На кого бросает тень первый заместитель губернатора Челябинской области?

19.03.2009 00:00
Автор: Владимир Филичкин
Федеральная власть наконец-то обратила пристальное внимание и на старые уголовные и околоуголовные дела, заглохшие ввиду круговой поруки региональных баронов. В результате, тучи сгустились над головами тех, кто еще вчера относил себя к категории «уважаемых и неприкасаемых»
На кого бросает тень первый заместитель губернатора Челябинской области?*

Появление в прессе итогов четвертого рейтинга политической выживаемости губернаторов подготовленного Международным институтом политической экспертизы (МИПЭ) и Фондом «Пе-тербургская политика» не стало неожиданностью для аналитиков. Большая чистка российского чиновничества, о которой так долго говорили политологи, должна была начаться с региональных элит. С губерний включенных Минрегионом в список территорий, наиболее пострадавших от экономического кризиса. Руководство страны, провозгласившее самые жесткие меры в борьбе с коррупцией, предложившее буквально «рубить лапы» взяточникам, обязало правоохранительные органы заняться проверкой «на предмет прохождения по уголовным делам либо непогашенных судимостей» чиновников во всех уровнях власти. Другим важнейшим показателем является количество коррупционных скандалов, связанных с деятелями областного масштаба. Как именно работает такая система отбора, можно понять на примере одного из кандидатов на «зачистку», челябинского вице-губернатора Андрея Косилова «прославившегося» в связи с аферами «Продкорпорации» и «Пометным делом «Рависа».

 Федеральная власть наконец-то обратила пристальное внимание и на старые уголовные и околоуголовные дела, заглохшие ввиду круговой поруки региональных баронов. В результате, тучи реально сгустились над головами тех, кто еще вчера относил себя к категории «уважаемых и неприкасаемых», и был твердо уверен в неизбежном повышении по службе. Не стал исключением и первый заместитель губернатора Челябинской области Андрей Николаевич Косилов. Ему, скорее всего, припомнят целый букет давних скандалов, каждый из которых вполне заслуживает отдельного показательного судебного процесса. 

Кто вы мистер Косилов? 

 АНДРЕЙ КОСИЛОВ родился в Челябинске в 1961 году, в семье профессора ЧИМЭСХ. Окончил Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Свою номенклатурную карьеру начал там же с должности секретаря комитета ВЛКСМ. Действительно как иначе начинающий аграрий смог бы угодить в областную номенклатурную обойму?
 Затем по правилам игры Андрей поработал в Челябинском обкоме ВЛКСМ. Был помощником депутата Верховного Совета РСФСР, помощником председателя облисполкома, управляющим делами облсовета. С октября 1993 года до декабря 1996 года занимался коммерцией. 
  Именно в это время Косилов наиболее тесно сотрудничал с Андреем Свиридовым президентом корпорации "Уралинвест", проходившим фигурантом по беспрецедентному "делу Фильшина". "Делу о ста сорока миллиардах рублей", которые по договору между двумя российскими и южноафриканской фирмой и с санкции заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Геннадия Фильшина должны были быть "проданы" за 7 миллиардов 756 миллионов долларов (следователь Генпрокуратуры СССР Владимир Калиниченко). Вместе с челябинцем Свиридовым по этому загадочному уголовному делу проходили житель ЮАР ПИРСОН и англичанин ГИББИНС, при этом оба значились в розыске Интерпола. К тому времени Гиббинс был заочно приговорен к пожизненному заключению. По мнению некоторых экспертов ООН, эта международная афера – ничто иное, как попытка колумбийской или турецкой наркомафии отмыть свои капиталы в России.


В 70-80-х годах прошлого столетия при одном только упоминании имени Владимира Калиниченко содрогались секретари обкомов, министры и всесильные члены Политбюро, именно от его выводов зависела тогда зачастую политическая ситуация в Советском Союзе. В то время Владимир Иванович работал "важняком" - так окрестили в народе следователей по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР. О размахе его расследований можно судить хотя бы по нашумевшему делу об убийстве высокопоставленного сотрудника КГБ, по которому четыре милиционера были расстреляны, более 80-ти осуждены и более 500 уволены из органов МВД.


Гордон: - «Владимир Иванович, Вы написали несколько книг, но ни одна из них, я знаю, вообще не дошла до читателя...
Калиниченко: - Весь тираж был изъят. Книга называлась "7060 дней из жизни следователя". В том числе в ней шла речь и о деле Фильшина...
Гордон: - Зампредсовмина России? Оно, помнится, было связано с попыткой продать 140 миллиардов рублей за доллары...
Калиниченко: - Да - это было мое последнее дело…. В тот день, когда расформировали Прокуратуру СССР, я уволился. Сказал, что в Генпрокуратуру России не пойду, потому что понимаю, кто пришел к власти. Работать с людьми вроде Ельцина и его команды равносильно самоубийству. Вообще, все то, что сегодня произошло, - это предмет отдельного разговора.
«В гостях у Дмитрия Гордона» 7 ноября 2004. Первый национальный телеканал

 Также Свиридов был причастен к известной акции по продаже «АНТом» целого эшелона танков из Нижнего Тагила. Особого внимания заслуживает период с 1991года по 1995 год, когда Свиридов и Косилов помогали владельцу Сосновской птицефабрики «Сосновская» (ныне «Равис») Михаилу Лежневу в его политической и предпринимательской деятельности. Совместно организовали в начале 90-х первый в Челябинске демократический клуб избирателей. 7 декабря 1995 года генеральный директор Лежнев был застрелен на пороге своего дома неустановленным снайпером. Убийство известного политика и бизнесмена произошло всего за несколько дней до выборов в Государственную думу. Шансы кандидата от «партии власти» - движения «Наш дом – Россия» Михаила Лежнева рассматривались как очень высокие, несмотря на то, что его основным соперником по избирательному округу выступал лидер оппозиционного движения «За возрождение Урала» Петр Сумин. Версия о возможной связи производственной деятельности Лежнева с его убийством упорно проверялась в январе-феврале 1996 года следственным управлением УВД Челябинской области. В ходе проверки было установлено, что М.Н. Лежнев был одним из учредителей подставной структуры ОПС «Коты» ТОО «Альфа» в распоряжение которой в 1994 году поступали значительные партии продукции от АО «Уралтрак», «ММК» и других предприятий, денежные средства, за реализацию которых должны были быть перечислены в пользу АО «Челябэнерго». 
  В Челябинске Андрей Свиридов при поддержке Косилова (в то время работавшего у Свиридова) сумел заключить уникальное соглашение № 4/01-95 от 4.01.95 г. с Галиной Желтиковой руководившей КУГИ "О привлечении инвестиций в Челябинскую область". По этому соглашению целый ряд АО, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое назначение для обеспечения национальной безопасности страны, закрепленной в федеральной собственной собственности, акции которых не подлежали досрочной продаже по Челябинской области, были переданы Корпорации "Уралинвест" в залог на три года под привлечение инвестиций. Начавшееся было расследование и проверку законности сделки депутатами Законодательного собрания свернули, когда после победы на губернаторских выборах Петра Сумина его ближайший соратник Андрей Косилов стал первым заместителем губернатора Челябинской области. 
 
Но вернемся на несколько месяцев назад. По данным челябинских налоговиков, Косилов уже в 1996 году был одним из богатейших людей области, получив только от продажи ценных бумаг два с лишним миллиарда рублей. По налоговым декларациям скромный госслужащий Косилов, оказывается, был даже богаче известного челябинского предпринимателя Фишера более чем в десять раз. В середине «лихих девяностых» бывший комсомольский активист Косилов, стал президентом крупнейшего чекового инвестиционного фонда «Атлант». По мнению экс-прокурора Челябинской области Геннадия Лихачева – «самого «не простого» ЧИФа Южного Урала». В ходе внутренних «разборок» тогда были убиты председатель совета директоров фонда Василий Кубашов и представитель «Атланта» в Перми. Президент ЧИФа Андрей Косилов, похоже, только чудом остался жив. Утверждают, что только в 1995 году его машину обстреляли восемь раз. Поэтому никто не удивился, узнав, что 7 декабря 1995 года в девятом часу вечера недалеко от своего дома в Челябинске шестью выстрелами из самодельного пистолета был ранен президент ЧИФа «Атлант» Андрей Косилов. Выписавшись из больницы, будущий вице-губернатор, вскоре продал свой пакет акций, пообещав в одном из интервью «больше не интересоваться делами «Атланта». Тем более, что деньги, вложенные в чековый инвестиционный фонд, были давно потрачены его руководством, потери и убытки списаны на «реформаторов и прихватизаторов», а немногим оставшимся клиентам фонд выплачивал мизерный доход в пять процентов годовых. 

По оперативным данным в декабре 1995 года в больницу к Косилову А.Н. в гор. Челябинск из Перми приезжала Чижова Г.В. вместе с Сосниным В.Н., которого знает с 1994 года. Чижова – мелкий акционер Пермского целлюлозно-бумажного комбината, где Косилов с 21.07.95 был избран председателем совета директоров. Соснин один из учредителей ЗАО «Западный Урал». Другой учредитель Кошкин Б.Н. был убит летом 1995 года в Москве. Соснин якобы был представителем криминальных структур Пермской области, выражающих интересы одного из лидеров казанской группировки Закирова Х.Х. по кличке «Хайдер», убитого осенью 1996 года, и проявлявшего до этого большой интерес к ПЦБК. В дальнейшем и Чижова и Соснин допрашивались по данным эпизодам следователями прокуратуры Челябинской области…

Продолжение следует...