Внимание! Говорит "Косилов-FM"!

26.03.2009 00:00
Автор: Владимир Филичкин
..в организацию, где напрочь отсутствовал даже бухучет руководство области закачало 390 миллиардов рублей "живыми" деньгами, и без малого на 100 миллиардов продукцией промышленных предприятий по взаимозачетам...
Внимание! Говорит "Косилов-FM"!*
не наше

Андрей Косилов, заместитель губернатора Челябинской области, давно ставший главным идеологом челябинского правительства, по итогам прошлого года официально был признан победителем в номинации «Идеолог года». По количеству брифингов, пресс-конференций, интервью, комментариев отдельным журналистам и целым СМИ Андрей Николаевич опередил в 2008 году всех VIP-персон Южного Урала. Андрей Косилов вновь подтвердил, что он был и остается главным идеологом региональной власти. О том, как сельский инженер-механик превратился в звонкий рупор областного чиновничества, о многолетнем устойчивом почерке южно-уральского информационного пропагандиста, читайте в продолжение статьи «На кого бросает тень первый заместитель губернатора Челябинской области».

Историческим Постановлением губернатора Челябинской области № 403 от 31.07.98 «О структуре исполнительной власти Челябинской области» Андрею Косилову было поручено обеспечивать участие СМИ в реализации областных программ социально-экономического и политического развития Челябинской области. Соответственно, ему как «министру пропаганды» было доверено координировать, контролировать и участвовать в управлении деятельностью Главного управления информации и общественных связей администрации области.

Цензура – как младшая сестра инквизиции

К осуществлению своей идеологической деятельности бывший номенклатурный комсомольский работник подошел по-большевистски решительно и бескомпромиссно. И вскоре приказом 168 от 19.09.98 по Челябинской государственной телевизионной и радиовещательной компании было объявлено, что, несмотря на то, что Виталий Понуров переведен из руководства ЧГТРК в руководители Главного управления печати, телекоммуникаций, полиграфии и издательств администрации Челябинской области, он по-прежнему полностью несет ответственность за содержание главной областной информационной программы «Губерния», заказ и идейные разработки ее материалов.

А вскоре даже Вашингтонский международный центр поддержки журналистов забил тревогу, объявив на своем интернет-ресурсе о последовательном введении политической цензуры в Челябинской области: «CENSORED IN CHELYABINSK. Vitalii Ponurov, the chairman of the Chelyabinsk Oblast State Television and Radio Company, recently ordered that any news reports on top officials in Chelyabinsk must be cleared by the company's first deputy chairman, Boris Durmanov+». Что можно перевести примерно так: «У них в Челябинске нет свободы печати, поскольку они там всерьез полагают, что ветер управляется флюгерами на крышах».

В федеральных СМИ в то время совершенно открыто писалось о том, что «Челябинская государственная телерадиокомпания теперь будет говорить об «отцах области» либо хорошо, либо ничего. В соответствии с приказом руководства в компании введена предварительная цензура на любые сообщения о трех первых лицах области: губернаторе, председателе правительства и председателе законодательного собрания». И что, «как уже не раз разъяснял губернатор Челябинской области Петр Сумин, лично он не чувствует в регионе оппозиции.

И это неудивительно: почти все местные СМИ уже больше года (с момента прихода к власти губернатора и его команды) поют хвалу лидерам области вне зависимости от реальных успехов или провалов в политике областного руководства». Таким образом, лукавый Косилов заботливо создал в области «глаза и уши губернатора», прекрасно понимая, что тем самым создает и «руки губернатора», которые эти глаза закрывали, а уши затыкали.

Душитель журналистской свободы однако не только не слетел с занимаемой должности, но, похоже, был даже высоко оценен областным чиновничеством как политик «без комплексов и угрызений». С тех пор к Андрею Николаевичу прочно приклеился ярлык политтехнолога, успешно сочетающего административный ресурс области с приемами черного пиара. Карьерного чиновника, способного на все ради достижения главной цели своей жизни. Тем более что к тому времени г-н Косилов все чаще назывался потенциальным преемником губернатора Петра Сумина, состояние здоровья которого, несмотря на активное лечение, никак не улучшалось.

Цензура, как аппендикс: в пассивном состоянии бесполезна, в активном – опасна

 
Никто не будет спорить с древней мудростью о том, что в мирное время цензура нужна лишь для того, чтобы утаивать темные дела властей. Для чего же в 1998 году в Челябинской области создавалась тотальная система контроля над СМИ?

Одна из первых задач, успешно выполненных главным цензором области Андреем Косиловым уже в 1998 году, – это укрытие от общественности материалов проверки Главного управления сельского хозяйства администрации области по возврату товарного кредита. В организацию, где напрочь отсутствовал даже бухучет, руководство области закачало 390 миллиардов рублей «живыми» деньгами и без малого на 100 миллиардов продукции промышленных предприятий по взаимозачетам.

Главным выводом келейной проверки работы Главного управления сельского хозяйства явилась невозможность установить, куда собственно делись эти огромные средства, занятые под гарантии областных властей. Тогда эта убийственная справка так и не попала в руки честных работников правоохранительных органов, а была списана за ненадобностью «в дело» главному бухгалтеру Продовольственной корпорации администрации области.

Губернатор, оказавшийся в сложном положении, был вынужден своим постановлением 173 признать, что «платежеспособность областного бюджета в 1998 году была ощутимо подорвана недисциплинированностью и безответственностью руководителей Главного управления сельского хозяйства и Продовольственной корпорации, не обеспечивших возврат взятых под гарантии областного бюджета заимствований». Тогда областными властями были предприняты поистине беспрецедентные меры по «затягиванию поясов» и переложению бремени ответственности на плечи рядовых налогоплательщиков.

Дальше – больше. Задачи перед южно-уральской цензурой ставились все серьезней и серьезней. 1 декабря 1997 года председатель правительства Челябинской области Владимир Уткин подписал с коммерческой структурой «Эмитент», подконтрольной скандально известному «Юкосу», соглашение 10-ОП/07-20/35 о признании несуществующей задолженности перед «Юкосом» на 326 миллиардов рублей. В аппарате Владимира Петровича его помощники составили пакет фиктивных документов о несуществующей покупке администрацией области нефтепродуктов в подразделении «Юкоса» «Юганскнефтегазе».

На основании этой аферы Минфин России с чистой совестью перевел на счета «Юкоса» деньги, первоначально предназначавшиеся на целевые программы Челябинской области. В том числе на программу «жилище» – 138 миллиардов рублей. На программу «Реабилитации населения, пострадавшего от радиоактивного выброса ПО «Маяк» – 64 миллиарда рублей. Всего Минфином направлялось 425 миллиардов целевых рублей. В том числе, кстати, и огромные средства на нужды здравоохранения и строительство метро в Челябинске. И снова косиловская цензура надежно укрыла аферу «высокой степени тенистости» от любопытных глаз.

Несвободная пресса бывает только плохой

Согласно бравурным репортажам прикормленных журналистов областные гиганты металлургии все эти годы непрерывно модернизировали оборудование, приобретали активы за рубежом, занимали верхние строчки в различных рейтингах. В число 400 крупнейших компаний России вошло 6 предприятий отрасли, объем реализации продукции которых в 2007 году составил 108,6 млрд. рублей.
Но Андрей Косилов прекрасно понимал, что реальность несколько жестче. В годы первых пятилеток пропагандисты любили сравнивать достижения индустриализации с 1913 годом. Мы сравним с 1990 годом. Тогда предприятиями металлургии было выплавлено стали 24,84 млн. тонн, чугуна – 15,87 млн. тонн, произведено проката 17,43 млн. тонн. В 2007 году – 19,96 млн. тонн стали, чугуна – 13,29 млн. тонн, проката – 16,7 млн. тонн. Иными словами, наши металлурги за семнадцать лет все еще не достигли даже уровня 1990 года. Не помогли ни разрекламированные в подконтрольных областному «министру пропаганды» СМИ революционные инновации, ни кластерный подход, ни инвестиционная привлекательность.

Но и тут «министр правды» не растерялся. Ловко был использован «Прогноз социально-экономического развития на 2009–2011 годы», на 256 страницах которого есть почти все необходимое для втирания очков. И вот косиловские пропагандисты утверждают, что основной показатель, отражающий общеэкономическое состояние области – валовой региональный продукт. В текущем году он составит 664 млрд. рублей, а в 2011 году достигнет 1,1 триллиона рублей. Ежегодный темп роста ВРП несколько снизится (до 6–8%) по сравнению с 2008 годом (8,7%).

Это своеобразная визитная карточка нашей области, так как по темпам роста ВРП администрация президента РФ оценивает эффективность работы исполнительной власти регионов.

Есть одна особенность при расчетах валового регионального продукта: он определяется не столько в миллионах тонн выплавленной стали или выпущенных тракторов, но в первую очередь с учетом цен и тарифов, действовавших в расчетном году. Так как результат получается в рублях, то чем выше цены и тарифы – тем выше темп роста ВРП. В прогнозе развития области на 2009–2011 годы индекс потребительских цен планомерно снижается с 112,9% в 2008 г. до 106,8% в 2011 г. В последние годы прогнозирование цен на продукцию промышленности чиновниками считается не очень-то важным делом. Слишком много получалось значительных расхождений между планами и реальными экономическими процессами. Вот цифры за последние годы: 2002 2003 2004 2005 2006
Прогноз индекса цен, % 7,6 11,0 10,8 6,2 9,0
Фактический индекс цен, % 23,2 25,8 37,1 14,0 16,7
Как видно из приведенных показателей, разница между прогнозируемыми показателями и достигнутыми в натуре составляет 2–3 раза, что гарантированно обеспечивает пропагандистский аппарат дутыми данными об устойчивом росте валового регионального продукта. Оказывается, совсем несложно вывести область в передовики. Особенно если при этом практически все СМИ в той или иной степени подконтрольны одному человеку – Косилову Андрею Николаевичу.