Поиск

Зачистка свидетеля: южноуральский вариант

21.05.2012 13:17
Автор: Владимир Филичкин
Сравнительно недавно просочившиеся в СМИ отрывочные и достаточно поверхностные публикации о явно подозрительной кончине потенциального главного свидетеля по уголовному делу Венеры Титовой главного бухгалтера ОАО ФНПЦ «Станкомаш» - крупнейшего предприятие Уральского ВПК похоже все таки не вызвали ожидаемого журналистами эффекта со стороны руководства правоохранительных органов и спецслужб региона.
Зачистка свидетеля: южноуральский вариант*
не наше

Сравнительно недавно просочившиеся в СМИ отрывочные и достаточно поверхностные публикации о явно подозрительной кончине потенциального главного свидетеля по уголовному делу Венеры Титовой главного бухгалтера ОАО ФНПЦ «Станкомаш» - крупнейшего предприятие Уральского ВПК похоже все таки не вызвали ожидаемого журналистами эффекта со стороны руководства правоохранительных органов и спецслужб региона. А казалось, должны были. Предприятие является ключевой структурой бизнес-империи Игоря Сербинова, в недавнем прошлом заместителя губернатора области Петра Сумина по экономическим и имущественным вопросам, а впоследствии еще и начальника главного финансового управления. Причем начинал свое восхождение во власть Игорь Сербинов, как собственник рухнувшего в 1998 году «Промстройбанка» с существенной поддержки победившего на губернаторских выборах 1996 года Петра Сумина.

 

Она слишком много знала

 

Именно после совершенно не комментировавшейся в прессе отставки «финансового гения» Игоря Сербинова в апреле 2002 года стало известно, что он возглавил Совет директоров ОАО ФНПЦ «Станкомаш».

И как только после смены региональных элит правоохранительные органы начали расследовать дело по умышленному банкротству завода «Станкомаш», из жизни ушли сначала его генеральный директор Гаврилов, а спустя три месяца и главный бухгалтер Титова. И если первая смерть выглядела достаточно естественно — экс-руководитель проблемного предприятия крепким здоровьем не отличался, то вторая — казалась бы, дала вполне законный повод серьезно задуматься, и даже провести углубленную проверку всех обстоятельств этой дурнопахнущей истории…

Напомним, что выпускница челябинского филиала коммерческого института Венера Титова с августа 1980 года по девятое июля 2003 года возглавляла отдел государственного долга главного финансового управления правительства Челябинской области. Именно в недрах этого важнейшего отдела решалась судьба списания огромных кредитных заимствований. В свое время под гарантии администрации региона так щедро выдаваемых коммерческим фирмам близким Игорю Сербинову и Андрею Косилову.

         В 1997 году сразу же после прихода во власть администрация Петра Сумина увеличила областной государственный долг в 6,43 раза по сравнению с 1996 годом. Основные составляющие областного госдолга - 85,5% от общей суммы госдолга это гарантии администрации области по внутренним заимствованиям - 503,9 миллионов деноминированных рублей. Из них 219 миллионов достались главному получателю гарантий – Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации области, а также их дочерней структуре – ГУП «Продовольственная корпорация администрации Челябинской области –134,5 миллиона рублей.

         Постановление Губернатора Челябинской области №173 от 27 марта 1998  «О неотложных мерах по оздоровлению консолидированного бюджета области» характеризует экономическую ситуацию в области вполне определенно:

«… глубокий финансовый кризис, острый недостаток собственных оборотных средств и незначительный приток инвестиций в экономику области не позволяют обеспечить устойчивый экономический рост. В целом по области не прекращается задолженность по заработной плате, многие предприятия не выполняют своих обязательств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды». И далее Петр Сумин прямо указывает источник возникновения тяжелейшей экономической ситуации:

«Платежеспособность областного бюджета ощутимо подорвана проявленной недисциплинированностью и безответственностью со стороны главного управления сельского хозяйства и продовольствия и Продовольственной корпорации не обеспечивших возврат взятых под гарантии областного бюджета заимствований...

Возложить на замгубернатора по вопросам экономики и управления госимуществом Сербинова И.А. персональную ответственность за состояние расчетов по обслуживанию и гашению областных заимствований…

За отсутствие должного контроля по целевому использованию кредитных ресурсов и не возврат их в согласованные под гарантии областной администрации сроки:объявить И.А. Сербинову выговор».

Выговор как общеизвестно даже не геморрой, с ним и гулять и жить можно легко и весело. Сельским товаропроизводителям повезло меньше. Губернатор Челябинской области распорядился: «Обязать Согрина И.А. совместно с главами администраций сельских районов в месячный срок заключить договоры о погашении задолженности перед областным бюджетом…».

Для сведения согласно справке проверки Главного управления сельского хозяйства и продовольствия в 1998 году:«в ГУСХиП было направлено 484 миллиона деноминированных денег кредитных ресурсов». Отсутствие поставленного бухгалтерского учета не позволило проверяющим даже установить адреса основных получателей заемных средств. «Из 442 млрд. рублей долга на 1.01.97 по ГУСХиП, примерно 300 млрд. руб. ГУСХ не знает, за какими хозяйствами этот долг числится» (орфография справки сохранена).

 

Списание госдолга как промысел

По словам заместителя председателя законодательного собрания области того времени Владимира Мазуля: «нынешняя администрация только кредитов в коммерческих банках набрала на 444,4 миллиона рублей, и теперь львиная доля бюджетных доходов уходит именно на погашения задолженности». При этом Законодательное собрание области в своем постановлении № 375 от 24.09.98 было вынуждено признать ситуацию с исполнением областного бюджета в первом полугодии 1998 года по доходам и расходам чрезвычайной, дефицит составил 250538 тыс. руб. при прогнозе 110889. Доходы и расходы были выполнены всего на 66,9% и 77,9% соответственно.

Да и анализ всех долговых обязательств Челябинской области по структуре на первое января 2000 года (в миллионах рублей) для людей понимающих был более чем удручающим:

-кредиты коммерческих банков      245,8

-ссуды из федерального бюджета  143,8

областные облигации                          10,6

«сельские облигации»                          43,9

прочие кредиты                                      655,2

гарантии и поручительства                   2639

И что немаловажно наибольшую долю в структуре госдолга, имели именно гарантии и поручительства областных властей –70,6%. Вопрос тогда стоял о кредитоспособности администрации Сумина. И отдел возглавляемый Венерой Рифгатовной трудился, не покладая рук разрешая непростую задачу по списанию долгов с хорошо сегодня известных бизнес-структур…

 

Как птицеводы банк к рукам прибрали

 

 

Выполнив в правительстве области все поручения Игоря Сербинова, Венера Титова и дальше, конечно же, предпочитала трудиться именно в команде Игоря Александровича. Была членом совета директоров в учрежденном Сербиновым ОАО «Челябспецтранс». Генеральным директором в ООО «Техпромресурс», активно используемом «группой товарищей» Игоря Сербинова для поэтапного увода доли фирм первого эшелона в рамках криминальной реорганизации ОАО «ЧТЗ», с последующим переходом на налоговый учет в иной регион. Именно так активы ОАО «ЧТЗ» были хитроумно выведены без фактической оплаты денежными средствами. Кредиторы тракторного завода остались с носом, а задолженность по налоговым платежам — непогашенной.

Венера Титова активно и совсем небезвозмездно помогала своему старому компаньону Игорю Сербинову и в его сомнительной деятельности в ОАО Банк конверсии «Снежинский», где ей, конечно же, доверили ответственный пост председателя ревизионной комиссии.

Совершенно напрасно неугомонный депутат Снежинского городского собрания Герман Лукашин так переживавший «за крайне неэффективное управление муниципальным имуществом» еще в 2007 году безуспешно добивался от прокурора города Снежинска Георгия Бабаскина принятия им мер прокурорского реагирования. Находившийся тогда у власти бизнес-партнер Сербинова первый вице-губернатор Андрей Косилов надежно блокировал профессиональный интерес силовиков к совладельцу ЗАО «Равис» - птицефабрика Сосновская»…

Мало кто знал, что на самом деле объединяло практически все руководство банка «Снежинский» в то лихое время….

 Ни за что не догадаетесь. Именно работа в угодившем сегодня под следствие ЗАО «Равис». Куда девятого февраля 2006 года были, как по команде трудоустроены все ведущие банкиры «Снежинского»:

- поработавший к тому временем председателем правления банка Владислав Егоров, бывший руководитель комитета по экономике администрации Челябинской области, вдруг стал членом совета директоров этой скандально известной птицефабрики;

- и сам Игорь Сербинов тоже вошел в совет директоров косиловского птичника;

- и даже Федор Богданчиков известный в банковских кругах своей «тихой» работой на должности председателя правления Снежинского банка тоже вдруг стал видным южноуральским птицеводом…

 

Как создаются состояния

 

Своей неоднократно доказанной преданностью Игорю Сербинову и Андрею Косилову Венера Титова, конечно же, вполне заслуживала достойных знаков внимания и дорогостоящих презентов. Поэтому-то в декабре 2004 года Советом фонда поддержки городских социальных программ «Снежинский», созданного решением городского Совета депутатов было принято странное решение о продаже принадлежащего ему крупного пакета акций Банка «Снежинский». При стартовой цене в 7 634 000 рублей, покупателем пакета стала, конечно же, никому не известная предпринимательница из Челябинска Венера Титова. И по договору № 28 387 384обыкновенных именных акций банка достались ей всего за 3 817 000 рублей.

 Причем, по мнению депутата Лукашина отчет № 22 «Об определении стоимости пакета акций ОАО Банк конверсии «Снежинский» содержит следующую явно любопытную для сотрудников ОБЭП информацию:

  1. Рядовой покупатель акций Титова Венера Рифгатовна одновременно является председателем ревизионной комиссии банка.
  2. В отчете указываются не соответствующие действительности сведения о том, что Титова В.Р. не имеет в собственности акций банка.

Конечно же, перечисленные в банковских документах обстоятельства позволяли предположить, что в данном случае имелись основания достаточные для оспаривания данной сделки в судебном порядке. Но интересы верной соратницы Игоря Александровича в глазах надзорного ведомства, конечно же, перевесили интересы фонда, обеспечивающего всего лишь: нормальные социальные условия для населения Снежинска, развития здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта на территории закрытого. Да и кто будет перепроверять документы подготовленные председателем ревизионной комиссии….

Уйдя из политики, Игорь Сербинов, тем не менее, продолжает оставаться одной из самых значительных фигур челябинского кредитно-финансового рынка. Перестав быть первым вице-губернатором, Андрей Косилов без малейшего стеснения тут же стал ведущим птицеводом страны. Причем совсем не сложно в ходе следствия установить, как создавались эти выдающиеся капиталы бывших высокопоставленных чиновников региона…

И именно Венера Титова, конечно же, должна была рассказать на следствии о коррупционных механизмах подобных коррупционных трансформаций. Должна была, но не успела. Необычайно своевременная кончина главного свидетеля по уголовному делу, отсутствие множества финансовых документов в министерстве финансов Челябинской области сегодня серьезно затрудняют ход расследования проводимого Главным следственным управлением ГУВД МВД по Челябинской области. Зачистка была проведена своевременно. Силовики как всегда не поспевают за нашей энергичной мафией….