челябинской области.

Знаете ли вы, что в миллионном Челябинске, сегодня, все еще, функционирует всего 125 реанимационных коек хирургического профиля и только 66 терапевтического. При подобном «изобилии» высокоспециализированных лечебных койко-мест, вспышка высокопатогенного свиного гриппа 2009 – 2010 годов, к примеру, весьма наглядно показала большую вероятность массового поступления в стационары пациентов с тотальной пневмонией. Мало кто знает, что значительная часть тяжелых больных в регионе, в последние годы, или вообще не получала необходимой им респираторной поддержки из-за отсутствия необходимого современного оборудования или же вентиляция легких им проводилась аппаратами искусственной вентиляции легких (ИВЛ) устаревшего образца даже не имеющими необходимых режимов работы…

Минздрав России с 2011 года уже в приказном порядке требует от регионов, чтобы в отделениях реанимации на каждую койку сегодня обязательно имелся отдельный современный аппарат ИВЛ. Тогда как в Челябинской области ранее закупленное оборудование для респираторной поддержки среднего класса 2005, 2006 годов выпуска, к началу 2012 года уже полностью выработало свой ресурс. Но оно все еще от бедности используется вместе с устаревшим оборудованием, закупленным областью еще в 1980-90-е годы. По мнению главного челябинского анестезиолога-реаниматолога Михаила Ермакова: «использование подобных аппаратов ИВЛ приводит к тому, что у больных в 100% случаев развивается госпитальная пневмония или острый респираторный дистресс-синдром, как крайнее проявление синдрома острого повреждения легких, что значительно увеличивает риск летальности и удлиняет время нахождения больного в реанимационном отделении».

 Даже в таком авторитетнейшем учреждении Челябинска как первая горбольница оказывается, к началу этого года не было аппаратов ИВЛ высокого класса, позволяющих осуществлять респираторную поддержку под контролем механики дыхания и газового состава крови…

Именно поэтому с вполне понятным интересом прочитал июньскую статью «Технологии расточений» уважаемого мной журналиста Александра Подопригора, проанализировавшего статистику бюджетных закупок на модернизацию областного здравоохранения. И указавшего, что «20 июля 2011 г. по жалобе ООО «ТрансИнвестКапитал» был отменен аукцион на поставку аппаратов искусственной вентиляции  на сумму 120 595 000 рублей, а 21 октября  2011 года по жалобе  ООО «Реймс» былотменен еще и аукцион на поставку аппаратов ИВЛ на сумму  70 400 000 рублей. И более того Александр Васильевич прямо пишет, что «15 декабря  2011 г. по жалобе ООО «Реймс» в арбитражный суд был приостановлен аукцион на поставку аппаратов ИВЛ на сумму 27 500 000  руб. Дело до их пор рассматривается арбитражным судом!».

При этом известный аналитик прямо утверждает, что «анализ жалоб на действия Минздрава области приводит к выводу о том, что налицо систематические, многочисленные и однотипные нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд. Причем основные нарушения сводятся к тому, что вся аукционная документация формируется под конкретные модели оборудования и сводится в один огромный лот, который может поставить  только поставщик,  участвующий в предварительных договоренностях с заказчиком. То есть Министерство здравоохранения области проводит многомиллиардные аукционы по закупке  медицинского оборудования путем написания «точных» технических заданий, создающих условия для победы в аукционах заранее известных поставщиков».

Обвинения весьма серьезные, хотя и несколько странные на мой взгляд (может быть специалисты из Минздрава, достаточно точно описывая нужную больницам области продукцию, просто хорошо знали, чего они хотят – прим. автора). И первое, что нам пришло в голову сделать, это поинтересоваться в прокуратуре Челябинской области, почему собственно ославленные в прессе прожженные коррупционеры из Министерства здравоохранения до сих пор на свободе.

И от проверенного и заслуживающего доверия источника в отделе по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы нам стало известно, что проверка начатая старшим прокурором отдела Павловой 26 октября 2011 года о законности аукционов на поставку аппаратов ИВЛ, инкубаторов для новорожденных и мониторов закончилась практически ничем. Серьезных нарушений закона в действиях руководства Минздрава, проверяющие почему то не нашли…

Не очень то, доверяя прокурорским проверкам, мы не поленились и заглянули в арбитражное дело № А76-24866/2011. И тут произошла еще одна нестыковка с текстом статьи. Действительно на основании заявки Минздрава Челябинской области уполномоченным органом – Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области, был размещен заказ на проведение открытого аукциона в электронной форме по заключению контракта на поставку медицинского оборудования аппаратов ИВЛ высокого класса для взрослых, детей и новорожденных с расширенными функциями в количестве 11 штук.

Вот только техническое задание на необходимые аппараты ИВЛ, как было установлено в суде, реально тщательно прорабатывалось ведущими специалистами здравоохранения Челябинска и Челябинской области, и является отражением существующей потребности в данном медицинском оборудовании, как самого заказчика, так и врачей-специалистов, которым возможно придется работать на данном оборудовании….

 Поинтересовались мы и обоснованностью цены заказа и узнали из материалов дела, что «при определении максимальной цены контракта Министерством были использованы коммерческие предложения ООО «Элман-Рус», ООО «Медицинская лизинговая компания» (ООО «МЛК») и ООО «Техномедикс».

 

К участию в этом аукционе были допущены ООО «МЛК» и ЗАО «НПВЛ Лиан» из города Владимир. Оба участника представляли одно и то же оборудование: «Engstrom Carestation», производства США. Согласно документам общество «Медицинская лизинговая компания» 15 ноября 2011 года было признано победителем аукциона.

 

При этом оказывается 29 марта 2012 года судья Арбитражного суда Челябинской области Лада Мухлынина в полном объеме отказала ООО «Реймс», явно намеревавшемуся, из каких то только ему известных интересов взять и разбить аукцион в иске о признании недействительным размещения заказа. Полностью согласившись при этом с позицией регионального Минздрава. По мнению суда: «заказчик вправе приобрести то оборудование, в котором он непосредственно заинтересован, а не то оборудование, которое имеется у участника аукциона (кстати, ООО «Реймс» из Челябинска даже не участвовал в аукционе – прим. автора). И как указала в своем судебно решении Лада Дмитриевна: «в техническом задании содержатся характеристики оборудования, в приобретении которого заказчик испытывает необходимость».

И соответственно принцип эффективного использования бюджетных средств как раз и понимается арбитражным судом, как право государственного заказчика на приобретение именно тех товаров, которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

А принцип расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и развитии добросовестной конкуренции по мнению суда «не должны толковаться в ущерб потребностям заказчиков и пониматься как запрет на размещение заказов на поставку товара с такими качественными (функциональными) характеристиками, которые хотя и в наибольшей степени соответствуют потребностям заказчика, но не могут быть заказаны по причине того, что требуемым характеристикам соответствует товар только одного производителя».

И более того: «Согласно пояснениям УФАС, однозначно утверждать, что со стороны заказчика имеет место ограничение допуска участников нельзя…, Причины, по которым иные дилеры или производители не приняли участие в аукционе, не выяснялись» (протокол судебного заседания от 14 марта 2012 года).

«Согласно представленным в судебном заседании пояснениям ответчика представленный победителем аппарат ИВЛ является технически более современным и эффективным, чем аппарат, представляемый истцом. Доказательств в опровержении указанного истцом представлено не было».

23 июля 2012 года судья Лада Мухлынина отменила вынесенное в декабре 2011 года решение о применении обеспечительных мер в виде запрета региональному Минздраву заключать и исполнять спорный контракт… Так как вынесенное Арбитражным судом Челябинской области по иску ООО «Реймс» определение о запрете заключения госконтракта по итогам проведенных конкурсов банально привело к срыву исполнения областной целевой программы модернизации здравоохранения на 2011 – 2012 годы. Семимесячная задержка сроков поставки медоборудования напрямую затронула охраняемые законном конституционные права и интересы неограниченного круга лиц – пациентов реанимационных отделений с заболеваниями, угрожающими их жизни: тяжелая форма гриппа, сердечнососудистые заболевания, травмы при ДТП….

 

5 июля 2012 года судьи Вячеслав Рачков, Наталья Махрова и Светлана Карпусенко рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Реймс» на решение Арбитражного суда Челябинской области поддержали свою коллегу. Жалобу оставили без удовлетворения, а судебное решение от 29 марта 2012 года без изменения.

А тут еще выяснилось, что 17 ноября 2011 года комиссия по контролю в сфере размещения заказов УФАС, рассмотрев очередную жалобу ООО «Реймс» на конкурсную документацию по поставкам инкубаторов для интенсивной терапии новорожденных, для выхаживания младенцев с экстремально низкой массой тела, гибридной системы, совмещающей в себе функции инкубатора для новорожденных и открытого реанимационного места производства «Atom Medical Co», Япония признала доводы «Реймс» на действия заказчика и уполномоченного органа необоснованными.

Сегодня у юриста Минздрава новые головные боли, как пишет в своей статье Александр Подопригора: «В июле 2011 года по жалобе ООО «ТрансИнвестКапитал» был отменен аукцион на поставку инкубаторов для новорожденных на сумму  –  84 900 000 рублей. А 26 сентября  2011 года по жалобе ООО «ТрансИнвестКапитал» был повторно отменен (теперь уже конкурс!) на поставку инкубаторов для новорожденных на сумму   –  83 900 000 рублей.

Александр Васильевич явно в пылу публицистического задора категоричен: «Наверное, вам покажется очевидным, что сначала нужно отремонтировать палаты и кабинеты в больницах, а затем  устанавливать  там медицинское оборудование. Но вопреки здравому смыслу областным Минздравом спешно проводились торги именно на закупку медицинского оборудования».

Возможно, господин Подопригора просто не знает, что из-за срыва областной программы модернизации здравоохранения главные врачи детских больниц сегодня просто заваливают министра здравоохранения Виталия Тесленко срочными требованиями по оснащению отделений реанимации и интенсивной терапии современным оборудованием:

«В первую очередь в рамках модернизации здравоохранения требуется дооснащение основным реанимационно-анестезиологическим оборудованием: аппаратами ИВЛ (11 штук), инкубаторами интенсивной терапии, инкубаторами-трансформерами и открытыми реанимационными системами (14 штук), мониторами полифункциональными в составе центральной мониторной станции (12 штук)».

«В экстренном порядке необходимо формирование дополнительного поста новорожденных в неонатальном блоке ОРИТ – трех реанимационных мест для лечения и выхаживания новорожденных и недоношенных детей (аппаратов ИВЛ – 3, инкубаторов-трансформеров – 3, мониторов -3)…».

«С целью совершенствования оказания помощи доношенным детям, родившимся в тяжелой асфиксии необходимо дополнительное приобретение аппарата общей терапевтической гипотермии новорожденных и реанимационного монитора амплитудно-интегрированной энцефалографии…».

 

И что наверное удивительно людям весьма далеким от проблем современной педиатрии. «Тяжелые» глубоко недоношенные и просто очень больные новорожденные детишки ждать завершения затяжных, а иногда и явно бесконечных судебных процессов по судьбе аукционов и конкурсов по поставкам современного реанимационного оборудования, о якобы имеющихся нарушениях антимонопольного законодательства в регион просто не смогут. Слабое здоровье им этого не позволит…