В бой идут одни колобки

11.08.2009 00:00
Автор: Александр Власов
Пока будущие призывники вместо науки грызут гранит ЕГЭ, они думают, что слово "расписание" означает только последовательность и расстановку школьных занятий. А когда приходят на призывной пункт, то узнают, что этим термином обозначен мало кому доступный военкомовский документ.
В бой идут одни колобки*

  Наведе своя храбрыя полкы на землю Половецькую за землю Руськую. 

  ("Слово о полку Игореве". Древнерусский текст).


 

  Пока будущие призывники вместо науки грызут гранит ЕГЭ, они думают, что слово "расписание" означает только последовательность и расстановку школьных занятий. А когда приходят на призывной пункт, то узнают, что на самом деле этим термином обозначен мало кому доступный, но самый главный военкомовский документ, именуемый "Расписанием болезней" и хранящийся за семью замками. В отличие от того же ЕГЭ (не к ночи будь помянуто) "Расписание болезней" не обошло своим вниманием ни один раздел врачебной науки.

Принято считать, что призывник хитер и коварен. Сравниться с ним может разве что матерый "зэк", пытающийся симуляцией избежать худших условий содержания. Только "зэку" обычно недостает образования и широты кругозора. А тем, которые пообломали зубы об ЕГЭ, сам черт уже не брат. В принципе, все потенциальные призывники делятся на три категории. Самые предусмотрительные (они же - недостаточно обеспеченные) еще с ясельного возраста начинают копить хронические болезни так, чтобы к 18 годам амбулаторная карта не помещалась в рюкзаке. Вторая категория (упакованная деньгами) такими хлопотами себя не утруждает, и когда прозвенит звонок, смело топает прямо к людям в погонах, для которых отступные - законная добыча. Третья категория (самые наивные) действительно обременены разными хворями и считают, что смогут на халяву проскочить сквозь сито медицинской комиссии. Только не знают, что у того сита ячейки уж больно мелкие. К их приходу доктора давно готовы, поскольку прекрасно понимают, что все здоровые уже заранее отсеяны наверху.

Как раз для борьбы с бедолагами третьего сорта и придумали то самое "Расписание болезней" с циничными критериями годности к прохождению срочной воинской службы. Согласно этим критериям практически не существует негодного призывника. Нужно только грамотно подобрать ему воинскую специальность. Например, если не видит только один глаз - годится в снайперы. Если не видят оба, может сидеть возле рации в наушниках. Когда дышит с трудом - направить в альпийские стрелки: высокогорный воздух благоволит легким. Если ходить не может, пусть служит в штабе писарем. Комиссию тоже можно понять: план призыва выполнять нужно? Нужно. А как выполнять, когда в ассортименте - сплошь одни инвалиды? Вот и приходится грести всех подряд: в армии, между прочим, тоже госпитали имеются. В случае чего, там отлежатся. Некоторые призывники, конечно, с такой постановкой вопроса не согласны и начинают бузить: "Мы, мол, послужить не против, но нет ни малейшей физиологической возможности". От них комиссия легко отмахивается, как от непонятливой мошкары. Один такой чудак недавно попал к нам на экспертизу из сельского района. На свет явился как раз в начале великой перестройки: может потому - с врожденным косоглазием.

Как к этому относиться с эстетической точки зрения: унывать или не очень - вопрос спорный. Скажем, популярный киноактер Савелий Крамаров на одном только косоглазии сделал знатную карьеру. Для всех остальных косоглазие - штука не самая приятная. Поскольку у человека два глаза, то в процессе зрения должны формироваться два изображения. Чтобы эти изображения слились в мозгу в одно, нужно, чтобы взаимодействие двух яблок было идеально гармоничным. Отсутствие такой гармонии и называется косоглазием. Нашего крестьянского сына чуть ли не с рождения принялись пользовать глазные доктора. Чего только не перепробовали: и оперировали, и лазером жгли - толку никакого. Больше того, левый глаз со временем почти совсем ослеп. А вслед за ним начались проблемы и во втором глазу. В медицине это имеет издевательское название: "содружественное снижение зрения". Как говорится, скажи мне, кто твой друг.

В общем, когда грянул призывной возраст, сельский паренек нисколько не сомневался, что он медицинским комиссиям не по зубам даже без всяких инвестиций в отечественное "здравозахоронение". Но не тут-то было. Нашлась и на него статья в "Расписании болезней". Выписка из протокола военно-врачебной комиссии прозвучала не хуже, чем приговор трибунала: мы-то, мол, не слепые и видим, что подпадаешь аккурат под статью 33-б. А там прямо сказано: ежели маленько передвигаешься без поводыря, значит тебе прямая дорога в сухопутные войска. В кавалергарды или, там, в воздухоплаватели не годен, а в пехоту подойдешь в самый раз. Иными словами, рожденный слепым летать, конечно, не может, а по земле чего бы не поползать? Там второй глаз - без надобности. Правда, во втором глазу тоже углядели (под большим увеличением) беспорядок: небольшой разрыв сетчатки. Собственно, и не разрыв даже, а так себе - надрывчик. Смотреть не на что, тем более о нем говорить! Между тем, у граждан, даже с такими мелкими надрывами всегда имеется риск возникновения одного из самых тяжелых офтальмологических заболеваний - отслойки сетчатки. При этом происходит внезапная потеря зрения, которая нередко бывает безвозвратной.

Пациенты с такой патологией должны находиться под постоянным медицинским наблюдением офтальмолога, так как вероятность возникновения новых разрывов существует в течение всей жизни. Им категорически противопоказаны физические нагрузки (особенно работы, связанные с подъемом и переносом тяжестей), вибрация, психоэмоциональные стрессы, включая строительство генеральских коттеджей. Парнишка чуть не плачет своим подслеповатым глазом: "Я, - говорит - и рад бы чего состроить, да боюсь косо стену вывести и угодить в высочайшую немилость их превосходительства". Доктора стоят насмерть: не озаботился вовремя - ползи в общую шеренгу! Вроде бы положение безвыходное: лобовой атакой комиссию не возьмешь. Но судебные эксперты тоже не лыком шиты, зашли с тыла. А именно: собрали в свою команду самых главных офтальмологов области, которые постановили, что попадает наш призывник по всем статьям совсем под другую статью "Расписания болезней": пункты "а" и "г" ст. 30.

Сильно не любят военные эту статью, поскольку по ней является таки гражданин вовсе ни на что не годным. Без боя, само собой, противники не сдались, бросились созывать повторную комиссию, чтобы опровергнуть экспертов. А все прочие мобилизованные офтальмологи как глянули, кем подписано предыдущее заключение, сразу в кусты: чур меня! Такие хулиганы, если что, нас самих могут зрения лишить за вольнодумство. Вот и вся военная хитрость. Кончилось добрым старым заграничным "хэппи эндом": плюнули военные командиры слюной и выдали парнишке "белый билет". Только мораль этой истории состоит вовсе не в коварстве экспертов. Мораль в том, от кого страну станет в ближайшем будущем оборонять армия калек? А ну, как грузины или китайцы опять наскочат?

Между прочим, рецепт от этой хвори существует. Та же US Army сплошь состоит из одних здоровяков. Неужто у них в стране слабые грудью перевелись? Да нет, их за кордоном ничуть не меньше. А здоровяки на фронт рвутся потому, что там сильно хорошо платят и не заставляют строить дачи с банями. В общем, рецепт военной реформы прост, как апельсин. Если собрать вместе те огромные деньжищи, которые идут на взятки военкомам и докторам, получится такая здоровенная куча, из которой можно без проблем содержать высокооплачиваемую, профессиональную и боеспособную армию. Дел-то на две копейки: вместо целых дивизий надсмотрщиков и паразитов посадить одного бухгалтера с кассовым аппаратом. Не желаете служить - с вас 20.000 У.Е. на зарплату желающим. Не желаете платить - пожалуйте в строй. И уж потом этот строй могут со всех сторон обнюхивать доктора и придирчиво браковать ущербных. В полной гармонии с клятвой Гиппократа и социальной справедливостью.

Скажете, не станут платить? Еще как станут! Находит же где-то сейчас каждый второй уклонист эту сумму. Скажете, не найдется служивых? Опять мимо. Положите достойную зарплату, и каждый второй вмиг воспылает патриотизмом. Тогда и "Булава" полетит, и по своим сослепу лупить перестанут. Вспомнить только доктрину непобедимого полководца Александра Суворова о том, что "воевать надобно не числом, а уменьем", и сразу все получится.