Поиск

Мы уже вышли на нулевой этап экономического роста

15.08.2013 08:31
Автор: Владимир ФИЛИЧКИН
Судья Арбитражного суда Челябинской области Инна Кузнецова на днях приступила к рассмотрению иска общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Южуралзолото Группа Компаний» к открытому акционерному обществу по добыче угля «Челябинская угольная компания» о взыскании задолженности в размере пяти миллионов рублей.
Мы уже вышли на нулевой этап экономического роста*
не наше

Судья Арбитражного суда Челябинской области Инна Кузнецова на днях приступила к рассмотрению иска общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Южуралзолото Группа Компаний» к открытому акционерному обществу по добыче угля «Челябинская угольная компания» о взыскании задолженности в размере пяти миллионов рублей.

Утверждают, что еще одно заявление – о признании ОАО «Челябинская угольная компания» банкротом – поступило в арбитражный суд в июне этого года, однако из-за отсутствия ряда документов, в частности списка кредитов, заседание по рассмотрению этого дела было отложено на 30 июля. В документах суда сообщается, что инициатором банкротства – введения процедуры наблюдения – выступила сама Челябинская угольная компания (ЧУК).

Собственником «Южуралзолота» и Челябинской угольной компании является Константин Струков – самый обеспеченный депутат Законодательного собрания. Он входит в топ-100 самых богатых челябинцев по версии Chel.ru. Поэтому эксперты уверенно говорят, что в данном случае речь идет о явно контролируемом банкротстве. В начале 2008 года ЗАО «Южуралзолото» также было признано банкротом. Официально это было связано с реструктуризацией активов, однако владеющая долгом компании «ИстернГейтСекьюритиз» полагала, что такой шаг был предпринят с целью не погашать задолженность, и намеревалась оспорить банкротство в суде.

Умирающее предприятие российской угольной промышленности ОАО «ЧУК» было образовано в 2002 году на базе имущественного комплекса обанкротившегося «Челябинскугля» (генеральный директор – все тот же Константин Струков). Последняя из действующих шахт бывшего ОАО «Челябинскуголь», а ныне ЧУКа (Челябинской угольной компании) шахта «Коркинская» прекратила свою работу в апреле 2013 года. Как сообщил генеральный директор ЧУКа Валерий Кальянов, решение о консервации шахты связано с ее нерентабельностью. Было принято решение о проведении мокрой консервации шахты. При мокрой консервации работа водоотлива прекращается и выработки затопляются. 27 июня 2013 года шахта была официально закрыта.

Расположенные в Копейске шахты ОАО «ЧУК» «Капитальная» и «Комсомольская» были закрыты в 2009 и в 2010 годах, еще раньше прекратил работу Копейский угольный разрез.

* * *

Полное закрытие «Коркинской», конечно же, ускорил групповой несчастный случай со смертельным исходом, произошедший 2 мая 2013 года. Шахтеры работали на фактически уже остановленной шахте, находящейся в стадии подготовки к консервации. Горная порода обрушилась на глубине 480 метров во время демонтажа металлической шахтной крепи… Под землей в то время было шесть человек, двое погибли. Кроме того, в больницу с травмой ноги обратился еще один шахтер. На место происшествия незамедлительно выехали прокурор Челябинской области Александр Войтович, прокурор Коркино Сергей Парфенюк, сотрудники МЧС, Следственного комитета и полиции.

В тот злосчастный день шестидесятилетний директор шахты «Коркинская» Анатолий Андросов дал указание и. о. начальника участка № 5 Игорю Стукову направить шестерых рабочих на извлечение металлических стоек крепления свода. Конструкции еще вполне можно было использовать на другом производстве. В семь тридцать Игорь Леонидович выдал звену опытных рабочих наряд на производство работ, провел с ними инструктаж по мерам безопасности и удалился в другие выработки шахты. В книге нарядов и наряд-путевке прямо записано: «…извлечение металлостоек производить не более одной стойки на три станка; вести постоянный осмотр кровли…» Этот наряд на смену утвердил инженер шахты Михаил Кислый. В 11 часов 10 или 15 минут Михаил Сергеевич подошел к месту работ, где пробыл с шахтерами около 20 минут. Осмотрев место демонтажа опорных стоек, главный инженер, побеседовав с рабочими, примерно в 11.35 ушел в другие выработки. Около 12 часов в шахту якобы спускался ее директор Андросов и тоже беседовал с рабочими, и даже вроде бы дал им команду прекратить работы по демонтажу стоек.

К 12.40 на месте работ по извлечению металлостоек сложилась явно аварийная ситуация. Шахтные рабочие ослабили замки на двух последних элементах кровли. В результате чего количество фактически демонтированных станков крепления кровли и конструкций с ослабленными замками достигло десяти и произошло обрушение породы. Рабочие Евгений Самойлов и Богдан Марич были прижаты металлоконструкциями и засыпаны горной породой.

Специалисты Министерства энергетики и угольной промышленности, расследовавшие аварию, установили, что рабочие Марич, Дингес и Самойлов допустили отступление от «Паспорта на извлечение металлостоек…», они «не выполнили указаний и. о. начальника участка Стукова и главного инженера шахты Кислого. Демонтировали стойки на более чем двух станках подряд, не установили деревянные стойки под станки, перед и за станком, с которого демонтировались стойки; во время работы они находились под станками, с которых извлекли стойки или ослабили замки». По словам пострадавшего при аварии шахтера Владимира Дингеса, «на замках крепи с правой стороны выработки проходчиком Евгением Самойловым были ослаблены гайки на замках нескольких станков подряд», что было прямо запрещено в паспорте извлечения металлостоек…

Решение о необходимости извлечения стоек металлической арочной крепи было оформлено протоколом технического совета при генеральном директоре ОАО по добыче угля «Челябинская угольная компания» Валерии Кальянове 26 апреля 2013 года, что и послужило основанием для производства работ 2 мая…

В Гострудинспекции по Челябинской области сообщили, что внеплановая проверка соблюдения требований по охране труда выявила очень серьезные нарушения. В частности, Челябинская угольная компания как работодатель не обеспечила безопасность работников при производстве работ по извлечению металлических стоек крепежа шахты. Были нарушены требования статей 22 и 212 ТК РФ – не были обеспечены безопасные условия труда.

По материалам данной проверки Коркинский городской суд подверг угольную компанию административному наказанию в виде остановки работы шахты «Коркинская» до 21 июня.

Следственные органы возбудили по факту обрушения уголовное дело по части 3 статьи 216 УК РФ – нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Как обычно, авария на шахте породила множество слухов в местах традиционного проживания угледобытчиков. В шахтерских поселках утверждают, что в связи с предстоящим банкротством ЧУКа была явно преждевременно, в целях экономии средств, ликвидирована служба производственного контроля, служба охраны труда и производственной безопасности. На момент техногенной аварии и на шахте «Коркинская» тоже, говорят, отсутствовали аналогичные службы жизнеобеспечения. Был даже якобы уже ликвидирован и технологический отдел, что, конечно же, способствовало повышению рисков в и без того опасном производстве. Шахтерам приходилось трудиться на значительной глубине, в пыли и повышенной влажности, в атмосфере, насыщенной углекислым газом и взрывоопасным метаном, при освещении переносными аккумуляторными светильниками и искусственном проветривании за счет слабой тяги, создаваемой главным вентилятором шахты.

Злые языки связывают случившееся еще и с тем, что технологический отдел ЧУКа был укомплектован специалистами по производству открытых горных работ, не имеющими необходимого опыта работы под землей. Однако последнее слово все же в определении виновного остается за специалистами Уральского горного университета в Екатеринбурге, которые по поручению Следственного комитета Челябинской области в сентябре должны выдать экспертное заключение. Возможно, ими окажутся не только «стрелочники»…