Поиск

Так кто же крышевал челябинский наркотрафик?

08.08.2013 15:30
Автор: Владимир ФИЛИЧКИН
Кто бы мог подумать, что День железнодорожника в Челябинской области с недавних пор в условиях абсолютной конспирации отмечают и некоторые бывшие весьма влиятельные представители силовых структур региона! Но об этой их милой причуде здравомыслящие журналисты предпочитают на всякий случай помалкивать. Потому что встревать в многомиллиардные дела наркомафии сегодня действительно очень опасно.
Так кто же крышевал челябинский наркотрафик?*

Кто бы мог подумать, что День железнодорожника в Челябинской области с недавних пор в условиях абсолютной конспирации отмечают и некоторые бывшие весьма влиятельные представители силовых структур региона! Но об этой их милой причуде здравомыслящие журналисты предпочитают на всякий случай помалкивать. Потому что встревать в многомиллиардные дела наркомафии сегодня действительно очень опасно. Если не пристрелят за подобное праздное любопытство, то посадят такого журналюгу за что-нибудь этакое наверняка. Времена на дворе нынче стоят суровые. А люди в погонах свои корпоративные интересы по прежнему блюдут со всей приоритетностью…

 

Отстрел неизбежен

Российское информационное агентство URA.ru не выдержало первым и по весне этого года выдало вполне забойный материал о сравнительно недавних временах, когда челябинский полковник милиции Владимир Гусак курировал в регионе борьбу с наркотиками. И что именно при нем местных наркоторговцев почему-то отстреливали как мух, и заказчиков этих убийств сыщики, конечно же, не находили, а вот истинные авторитеты, оказывается, в те времена пребывали в добром здравии. И наркотиков в приграничной Челябинской области почему-то меньше не становилось. К тому же, по мнению хорошо информированных «урашек», полковник Гусак в довершение всего еще и «дружил с очень авторитетным бизнесменом, будущим депутатом гордумы Виталием Рыльских». А тем временем Челябинск просто сотрясала череда громких заказных убийств, потому, что вскоре после прихода Владимира Гусака в УБОП на Южном Урале сразу же начался неприкрытый передел рынка наркоторговли.
«Эти расправы над авторитетами происходили в разных районах и при разных обстоятельствах, но у всех их была общая черта — причастность жертв к распространению наркотиков на территории Южного Урала. А аккуратность, с которой все было проделано, отсутствие свидетелей и случайных жертв позволяли сделать вывод, что это не простые бандитские разборки, а спланированные операции. Многие тогда предположили, что наркоторговцев уничтожили сами силовики. Люди ожидали позитивных перемен. Дескать, без «крыши» нелегальный бизнес долго существовать не сможет. Однако спустя годы можно с грустью констатировать, что ситуация с наркоторговлей в регионе не просто не улучшилась, а стала еще хуже», - писал «Вечерний Челябинск». А в федеральном экспертном журнале даже опубликовали весьма показательное и необычное исследование челябинских авторов, работавших в институте судебных экспертиз «Стэлс», «Экспертная оценка признаков тактической грамотности убийцы по организации огневой засады», подготовленное ими на примере «челябинских спецопераций». Ходили смутные слухи, что застрелился некий полковник УФСБ, курировавший борьбу с наркотиками, оставив записку: «Не могу жить в этой грязи».

 

Деньги любят тишину

Мало кто знает, что Россия вместе с Ираном и Афганистаном именно в те годы уверенно вошла в тройку стран, где экспертами было отмечено самое высокое потребление героина. Международный комитет по контролю над наркотиками утверждал, что из Афганистана через среднеазиатские республики в Россию везли тысячи тонн героина высокой очистки. И было вполне очевидно, что эти поставки в наш регион могли осуществляться только организованными, высокотехнологичными методами. Наркокурьеры-одиночки - «мулы», поимку которых нам зачем-то почти ежедневно в те годы назойливо показывали по телевидению сотрудники ведомственных пресс-служб, скорее всего, были лишь частными не санкционированными сверху инициативами мелких поставщиков. Потому что серьезные международные организации, заинтересованные в значительных доходах, на мелочевку, конечно же, не разменивались. Как выяснилось, существовала узаконенная система околотаможенных коммерческих структур, вполне способная, по нашему мнению, решать самые серьезные задачи в интересах международной наркомафии…

С юга в Челябинскую область, а вернее в Россию, не первый год шли эшелоны. Примерно 70 процентов грузов из до предела наркотизированного и криминализированного Таджикистана, 20 процентов из бурлящего Узбекистана и 10 процентов из неспокойного в те годы Казахстана. Я имею в виду, прежде всего, ежемесячно поступавшие на станцию Челябинск-Грузовой тысячи тонн так называемого «скоропорта» - лука, чеснока, сухофруктов, орехов, яблок и винограда. По опубликованным данным челябинского агентства журналистских расследований вагоны «скоропорта» именно при Владимире Гусаке досматривались челябинскими таможенниками всего лишь на 10 процентов среднеазиатского импорта. 90 процентов вагонов с мешками, ящиками и коробками с заявленной сельхозпродукцией, явно самой удобной для провоза наркотиков и оружия, расползались из нашей области по России без всякого досмотра. Более того, оплачиваемый наличными деньгами «скоропорт», как правило, разгружался в Челябинске вообще «с колес». Иначе как объяснить, что на «склад временного хранения», принадлежавший некоему Александру Мамонову, вмещающий не более трех-четырех вагонов, в те годы загоняли за раз по пять вагонов сельхозпродукции. А 30 августа 2004 года этот «резиновый» склад принял сразу рекордные семь вагонов среднеазитского олука для получателя груза некоего Додобаева Мусагена Кахрамовича.

Сотрудники челябинского агентства журналистских расследований открыто утверждали, что постоянные получатели сельхозпродукции из республик Средней Азии в Челябинске господа Додобаев, Бокоев, Обидов, Ахмедов, Рахматуллоев, Одилов, Умаров и многие другие в то время пользовались у местных таможенников особым расположением.

 

О чем не писали в газетах

По существовавшим в Челябинске обычаям предварительно заполненные декларации, сданные в таможню до прихода груза, как правило, надежно гарантировали, что таможенного досмотра вообще не будет. Создавались все условия для постоянных клиентов, работающих с крупными партиями сельхозпродукции и, как правило, еще и с черным налом. Инспектор по команде сверху, не задумываясь, ставил штамп «Без досмотра» в грузо-таможенную декларацию. И вот прозрачная граница России была гостеприимно распахнута перед очередным среднеазиатским эшелоном. Вагоны, опечатанные личной пломбой какого-нибудь таджикского или узбекского коммерсанта с труднопроизносимой фамилией, подгонялись к явно лоббируемому руководством таможенного поста коммерческому терминалу.

Далее происходило то, что населению, конечно же, благоразумно не показывали по телевидению подчиненные господина Гусака. Местные бичи за самую символическую плату из вагона, транзитом через пустой склад, в мгновение ока перетаскивали мешки, коробки и ящики в припаркованные большегрузные машины-фуры, и этот абсолютно непонятный груз, благополучно миновавший российскую границу в Челябинской области, уходил в глубь нашей территории. При такой поспешности его, конечно же, просто некогда было досматривать…

Более того, как утверждали все те же сотрудники агентства журналистских расследований, люди в погонах якобы активно использовались для создания серьезных проблем грузоперевозчикам, пытавшимся работать с другими складами временного хранения железнодорожных грузов. К примеру, приходит в органы невнятная ориентировка, и так называемые «гоблины» с автоматами несколько суток перетряхивают уже подгнивающий «скоропорт» непонятливого коммерсанта. Знай, мол, чудило, с кем надо работать. Чем же еще объяснить, что на маленький склад господина Мамонова, расположенный вдалеке от станции Челябинск-Грузовой, годами шло гораздо больше партий товаров, чем на расположенные прямо на путях станции просторные склады торгового дома «Уралэнергосервис»?

Чем же еще иначе можно было объяснить тот факт, что коммерсант Мамонов настолько окреп, что 15 октября 2004 года даже вообще взял и выселил таможенный пост из своего благоустроенного здания?

Чувствуя хорошую поддержку, коммерсанты, недовольные слишком придирчивым полковником таможенной службы Камилем Гариповым, вполне уже могли его «съесть», как до того «съели» бывшего руководителя таможенного поста на железной дороге Аркадия Стрельникова.

Это только в очень плохом отечественном кино собачки, радостно обнюхивая мешки с луком и чесноком, сразу же находят там спрятанные коварными злодеями пакеты с героином. На самом же деле ароматные лук и чеснок вообще напрочь отбивают собачий нюх. Может быть, поэтому на складе временного хранения так редко и наблюдали милицейских собак ищеек. А может быть, еще и потому, что кто-то из руководителей челябинской антинаркотической бригады в те годы взял да и оплатил вдруг поступление своего сына в престижный и дорогостоящий институт.

Но это все только еще цветочки. Заинтересованные люди с особым нетерпением все лето ждали наступления холодов, когда теплолюбивый «скоропорт» в Челябинск повезут с обязательным присутствием в вагонах проводников, которые с помощью печек будут оберегать сельхозпродукцию от переохлаждения. Тогда таможенный досмотр вообще терял всякий смысл. Таджикские, узбекские и казахские вагоны по многу дней шли по перегону от Орска к Челябинску. На станции Челябинск-Главный и Челябинск-Грузовой несколько дней в тупиках без всякого надзору ждали своей очереди. И незадекларированный груз, конечно же, можно было сбросить без проблем. И только потом уже вагоны из Средней Азии попадали на челябинский околотаможенный коммерческий до мозга костей склад временного хранения…

Ситуация вокруг челябинского коммерческого терминала в 2009 году явилась серьезной проблемой для целого ряда федеральных силовых структур в Москве. Именно тогда было объявлено, что для перекрытия афганского наркотрафика в Россию необходимо все же, чтобы действия всех заинтересованных силовых структур были согласованы, однако пока такой согласованности, оказывается, все еще нет. Как говорится, меньше знаешь - дольше проживешь. Первый заместитель директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков генерал-полковник Владимир Каланда именно в Челябинске на заседании межведомственной группы по выработке мер по борьбе с наркотрафиком из Средней Азии жестко поставил задачи по выявлению и пресечению каналов наркотических средств, поступающих в страну через российско-казахстанскую границу. По итогам этого исторического визита был даже сформирован пакет предложений законодательного, методологического и организационного характера, который лег в дальнейшем в основу целевой федеральной программы по противодействию афганскому наркотрафику.

А лишенные достоверной информации журналисты каждый на свой лад все еще строят предположения, кто же из руководителей силовых структур Южного Урала все эти годы крышевал беспрепятственный международный наркотрафик…