Время платить по кредитам

28.04.2010 00:00
Автор: Владимир Филичкин
Смена губернатора предполагает преемственность и долговых обязательств. А долгов, судя по всему, у Челябинской области накопилось немало. В том числе и долгов Федерального уровня. Долгов по государственным заимствованиям, оказавшихся в частном пользовании.
Время платить по кредитам*
не наше

Смена губернатора предполагает преемственность и долговых обязательств. А долгов, судя по всему, у Челябинской области накопилось немало. В том числе и долгов Федерального уровня. Долгов по государственным заимствованиям, оказавшихся волею областного правительства в частном пользовании и соответственно обогативших коммерческие структуры.

Еще в декабре 1998 года  Государственная Дума  Российской Федерации, обеспокоившись за бюджет, надумала провести тематическую проверку целевого и эффективного использования связанных иностранных кредитов, полученных под гарантии Правительства Российской Федерации для Приборостроительного завода в городе Трехгорный Челябинской области. А главное выяснить своевременность расчетов с федеральным бюджетом кредитополучателя – администрации города Трехгорный.

Акт той проверки был даже направлен 9 февраля 1999 года заместителю Министра финансов России  для ознакомления и принятия мер. Однако к дате рассмотрения данного вопроса на заседании коллегии Счетной палаты (26 февраля 1999 г.) подписанный акт и замечания заместителя министра Минфина России Михаила Касьянова, назначенного на должность 15.02.99 представлены в Счетную палату почему-то не были. Возможно, это было, как то связано с обязательствами Касьянова как бывшего главы Рабочей группы по проведения переговоров в отношении реструктуризации задолженности российских банков иностранным кредиторам по сделкам, заключенным до 17 августа 1998 года. И возможное достаточно жесткое решение по руководству Челябинской области банально зависло в воздухе. 

А начиналось все как всегда красиво.  Своим распоряжением от 17 июля 1996 г. № 1119-р Правительство России приняло решение о привлечении кредита Турции на сумму до 38 млн. долларов США и кредита Канады на сумму до 20 млн. долларов США для финансирования закупок Приборостроительным заводом в городе Трехгорный оборудования для организации производства цифровых систем телекоммуникаций в рамках программы частичной конверсии предприятия, и обеспечения производства средств ядерного мониторинга.

При этом, как отмечалось в ходе проверки счетной палаты, материалов по конкурсному отбору фирмы поставщика комиссии  проверяющим представлено не было. В качестве иностранных партнеров для участия в проекте келейно были привлечены международный концерн NORTEL (США - Канада) и фирма NETAS (Турция), которая является филиалом фирмы NORTEL.

В январе 1998 г. поручением Правительства Российской Федерации от 29 января 1998 г. №БВ-П7-02691 в качестве прямого заемщика по предоставленному кредиту была определена администрация закрытого административно-территориального образования  Трехгорный Челябинской области. А дальше  началось неприкрытое растаскивание бюджетных миллионов. Еще до оформления договора займа от 30 марта 1998 г. долговые обязательства перед Правительством Российской Федерации, были переданы администрацией города Трехгорного без согласования с Минфином России, Внешэкономбанком и Приборостроительным заводом другому юридическому лицу некоему "ЭКОцентру" на основании договора № 97/002 от 1 февраля 1998 г. о взаимных правах и обязанностях.

А уже потом был заключен и сам сомнительный тройственный договор займа № 01-20/26-24 от 30 марта 1998 г., предусматривающий предоставление администрации города Трехгорный денежных средств в иностранной валюте в размере 37999250,0 долларов США под процентную ставку в размере Libor+4,5% годовых на весь период действия договора. По условиям договора заем являлся целевым и предоставлялся для оплаты 85 % стоимости контракта № 46/39589368/00001 от 12 марта 1997 г.

По этому договору ЗАО "Внешпроминвест" передавало поставленное в рамках контракта № 46/395889368/00001 от 12 марта 1997 г. оборудование ООО "Центр экономического развития" (далее "ЭКОцентр"), а "ЭКОцентр" должен был обеспечить за администрацию города возврат в полном объеме предоставленной суммы займа, процентов, а также иных сумм в соответствии с договором займа. Согласно договору "ЭКОцентр" становится товаровладельцем ввезенного в рамках контракта оборудования и приобретал право распоряжаться поступившими товарами по своему усмотрению.

Стоит ли говорить, что согласно простенькой схеме прокрутки шальных миллионов "ЭКОцентр" был поспешно учрежден Фондом конверсии и развития Приборостроительного завода, муниципальным учреждением "Центр предпринимательства и развития конкуренции" и ЗАО "Внешпроминвест", и был зарегистрирован администрацией города Трехгорный с уставным капиталом общества  всего в 90 тысяч рублей.

Кроме того, к реализации кредита из Турции для этого объекта еще до выхода Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" было привлечено на условиях подряда совместное предприятие с иностранными инвестициями, которое было  создано в закрытом административно-территориальном образовании Челябинской области без согласования с Правительством Российской Федерации, как того требовал закон.

Так к производству телекоммуникационных систем (цифровых АТС и аппаратуры передачи данных  на деньги правительства России и реализации их российским же потребителям на условиях договора подряда была привлечена коммерческая организация ЗАО "РОН-Телеком". Учрежденная Приборостроительным заводом (40% уставного капитала), АО "Связьсервис", Челябинск (15%) и турецкой фирмой "Netas" (45%) с уставным капиталом в 100 тысяч рублей. Зарегистрированная Государственной регистрационной палатой при Минэкономики России, свидетельство № Р-5799.16 от 27 марта 1996 г.

Пространно рассказывая в марте 1999 года о «Новой фирме, которая завтра придет в ваш дом» обозреватель «Челябинского рабочего » Михаил Фонотов достаточно откровенно проговорился о мутных событиях в городе Трехгорном: «Вы, может быть, ничего не поймете. Я и сам, признаться, мало что в этом смыслю. А рассказать мне вам, однако, надо, потому как это касается всех. Таков наш век: мы все меньше понимаем в том, что касается нас лично». И действительно, зачем нам, что-либо понимать в финансовых аферах чиновников? Когда даже указанный в договоре трехстороннего займа от 30 марта 1998 года расчетный счет администрации города Трехгорный в АКБ «СБС-Агро»  вскоре канул в небытие.   Потому что кредитовавший в тот год под гарантии областного бюджета убыточный Южноуральский агрокомплекс банк лопнул уже к августу 1998 года.

А «челябинский связной» Анатолий Уфимкин, генеральный директор Челябинского ОАО "Связьинформ" тогда же сумел увести свои капиталы в зону льготного налогообложения - в закрытый город Трехгорный. На каких условиях губернатор Петр Сумин отпустил связистов в оффшорную зону – тайна которую обязательно следовало бы раскрыть новому правительству Челябинской области.  Потому, что по данным налоговых органов, консолидированный бюджет области недополучил только в 1998 году от ушедшего в ЗАТО "Связьинформа" около 40 млн. "новых" рублей. К тому же, за счет сбереженных от уплаты в федеральный бюджет денег предприимчивый владелец "Челябинсксвязьинформа" обещал Петру Ивановичу закупить цифровые телефонные станции. Производимые в Трехгорном при участии дочерней структуры «Связьинформа» для строительства новых объектов «Связьинформа» на территории области.

Стоит ли говорить, кому сегодня предстоит рассчитываться по ловко прокрученным коммерсантами и чиновниками правительственным кредитам и накопившимся от неуплаты по ним процентам? Что еще не поняли? Нам с вами…