Скажите: мне, что опять потом через год прибегать?

19.05.2010 00:00
Автор: Владимир Байков
Данные социологических исследований показывают, что проблема, связанная с жильем, стоит перед 61 % российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. При этом еще и каждая четвертая семья имеет жилое помещение, находящееся в плохом или очень плохом состоянии.
Скажите: мне, что опять потом через год прибегать?*

Данные социологических исследований показывают, что проблема, связанная с жильем, стоит перед 61 % российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. При этом еще и каждая четвертая семья имеет жилое помещение, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилплощади составляет примерно 1570 млн. кв. м, для ее удовлетворения необходимо увеличить жилищный фонд на 46 %.

Соответственно важности задачи в стране принимались и амбициозные планы. «Жилище» — государственная целевая программа была одобрена еще в 1993 году. Может быть, кто-то помнит, что кроме нее существовали и другие проекты. А в 2001 году всех их объединила ФЦП «Жилище», рассчитанная на 2002–2010 годы. Но она тоже претерпела изменения с учетом национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Мы попытались выяснить, как в Челябинской области исполнялся нацпроект «Доступное жилье. Но, к сожалению, отчеты правительства об исполнении областного бюджета оставляют двойственное впечатление. Как в доходах, так и в расходах нет главного – сколько планировалось и сколько фактически удалось получить и профинансировать. Жаль, что вертикаль власти не терпит отклонений от принятых шаблонов. Иначе невозможно доказать народу серьезность своих намерений. В Челябинской области в 2006 году на национальные проекты было выделено 14 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 3,8 млрд. рублей, и из консолидированного бюджета области – 10,2 млрд. рублей. Был создан Совет по реализации приоритетных национальных проектов, рабочая группа по контролю, межведомственная рабочая группа по реализации, 43 совета и 43 рабочих группы на территориях городов и муниципальных районов. Казалось бы, правительство Петра Сумина сконцентрировало все силы и средства на направлении главного удара….

Чтобы лучше оценить эффективность затеи мы попытались выяснить, как в 2008 - предкризисном году выполнялась областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье – гражданам России в Челябинской области на 2008–2010 годы». Оказалось, что к исполнению программы были причастны 14 министерств и главных управлений. Так, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства потратило на доступное и комфортное жилье почти три миллиарда рублей, Министерство культуры 11 млн. рублей, а Государственный комитет по делам архивов – всего-то 600 тысяч рублей. Разумеется, все было бы проще и понятней, если бы все областные целевые программы были сведены в единую таблицу. В 2008 году в области – построено 2024 тысячи квадратных метров жилья, сообщает статистика. Иными словами, 0,58 кв. м на одного жителя. И этот показатель на 21% выше достигнутого в 2007 году. Министерство экономического развития области утверждает, что снесено 80 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья, из которого переселено 1204 семьи.

Но из этих достижений трудно понять, на сколько квадратных метров реально увеличился жилой фонд области. Наверное, сегодня никто не знает, сколько же жилых помещений было массово переведено в нежилые в Челябинской области в том же 2008 году. Использование жилого помещения для решения предпринимательских задач предусмотрено Жилищным кодексом РФ. Вывод квартиры из жилого фонда – длительная и непростая процедура, но сегодня на еще недостроенных домах висят объявления: сдам в аренду, продам, переведу в нежилое. И на каждом рекламном стенде предлагают свои услуги по переводу посредники, обещая «быстро и недорого». Так, что и на реализации нацпроекта «Доступное жилье» вполне можно получить неожиданную прибыль. В 2009 году в Челябинской области власти отчитались о строительстве еще  1430,1 тыс. кв. метров    жилья, что составило всего 70,7%  от объемов 2008 года. Кризис обнажил слабые места. И стало очевидно, что сегодня финансовых вложений недостаточно, что исключило саму возможность радикального улучшения в соответствующих отраслях экономики. И даже до областных чиновников, привыкших к щедрым федеральным вливаниям, дошло, что с будущего года финансирование национальных проектов не предусмотрено.        К тому же Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев представил Бюджетное послание, в котором изложил новые принципы построения бюджетной политики на 2010–2012 годы. Он прямо отметил, что «нас, скорее всего, ожидает более глубокое падение, и, увы, нет оснований надеяться, что в следующем году экономика начнет выздоравливать».

Однако строить доступное жилье надо и в условиях затяжного финансового кризиса. Тем более, что в Копейске по явно заниженным официальным данным в последние годы все еще существовали 2358 ветхо-аврийных домов. В которых ютились примерно 14 тысяч человек. Копейские бараки – лукаво именуемые чиновниками ветхим и аварийным жилым фондом по существу жильем то никогда и не были. Засыпные Копейские времянки из камышита - это когда рубленый камыш засыпали для теплоизоляции между хлипких конструкций из тонких дощечек. Времянки саманные в Копейске делали из глины с примесью навоза и соломы. Строились такие времянки в самом начале прошлого века, примерно года с 1910, почти без фундамента или на деревянных «стульчиках» вместо настоящего фундамента. Без гидроизоляции из плохо обработанных досок. Вместо нескольких лет, срока на который людей «ненадолго» заселяли во временные бараки, эксплуатация этих карточных домиков давно превысила их двойной предельный временной ресурс. Доски, разъеденные грибком, давно превратились в труху. Из-за деформации почвы на горных отводах практически все бараки-времянки смертельно опасны. Стены проседают, пол и потолки вспучены. Стратегический секрет областных властей годами смело экспериментировавших с отчетностью, в том, что они давным-давно доложили в Москву о том, что ветхо аварийные трущобы давно снесены. Люди, мол, живут вполне по человечески.

Директор копейского ООО НПП «Этерна+» Геннадий Самойлов уже длительное время безуспешно пытается убедить правительство Челябинской области и Копейска в том, что разработанный его командой проект «Автономное жилье» реально позволяет добиться претворения в жизнь проекта «Доступное жилье». Он готов в качестве пилотного проекта на свои средства построить жилой микрорайон в районе поселка Вахрушево под Копейском.

Действительно недорогие четыре двухэтажных четырех квартирных дома должны быть объединены в отдельный микрорайон. Разработчики добиваются практически полной независимости жилого фонда от всех внешних поставщиков: тепловых сетей, энергоснабжающих организаций, водопровода и канализации. Скважина для добычи воды обеспечит возможности отопления и хозяйственные нужды. Локальная фильтрационная система очистки воды – практический выход из критической ситуации связанной с повсеместной изношенностью труб водоснабжения. Станция биологической очистки замкнутая на фильтрационную систему позволит при необходимости не только обеспечить компактную минерализацию стоков, но и дополнительно обеспечит поселение запасом питьевой водой.     Специально для данного проекта были спроектированы и изготовлены комбинированные экономичные котлы, работающие как на газе, так и на любом виде дров, причем в самых незначительных объемах. Ученые утверждают, что  в ближайшей перспективе возможно изготовление топлива из сгораемой части мусора. Как это сегодня делается во многих развитых странах. Главное в проекте Самойлова – то, что все объекты обеспечения жизнедеятельности должны находиться в непосредственной близости от жилой зоны и не должны зависеть от крупных поставщиков.

Геннадий Александрович устав от бесполезных хождений «по инстанциям» предлагает команде нового губернатора Михаила Юревича создать специализированный областной банк идей «Внедрение», куда беспрепятственно поступали бы все новые и перспективные творческие проекты. «Главное это максимально сократить ненужную бюрократическую волокиту и убрать лишние на первоначальных этапах принципиального рассмотрения  вопроса согласования. Любая модернизация сегодня к примеру захлебнется в нежелании чиновников брать на себя ответственность. В их привычке гонять изобретателей как белок по замкнутому кругу».