В разведслужбе средства оправдываются результатом

03.06.2010 00:00
Автор: Владимир Филичкин
При знакомстве с так называемым «делом «Продкорпорации администрации Челябинской области» невольно напрашивается главный вопрос о том, можно ли было вернуть похищенные из областного бюджета 200 миллионов рублей?
В разведслужбе средства оправдываются результатом*

При знакомстве с так называемым «делом «Продкорпорации» администрации Челябинской области» невольно напрашивается главный вопрос о том, можно ли было вернуть похищенные из областного бюджета 200 миллионов рублей? Тем более что, последовательного, беспрерывного перемещения по счетам и платежным документам денежных средств соответствующих объемов от «ГУП «Продкорпорация» до  ЕООО «Стройматериалинторг», ООО «ИФГ «ЕвроАзия» (через фирму «Инвенсис Процесс Системс») в материалах дела достоверно не установлено. 

Ау, чьи деньги вы украли… 

По версии следствия  подсудимые в целях хищения чужого имущества осуществили «…с целью легализации многоэтапные финансовые операции по переводу денежных средств с банковского счета ООО «ИнтерСтрой» на счета фиктивных предприятий. И в конечном итоге они перечислялись на счет 40807840100030007288 фиктивного предприятия ЕООО «Стройматериалинторг» (ИНН 12877) в Банке «Русский Банкирский Дом» (ЗАО). Где уже приобреталась иностранная валюта, которая затем перечислялась на банковские счета иностранных предприятий, на территории Маврикия, Нидерландов, Объединенных Арабских Эмиратов, США, Сирии, Аргентины, Латвийской, Литовской Республик, Швейцарской Конфедерации, Королевств Бельгии, Германии, Норвегии».

Но, к сожалению, следует признать, что кроме приведенной декларации, предположений следователя и его субъективной оценки банковских операций, никаких конкретных данных, свидетельствующих о перемещениях похищенных средств именно по приведенным каналам в деле до сих пор нет. Несмотря на вышеприведенное голословное утверждение следствия ничто, не подтверждает и не указывает на то, что в  ЕООО «Стройматериалинторг» поступали именно деньги ГУПа. Следствием не подтверждены искомые суммы, их относимость к средствам ГУП «Продкорпорация».

Сотрудники оперативного отдела управления экономической безопасности ФСБ утверждают, что в ходе ОРМ и следственных действий ими установлено, что похищенные у ГУП «Продкорпорация» денежные средства  через ряд фиктивных предприятий были перечислены на расчетный счет ЕООО «Стройматериалинторг» в банке «Русский банкирский Дом». В дальнейшем, часть указанных средств со счета  ЕООО «Стройматериалинторг» была перечислена на счета иностранных организаций при следующих обстоятельствах:

   - 20 марта 2006 года на счет № 1170024 компании «Southern African Fruit Exporters Port Louis», открытый в банке Barclays  Bank PLC Mauritius Offshore Banking Unit Port Louis» (Маврикий), перечислено 72 тысячи 400 долларов США, назначение платежа – Pmt for Fruits Contr. 01/09 DD 01/09/05;

- 20 марта 2006 г. на счет № 77-167 компании «Agro – Classic LLC», открытый в банке SCS Alliance S.A.- Geneva (Швейцария), перечислено 296 тыс. долларов, назначение платежа - Pmt for fruits  Invoice   2006-052 DD 15/03/2006;

- 20 марта 2006 г. на счет № 0206-231959.60С компании «Portal Services Inc.», открытый в банке UBS AG (Швейцария), перечислено 365 тыс. 898 долларов США, назначение платежа – Contract № FA/05-06 DD 07/03/2006 for services;

- 21 марта 2006 г. на счет № 0206-231959.60С компании «Portal Services Inc.», открытый в банке UBS AG (Швейцария), перечислено 358 тыс. 960 долларов США, назначение платежа – Contract № FA/05-06 DD 07/03/2006 for services;

- 29 мая 2006 г. на счет № ВЕ 33 4568 0250 2346 компании «Romain & CO», открытый в банке КВС Rummen Ketelstraat (Бельгия), перечислено 230 тыс. долларов, назначение платежа – РМТ  Invoice 090 DD  23/05/06 for fruits;

- 29 мая 2006 г. на счет компании «Ocean Container Ltd» (учредитель эстонская компания «AS Eesti Mereagentuur», счетом уполномочен распоряжаться Alar Valt (Алар Вальт), открытый в АВ «Hansabankas» (г. Таллин), перечислено 150 тыс. долларов США, согласно контракту 15-01/06 DD  от 13.01.2006 г.  Далее вышеуказанные денежные средства переведены на счет  «AS Eesti Mereagentuur».

- 30 мая 2006 г. на счет компании UAB «Asatros Veterinarija» (уполномочены распоряжаться счетом гр-не Литвы - директор Marius Balciunaitis (Марюс Бальчюнаитис, 14.01.1975 г.р.) и Mindaugas Rauba (Мингаугас Рауба, 19.02.1975 г.р.), открытый в АВ Hansabankas» (г.Вильнюс), перечислено 6 тыс. 950 долларов США. Далее со счета UAB «Asatros Veterinarija» указанные денежные средства, были перечислены в адрес польской компании «Kladowa Kopa» в оплату медикаментов.

- 30 мая 2006 г. на счет № 64.48.06.664 компании «Ravex International BV», открытый в банке De Generale Bank Nederland Branch Veenendaal (Нидерланды), перечислено 23 тыс. долларов США, назначение платежа - for fruits, согласно контракту 14/3 DD03/03/05;

- 30 мая 2006 г. на счет № NL 34 ABNA 0511762151 компании «Alexport BV Gebroken Meeldijk 52», открытый в банке ABN – Amro Ridderkerk (Нидерланды), перечислено 150 тыс. долларов США, назначение платежа – Pmt Contr. 4\4  DD 20/01/05 for fruits;

- 30 мая 2006 г. на счет № LV14LATB0006020064004 компании «Avanexia Limited», открытый в банке Lateko Bank (Латвия), перечислено 100 тыс. долларов США, назначение платежа – Pmt for Fruits, vegetables, согласно контракту 71-3  DD 15/08/05;

- 30 мая 2006 г. на счет № 0022-147567-010 компании «Bastan Trading Co»,  открытый в банке Emirates Bank International (объединенные Арабские Эмираты), перечислено 40 тыс. долларов, назначение платежа – Pmt for fruits according to inv. 213 DD 26/05/06;

- 30 мая 2006 г. на счет № 00004015 компании «Nyklauritzencool Ab», открытый в банке  SEB (Skandinaviska Enskilda Banken) N.Y. (США), перечислено 18 тыс. 150 долларов США, назначение платежа – Pmt for fruits, Contract sn/06-13 DD 14\02\06;

- 31 мая 2006 г. на счет № 3070244376 компании «Tatal Fued Almeshaara» открытый в банке Commercia Bank Syria (Сирия), перечислено 91 тыс. долларов США, назначение платежа -  Pmt for vegetables, fruits Invoice 345 DD 21/04/2006;

- 31 мая 2006 г. на счет № NL 53 INGB 0695361996 компании «De Mooij Amsterdam», открытый в банке ING Bank JanVan Galenstraat Amsterdam (Нидерланды), перечислено 25 тыс. 688 долларов США, назначение платежа - Pmt Contract 3  DD 17-01-2005 for fruits;

- 31 мая 2006 г. на счет № 77-167 компании «Agro Classic LLC», открытый в банке SCS Alliance S.A/ - Geneva (Швейцария), перечислено 240 тыс. долларов США, назначение - Pmt for fruits, Invoice 2006-115 DD 26\05\2006;

-  31 мая 2006 г. на счет № 21.210.026/66 компании «Citricola Ayui S.A.A.I.C. Monsenor Rosch», открытый в банке Banco De La Nacion Argentina Sucursal Concordia (Аргентина), перечислено 19 тыс. долларов США, назначение платежа - Pmt for fruits according to Cont. Cit/19-06 DD 17\04\2006;

31 мая 2006 г. на счет №  NL 32ABNA0404000134 компании «De Groot International BV», открытый в банке Abnamro Den Bosch (Нидерланды), перечислено 200 тыс. долларов США, назначение платежа -  Pmt for fruits, according to Contrakt 01301\01 DD 13\01\2006;

31 мая 2006 г. на счет № 268-003-002  компании «Iran Radiator Co.», открытый в банке Bank Saderat Iran Dubai Sharjah (Объединенные Арабские Эмираты), перечислено 32 тыс. 500 долларов США, назначение платежа -  Pmt For Goods Contr. DD 27\01\2005;

07 апреля 2006 г. на счет № De 97 70070010 0731777900  компании «Behandlungszentrum Vogtareuth», открытый в банке Deutsch Bank (Германия), перечислено 8 тыс. 311 евро 33 цента, назначение платежа -  For Medical Treatment in Hospital, Dr. Holthausen Inv. DD 04/04/06. 

Глаза и уши, которых не хватает 

 Но почему, то проделав такую масштабную работу, оперработники не установили дальнейшего получателя иностранной валюты, конечно если признать, что отслеживались средства именно ГУПа. То есть почему, то не было установлено главное - в чью пользу, каких конкретно выгодополучателей были направлены названные средства. Сама возможность возврата этих денег в Россию, в Челябинскую область, установление конкретных лиц, наверняка  изменили бы всю структуру обвинения, способствовали бы установлению виновных организаторов этих финансовых комбинаций.           

            И все это притом, что по утверждению следствия все криминальные финансовые операции проводились безналичными переводами через  банки, и соответственно имелась возможность их документального отслеживания без обращения к явно заинтересованным показаниям бывшего руководителя ГУП «Продкорпорация» Владимира Швадченко.

            Следствие и гособвинение декларативно, без конкретных доказательств заявляют о фиктивности десятков предприятий, приводят сугубо фрагментарное движение средств по банковским счетам (…поступали на счета следующих юридических лиц и  в конечном итоге перечислялись…)  с удобными для себя выводами.

            Вместе с тем, отраженные в банковских документах, счетах сотни, тысячи сделок на громадные суммы в течение длительного времени, а также отсутствие реагирования сотрудников экономического отдела УФСБ  (конечно если выявленные предприятия фиктивные) в отношении банков и «фиктивных» предприятий (даже после их ликвидации), - также указывает на сомнительность приведенных выводов следствия.

            Следствие абсолютно не учло и не использовало возможности, существующих систем организации банковской деятельности и финансового контроля государства за осуществляемыми через банки сделками. Использование, которых сделали бы, по меньшей мере, сомнительными показания банковских сотрудников об «отсутствии нарушений» в их деятельности и не осведомленности о «владельцах» фирм, и их банковских счетов.

Так, Письмо ЦБР от 3 июля 1997 г. N 479 "О методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации" прямо рекомендует банкам:

 - при открытии и ведении счетов, обслуживании клиентов необходимо тщательно изучать и анализировать учредительные документы клиента - юридического лица, документы, характеризующие его финансово-хозяйственную деятельность.

А в случае открытия клиентского счета по доверенности на имя третьего лица Банку настоятельно рекомендуется установить личность этого (третьего) лица, а также удостовериться в полномочиях клиента, который действует по поручению третьего лица.  Если установить личность третьего лица, на имя которого открыт счет, не представляется возможным, то банку следует предпринимать меры по особому контролю за движением денежных средств по данному счету.

Определены и точные признаки «подозрительных и требующих повышенного внимания банковских операций»:

-если ее сумма при разовом или неоднократном совершении равна или превышает 10000 минимальных размеров оплаты труда - для юридических лиц и входит в перечень следующих операций:

-перевод денежных средств на "номерной" счет (вклад) за границу;

-зачисление и/или списание денежных средств недавно образованным юридическим лицом. Таким как  например явно фантомный «ИнтерСтрой» в «деле «Продкорпорации»;

- зачисление на счет денежных средств, поступивших от юридического лица, имеющего местонахождение и/или являющегося владельцем счета в банке, зарегистрированном в регионах, с которым осуществляющее операции лицо не имеет устойчивых коммерческих контактов; 

-списание денежных средств в пользу юридического  лица, имеющего местонахождение и/или являющегося владельцем счета в банке, зарегистрированном в регионах, с которыми осуществляющее операции лицо не имеет устойчивых коммерческих контактов.

Банк к тому же вполне мог воздержаться от проведения подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны Банка операций. Банку при наличии явных признаков преступления со стороны клиента прямо предписано обращаться в правоохранительные органы Российской Федерации. К тому же все кредитные организации, упомянутые в материалах дела  имеют правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, принятых с учетом Рекомендаций и требований, устанавливаемыми Банком России на основании Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и утвержденные в установленном порядке. (Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", приложения об Основных способах (методах) осуществления проверок службой внутреннего контроля). 

Шпионы вымирающая профессия. Читайте газеты 

Более того Центральный банк Российской Федерации установил строгий порядок представления банками в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами …, подлежащих обязательному контролю, а также иных операциях с денежными средствами…, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 186 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" гласит, что Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с этим в компетенцию этого разведоргана включены: сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами,  проверка полученной информации, получение необходимых разъяснений по представленной информации; выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем; ведение федеральной базы данных; ведение учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы; взаимодействия с органами государственной власти, организациями, должностными лицами, как в Российской Федерации, так и за рубежом; взаимодействие с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Многочисленные законодательные документы прямо указывают, на то, что:

-указанные в фабуле обвинения по версии следствия фиктивные предприятия и их сделки по изъятию и обналичиванию крупных денежных средств,  как относящиеся к подозрительным и требуют повышенного внимания банков операции, и должны тщательно отслеживаться Федеральной службой по финансовому мониторингу - имеющего функции своеобразной "финансовой разведки". Подобная информация финмониторинга обязана отражать данные о действительных пользователях счетами, получателях банковских перечислений и основаниям к ним. А главное должна отражать получателей и в зарубежных банках, то есть с ее помощью, вполне возможно выявить реальных участников хищения денег.           

Следствию надо было всего лишь истребовать из территориального органа  Федеральной службы по финансовому мониторингу сведения о интересующих его явно фиктивных предприятиях. А также всю информацию по отраженным в обвинении финансовым операциям, представленную финансовым разведчикам из банков России и зарубежья в соответствии с правилами о банковской идентификации.

Концепция Российской национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 11 июня 2005 года  прямо говорит об «усиление контроля за структурой собственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в части, касающейся выявления выгодоприобретателей и действительных собственников». Именно для этого  в России и была создана мощная система прозрачности финансово-банковской деятельности перед "единым федеральным органом", который  аккумулирует и анализирует все экономические данные о денежных потоках в России. Именно Росфинмониторинг осуществляет тотальный сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, и принимает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 

Шпионаж – это вечная ценность

При этом стратегическими целями национальной системы являются:

«предотвращение незаконного вывода денежных средств и

доходов за рубеж и создание условий для обеспечения репатриации денежных средств  и доходов,  полученных преступным путем и  незаконно

выведенных за рубеж». 

Проблема «отмывания» преступных доходов на международном уровне приобрела в последние годы особую актуальность. Поэтому финансовая разведка России входит в «Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – ФАТФ» (Financial Action Task Force). В ответ на серьезное изменение ситуации в мире после событий 11 сентября 2001 года ФАТФ на своем внеочередном пленарном заседании в Вашингтоне 29-30 октября 2001 года приняла решение о расширении сферы своей деятельности в области борьбы с финансированием терроризма, а также о проведении в мировом масштабе мониторинга предпринимаемых действий в этом направлении. Так, что сегодня органы финмониторинга способны отслеживать банковские проводки до конечного получателя по всей планете.

Вполне можно было бы обратиться следователям и в Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ). Сотрудники которого также способны оперативно отследить конечного получателя бюджетных средств похищенных через ГУП «Продкорпорация». Тем более, что с декабря 2009 года Председателем МАНИВЭЛ стал Владимир Нечаев, ранее возглавлявший Управление международных связей Росфинмониторинга.

6 октября 2004 года по инициативе Российской Федерации, поддержанной ФАТФ, МВФ, Всемирным банком и рядом государств была создана еще и Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) в Евроазиатском регионе. Секретариат ЕАГ между прочим расположен в Москве, и заказать там соответствующие сведения о конечных получателях 200 миллионов рублей выделенных для «Продкорпорации» следователям УФСБ по Челябинской области можно было элементарно. 

            Целью  группы «Эгмонт», названой так по месту первой встречи ее создателей во дворце Эгмонт-Аренберг в Брюсселе, с 1995 года стало создание форума национальных подразделений финансовой разведки (ПФР), который должен оказывать всемерную поддержку национальным программам по борьбе с отмыванием денег, в том числе по расширению обмена финансовой информацией, содействию развитию каналов связи с использованием новых технологий…  Группа «Эгмонт» объединяет сегодня ПФР 116 государств, осуществляя свою деятельность на всех континентах. А подразделение финансовой разведки России (Росфинмониторинг, в то время Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу – КФМ России) было принято в Группу «Эгмонт» в июне 2002 года на ее девятом пленарном заседании, подтвердив свое соответствие требованиям, предъявляемым к ПФР этой Группой. С тех пор Росфинмониторинг активно участвует в пленарных заседаниях и заседаниях рабочих подгрупп Группы «Эгмонт». В том числе и по оперативным вопросам отслеживания прохождения банковских проводок на межгосударственном уровне.

Возможно, что в УФСБ по Челябинской области не знали, что большое влияние на развитие и совершенствование российской национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма оказал и реализованный в России с февраля 2003 года по июнь 2005 года проект Совета Европы, финансируемый, кстати, Европейским Союзом, по борьбе с отмыванием преступных доходов в Российской Федерации MOLI-RU ("МОЛИ-РУ").

С 19 декабря 2006 года стартовал второй этап проекта ("МОЛИ-РУ-2"), направленный на оказание содействия противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в Российской Федерации в соответствии с европейскими и другими международными стандартами, а также передовым международным опытом. Окончание проекта намечено как раз в 2010 году. И эксперты "МОЛИ-РУ" вне всякого сомнения, с удовольствием подключились бы к возвращению в Россию денег «разыскиваемых» «по делу «Продкорпорации».