Поиск

ВПК: тайные механизмы

13.04.2012 10:35
Автор: Владимир БАЙКОВ
История «Уралвагонзавода» как военно-промышленного предприятия началась в 1941 году, когда с конвейера сошел первый танк Т-34. Сегодня обладатель славной истории и богатейших традиций производства военной техники – нижнетагильский ОАО НПО «Уралвагонзавод» возглавляет корпорацию, состоящую из 21 предприятия, научно-исследовательского института и конструкторского бюро.
ВПК: тайные механизмы*

История «Уралвагонзавода» как военно-промышленного предприятия началась в 1941 году, когда с конвейера сошел первый танк Т-34. Сегодня обладатель славной истории и богатейших традиций производства военной техники – нижнетагильский ОАО НПО «Уралвагонзавод» возглавляет корпорацию, состоящую из 21 предприятия, научно-исследовательского института и конструкторского бюро. Соответственно, для каждой единицы танкового вооружения есть разного уровня комплектаторы, которые поставляют «Уралвагонзаводу» запчасти и оборудование. И для каждого финального изделия нужно более девяти тысяч таких деталей, и каждая должна быть поставлена строго в срок.

«Армата»: реформа во плоти

Сегодня перед российским танковым холдингом поставлена важнейшая задача по запуску к 2015 году в войска принципиально новой универсальной боевой платформы шифра «Армата». Причем уже сейчас очевидно, что России понадобится не 500 и даже не 1000 новых танков, а куда больше. Потому что степень развития танкового парка страны – однозначный индикатор того, рассматривает ли ее руководство возможность ведения серьезной войны.

По замыслу разработчиков, на единой платформе «Армата», разрабатываемой с 2009 года, будут размещены все остальные виды вооружений, связанные с гусеничной техникой. От бронетранспортера, тяжелого танка, тяжелой БМП, САУ и до грузовых машин, которые осуществляют обеспечение доставки топлива, продовольствия, эвакуации, медпомощи, пожаротушения - практически для всего, что используется для боевой поддержки. Это целая линейка. И самое главное, что «Армата» будет необычайно ремонтопригодна.

Бывший первый заместитель начальника главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-лейтенант Юрий Коваленко в апреле 2011 года сказал: «С 2015 года в Вооруженных силах появится новый основной танк с принципиально новыми тактико-техническими характеристиками, с новым автоматом подачи боеприпасов, с разделением экипажа, с выносом боеприпасов». В автомате заряжания «Арматы» будут находиться 32 снаряда различного назначения, а сам танк сможет вести огонь в движении. Коваленко также отметил, что в разработке «Арматы» будут использоваться наработки других проектов, включая «Объект 195» и «Черный орел».

Осталось совсем немного - воплотить дерзновенный замысел в жизнь. Сначала по качеству, а затем уже и по количеству. ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» создаст первые модели «Арматы» уже к 2013 году. Об этом Владимиру Путину доложили министр обороны Анатолий Сердюков и генеральный директор УВЗ Олег Сиенко.

В настоящее время для нужд Минобороны «Уралвагонзавод» разрабатывает еще и боевые платформы «Курганец» и «Бумеранг». Первые опытные образцы на базе этих платформ - бронетранспортеры «Бумеранг» и бронеавтомобили «Тайфун» - армия намерена получить уже в 2013 году, а с 2015 года начнутся массовые поставки.

По мнению экспертов, с появлением тяжелых боевых машин на новой платформе может серьезно измениться структура сухопутных войск. «С повышением защиты экипажа повышается и живучесть танка, а значит, для решения одних и тех же задач требуется меньше танков, чем раньше», - заявил главный редактор журнала «Арсенал» Виктор Мураховский. По его мнению, двух тысяч таких танков будет вполне достаточно на всю Российскую армию.

Фуражка деформирует голову

В Челябинске в знаменитый российский танковый холдинг входят: ООО «Челябинский тракторный завод - Уралтрак», ОАО «Машиностроительная компания «Витязь» и ОАО «Научно производственное объединение «Электромашина». Причем ОАО «Электромашина» известно как ведущее предприятие всего военно-промышленного комплекса России в области проектирования и изготовления изделий электрооборудования.

Фактическим владельцем всех активов ОАО «Электромашина» сегодня является оборонный холдинг НПО «Электромашина», располагающийся на площадях этого предприятия. Очевидно, что именно через НПО вскоре должны пойти на завод миллиардные средства федеральной целевой программы. Соответственно, существует вероятность, что именно эту структуру могут попытаться превратить в частную лавочку, главной задачей которой будет являться расстановка «своих людей» на те организации и объекты, куда уже поступают или будут поступать крупные бюджетные ассигнования. В том числе и «на возрождение оборонного потенциала страны».

У НПО» Электромашина» сегодня два главных акционера — «Уралвагонзавод» (40 процентов акций) и «Ростехнологии-Авто» (40 процентов), еще 20 процентов принадлежат «Росимуществу».

12 марта 2012 года в Челябинске на территории предприятия было проведено второе повторное общее собрание акционеров ОАО «Электромашина». Собранием был избран новый совет директоров предприятия и досрочно прекращены полномочия генерального директора ОАО Владимира Решетникова. Собрание продолжалось до 14 часов 37 минут. Тем интереснее, что сразу после его завершения поступило уведомление о проведении в этот день в 15 часов в Москве заседания вновь избранного совета директоров.

И что удивительно, якобы это заседание даже формально состоялось. Утверждают, что было даже принято решение о назначении временного единоличного исполнительного органа общества Олега Доброногова. Кстати, Олег Николаевич по явно счастливой случайности еще и руководитель ОАО НПО «Электромашина».

Приказ – хорошая основа для дискуссии

И первое, что он сделал, это издал приказ об увольнении в полном составе всего руководящего состава ОАО «Электромашина» - до старшего кладовщика включительно.

Сам характер проведения заседания совета директоров, когда многие его члены узнали о дате, времени и месте его проведения менее чем за час до его начала и находились в Челябинске, а не в Москве, свидетельствует о том, что на ОАО «Электромашина» была успешно проведена спецоперация по смене всего руководства общества, с явными признаками нарушения действующего законодательства. Целью операции было установление полного контроля над деятельностью ОАО «Электромашина» другим обществом - ОАЛ НПО «Электромашина», являющимся основным дебитором ОАО «Электромашина» на сумму около миллиарда рублей.

Возможными вариантами дальнейшего развития ситуации на «Электромашине» может быть контролируемое банкротство ОАО «Электромашина». Что, несомненно, существенно уменьшит капитализацию производства. Предприятие не сможет кредитоваться в необходимых объемах. Так как все производство сконцентрировано на ОАО «Электромашина», очевидны серьезные проблемы с лицензиями, сертификатами, наработанными брендами и техническими паспортами.

Более того, НПО «Электромашина» - это, по сути, бывший СКБ «Ротор». И главная задача научно-производственного общества - генерирование идей и занятия наукой. Вот только за последнее время с научными разработками на НПО «Электромашина» как-то не ладилось. Хотя под разработку единой боевой платформы «Армата» предприятию ставились вполне определенные задачи.

Вполне возможно, что подобная, достаточно рискованная для «возрождения оборонного потенциала страны» операция на самом деле имела своей целью всего лишь решение достаточно меркантильных вопросов по устранению блокирующего пакета акционера Александра Шиндяпина. Право слово, это стоило того, чтобы была реализована более чем сомнительная схема по уводу всего производства под НПО «Электромашина».

На 18 апреля 2012 года намечено внеочередное собрание акционеров ОАО «Электромашина», где простым большинством голосов запланировано избрание генеральным директором ОАО «Электромашина» Олега Доброногова…