Выйдет ли в этом году на свободу Виктор Тимашов?

26.01.2012 09:41
Автор: Владимир ФИЛИЧКИН
Помилование Михаила Ходорковского сегодня, похоже, становится самым распространенным предвыборным обещанием. О своем твердом намерении освободить опального олигарха после своей победы на президентских выборах уже объявили Геннадий Зюганов, Михаил Прохоров и Григорий Явлинский. При этом их конкуренту Владимиру Путину прямо ставится в вину излишне суровая политика в отношении экс-главы многострадального «Юкоса».
Выйдет ли в этом году на свободу Виктор Тимашов?*
не наше

Помилование Михаила Ходорковского сегодня, похоже, становится самым распространенным предвыборным обещанием. О своем твердом намерении освободить опального олигарха после своей победы на президентских выборах уже объявили Геннадий Зюганов, Михаил Прохоров и Григорий Явлинский. При этом их конкуренту Владимиру Путину прямо ставится в вину излишне суровая политика в отношении экс-главы многострадального «Юкоса». Определенное предвыборное оживление явно ощущается и в ближайшем окружении нашего «местечкового олигарха» Виктора Тимашова, которого в свете наметившейся тенденции тоже могут признать человеком, безвинно пострадавшим за большую политику. Вполне возможно, и его в обозримом будущем ждет условно-досрочное освобождение. Ведь большой человек, для репутации которого его откровения могли быть реально опасны, умер, и смысла держать за решеткой «молчаливого» Виктора Анатольевича больше нет…

Кто вы, Виктор Тимашов?

Кто же такой южноуральский «узник совести» Виктор Тимашов? И почему после смерти бывшего губернатора Челябинской области Петра Сумина его пребывание в местах лишения свободы сегодня вполне может быть пересмотрено?
Витя Тимашов в 1978 году окончил южноуральскую среднюю школу, уже имея свою первую «некрасивую» судимость. 17 марта, как раз незадолго до выпускных экзаменов, он был осужден за скупку краденого у своих же одноклассников, которым ссужал деньги в долг и под проценты. А когда должники не могли в срок с ним полностью рассчитаться, им предлагалось, например, совершить квартирную кражу…

Несомненные таланты и способности молодого Тимашова оказались замеченными и востребованными. С 1985 по 1992 год он в духе времени стал освобожденным идеологическим работником сначала Южноуральского горкома ВЛКСМ, а затем Челябинского обкома ВЛКСМ. Как номенклатурный работник даже вошел в состав ЦК ВЛКСМ. Последняя должность Виктора в Ленинском комсомоле была впечатляющей - первый секретарь обкома ВЛКСМ. Именно тогда-то Виктор Тимашов и обзавелся нужными связями в партийно-хозяйственной элите региона…

В 1994 году Виктор Анатольевич вместе с Петром Ивановичем вошел в руководство вновь созданного ими предвыборного общественного движения «За возрождение Урала». С 1992 по 1997 годы Виктор Тимашов возглавлял целый ряд доходных коммерческих структур.

После прихода к власти своих единомышленников, с апреля 1997 года, он становится генеральным директором Фонда материальных ресурсов Челябинской области и советником губернатора Петра Сумина. Вскоре Тимашов стал еще и заместителем генерального директора «Челябэнерго», заняв еще одну ключевую должность в регионе.

12 февраля 2001 года выпускник исторического факультета провинциального пединститута Виктор Тимашов в одночасье поднялся до знаковой должности первого заместителя губернатора по промышленной политике и государственному имуществу, члена правительства Челябинской области. Положенный по статусу генеральский чин действительного государственного советника Челябинской области первого класса был также вскоре присвоен ему Петром Ивановичем.
Тогда же постановлением губернатора Петра Сумина Виктор Тимашов был назначен еще и председателем координационного совета «Уральского промышленного холдинга» (НП «УПХ»). Что интересно, уже в первом квартале 2001 года совет при губернаторе по вопросам координации работ с проблемными организациями вовсю проводил уже самую серьезную работу по подбору «интересных» предприятий и заключению с ними договоров об участии в еще не существующем юридически НП «УПХ». Так случилось, к примеру, с ОАО «Нязепетровский завод строительных машин», ситуация на котором, естественно, была заранее создана более чем напряженная…

Летом 2004 года отдел Генпрокуратуры России по Уральскому федеральному округу вдруг начал проверять, как расходовались средства, выделяемые из бюджета ГУП «Южуралгеологоразведка». Ревизия началась совершенно неожиданно для отцов области – к тому моменту «некрасивая» история «хитрого» унитарного предприятия уже считалась всеми давно забытой. Достоянием общественности, правда, стали отчеты Счетной палаты Челябинской области, в которых говорилось о растратах, но никакой реакции в регионе на них привычно уже не последовало. «Нездоровый интерес» Генпрокуратуры «южноуральские элиты» объясняли политическим заказом против главы региона, у которого как раз к тому времени снова испортились отношения с Кремлем. И в области, мол, именно поэтому стали спешно возбуждаться уголовные дела по коррупции на госчиновников и мэров…

Прокуратура может, когда захочет

Но существует и совсем иное мнение. 12 января 2004 года состоялось первое заседание Совета по борьбе с коррупцией при Президенте РФ. И говорят, именно по инициативе Совета, после доклада на нем генерального прокурора, в стране активизировалась антикоррупционная деятельность спецслужб.

В Челябинской области, к примеру, вскоре возбудили уголовное дело № 490231 по факту растраты бюджетных средств в ОГУП «Южуралгеологоразведка». Уголовное дело № 490233 было начато расследованием в отношении председателя совета директоров ОАО «Южноуральская горнорудная компания (ОАО «ЮУГРК») Александра Лосева, которого в феврале 2004 года, как специально, задержали сотрудники ФСБ в момент получения 1,2 миллиона рублей от представителей нескольких геологоразведочных фирм за включение указанных предприятий в пообъектный план бюджетного финансирования геологоразведочных работ по Челябинской области. Важно то, что контрольный пакет акций ОАО «ЮУГРК» принадлежал правительству Челябинской области и отвечал за все бюджетное финансирование в сфере геологоразведки первый вице-губернатор Виктор Тимашов. Он же, кроме всего прочего, еще и прямо влиял на главные кадровые вопросы в руководстве ЮУГРК. Как, впрочем, и на получение этой компанией денег, необходимых для проведения масштабных геологоразведочных работ. За откаты, конечно, как утверждали в спецслужбах. Уже в апреле 2004 года Тимашова начали впервые вызывать в прокуратуру Челябинской области для дачи объяснений.

25 мая 2004 года губернатор Петр Сумин под давлением Москвы подписал постановление об отстранении Виктора Тимашова от обязанностей первого заместителя губернатора Челябинской области по промышленной политике, члена правительства и председателя комитета по управлению государственным имуществом на период проведения расследования по уголовным делам, возбужденным областной прокуратурой. Исполнение вышеперечисленных обязанностей сначала было возложено на другого первого вице-губернатора - Владимира Дятлова. А затем, должно быть с перепугу, «в связи с проводимыми административными реформами должность третьего первого вице-губернатора правительства Челябинской области вообще попала под сокращение».

Постановление о привлечении Виктора Тимашова обвиняемым по уголовному делу № 18/325526-04 24 декабря 2004 года вынес следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры РФ Роман Соколов. Роман Олегович, в частности, установил, что постановлением губернатора Петра Сумина № 214 именно Тимашову было поручено координировать и контролировать работу комитета по природоресурсному комплексу Челябинской области. Распоряжением губернатора № 764 Виктору Тимашову была доверена вся власть по организации закрытых конкурсов в геологоразведке, а также по определению объемов финансирования конкретных работ и мероприятий в пределах бюджетного финансирования, установленного областным законом «О бюджете».

Как следует из данного постановления, «подписанные Тимашовым и согласованные с органами исполнительной власти области пообъектный план, перечень мероприятий и соответствующие проекты постановлений об их утверждении поступали для утверждения в правительство области и лично губернатору области»…

Так, «в период с 12 февраля 2003 года по 14 мая 2003 года Виктор Тимашов передал… для согласования с заместителями губернатора области Геннадием Подтесовым и Викторией Голубцовой отличающиеся от разработанных сотрудниками комитета проекты постановления губернатора области об утверждении перечня мероприятий и проекты перечня мероприятий… в которых увеличил размер финансирования мероприятий…»

Губернатор подписывал эти «постановления об обоснованности включения в пообъектный план и перечень мероприятий нужных предприятий; об обоснованности выделения им финансирования из бюджета области в тех объемах, которые были указаны…». Согласно решению следователя Генеральной прокуратуры получалось, что окончательно все незаконные решения принимал Петр Сумин…

Конечно же, до самого вынесения приговора по делу Виктор Тимашов находился не в камере СИЗО, а под подпиской о невыезде. Что позволило ему предпринять все необходимые меры по выведению своих основных капиталов из-под возможного удара.

Омерта – закон молчания

Конечно же, в нашей стране первых вице-губернаторов без высочайшего разрешения из Кремля на допросы не таскают. И Виктор Тимашов до конца искренне верил, что старые друзья его в беде не оставят. Даже в суде, выступая с последним словом, Виктор Анатольевич настаивал, что в его деле отсутствует самое главное – мнение губернатора области Петра Сумина. Ждал этого мнения как манны небесной…

К тому же Тимашов многозначительно и упорно утверждал, что, решая вопрос о возможности его привлечения к ответственности за получение взятки, как должностного лица, следствие не разобралось до конца с его действительным статусом: «Служебное положение у меня есть, а вот полномочий-то и нет! Меня можно хоть шахом иранским назвать, но реальный статус у части заместителей губернатора – это статус его помощников».

Тимашов настаивал, что сотрудниками УФСБ по Челябинской области готовилась провокация по вручению ему взятки. «Инструктажи главных свидетелей позволяют такое предположение сделать. Эти сотрудники играли в свою игру – им нужен был высокопоставленный чиновник». И тут же добавлял печально: «Чиновники являются удобным объектом для приписывания им причин всех народных бед и несчастий».

Гособвинитель требовал лишить бывшего первого вице-губернатора свободы на 12 лет с отбыванием срока в колонии строгого режима и приговорить его к штрафу в миллион рублей.

На оглашение приговора Виктор Тимашов пришел в здание суда понурый, с сумкой, в которой оказались теплые вещи и продукты, а спустя несколько часов суд вынес свой вердикт.

Бывший высокопоставленный южноуральский чиновник был признан виновным по пунктам «в» и «г» части четвертой статьи 290 УК РФ («Получение взятки»), и был оправдан по части 1 статьи 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и по части 2 статьи 174 УК РФ («Отмывание (легализация) денежных средств или иного имущества»). За совершенное преступление по решению суда Виктору Тимашову предстоит провести десять лет в колонии строгого режима и выплатить государству штраф в размере 750 тыс. руб. В течение трех лет он не имеет права занимать государственные должности, он также был лишен классного чина «действующий государственный советник Челябинской области» и медали МВД.

Если, конечно, возможные перемены не позволят Верховному суду России изменить данное судебное решение…