Поиск

Курортная сага: награбленное охраняется законом

22.11.2012 10:37
Автор: Владимир ФИЛИЧКИН
Летом 2008 года встревоженные сотрудники Научно-исследовательского института здоровья ЧГМА обратились в генеральную прокуратуру. Озабоченность ученых вызвали многочисленные факты незаконной продажи земель курорта «Кисегач»...
Курортная сага: награбленное охраняется законом*

Летом 2008 года встревоженные сотрудники Научно-исследовательского института здоровья ЧГМА обратились в генеральную прокуратуру. Озабоченность ученых вызвали многочисленные факты незаконной продажи земель курорта «Кисегач». А в составе курорта «Кисегач», по данным Национальной курортной ассоциации, тогда еще функционировали более 15 санаторно-курортных организаций: санатории «Кисегач», «Увильды», «Еловое», «Урал», «Солнечный»; пансионаты «Утес», «Сосновая горка»; дома отдыха «Карагайский бор», «Тургояк», «Золотой пляж»…

 

Дали взятку, и восторжествовала справедливость

Размах распродажи курортных угодий был такой, что 18 июля 2006 года было даже выдано свидетельство 74 АБ 418856 о праве собственности на земельный участок площадью 632683 кв. м, на котором вообще, как оказалось, был расположен сам санаторий «Кисегач». Счастливчик, естественно, оказался одним из самых уважаемых в области людей. А других похозяйничать в эти заповедные земли просто не допускали. И правоохранительные, и надзорные органы, узнав об очередном респектабельном коттедже, выросшем на побережье лучших южноуральских озер, только стыдливо отмалчивались. О коттедже Петра Ивановича на берегу озера Кисегач в то время писала даже «Новая газета». И ничего. Как обычно, тишина…

Генеральная прокуратура в ответ на подобное обращение как-то вяло и очень неубедительно подтверждала: «в ходе проверок, проведенных в 2006 году, установлено, что руководство ОГУП «Челябинсккурорт» организовало застройку здравниц курорта в нарушение всех норм курортного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях».

В те годы в Челябинске без стеснения распространялись красочные буклеты вот такого примерно содержания: «Земля на курорте. Предлагается на продажу уникальный земельный участок общей площадью семь гектаров на побережье уникального озера Еловое». А заместитель губернатора, начальник главного управления по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Геннадий Подтесов только вторил предприимчивым продавцам: «Юридический статус лечебно-оздоровительной местности или курорта не имеет ни одна из зон отдыха Челябинской области…» И далее совсем уж открыто и цинично: «Очень высокая инвестиционная привлекательность территории бывшего курорта республиканского значения стала еще выше из-за утраты ограничений на застройку особо ценных его зон…. Предлагается рекомендовать при оформлении актов выбора земельных участков под новое строительство согласовывать их с ОГУП «Челябинсккурорт».
Согласование требовалось всего лишь потому, что 31 июля 1998 года своим постановлением № 403 губернатор Петр Сумин поручил своему первому заместителю Андрею Косилову «обеспечивать взаимодействие и координировать деятельность государственного унитарного предприятия «Челябинсккурорт». ГУПа, явно специально созданного предприимчивыми областными чиновниками для полного распоряжения судьбой всех региональных здравниц…

Продажа национального достояния в курортной зоне тогда достигла такого размаха, что в ноябре 2009 года Челябинская природоохранная прокуратура была вынуждена даже подтвердить совсем уж неприглядные факты, изложенные в заявлении правозащитника Алексея Суздалова о массовом отчуждении федеральных земель особо охраняемых природных территорий в прибрежной зоне памятника природы Челябинской области озера Увильды. Челябинский правозащитник представил в главное природоохранное ведомство тщательно задокументированные фотофакты масштабного незаконного строительства и последующей продажи на территории курорта «Увильды»: квартир в жилых многоквартирных домах, частных коттеджей для десятков высокопоставленных чиновников. И конечно же, вырубки большого количества деревьев, в том числе и занесенных в Красную книгу. Утверждают, что в одном из коттеджей на побережье озера Увильды мирно проживал даже человек, удивительно похожий на председателя Челябинского областного суда Федора Вяткина…

 

История – это дистиллированная сплетня

Курорт Кисегач был создан еще в 1926 году. Тогда на Президиуме Комитета Уральской страховой кассы группа товарищей заслушала «информацию т. Фадеева о поездке его в Чебаркуль и Троицк для подготовки обеих санаторий на лето. О переводе денег Чебаркульской санатории для окончания строительных работ в Кисигаче». И сразу же по-деловому они приняли решение о переводе значительной по тем временам суммы в пять тысяч рублей, и открыли курорт на сто коек для полного оздоровления трудящихся. Вышеприведенные архивные документы полностью подтверждают начальный госбюджетный источник финансирования строительства объектов санатория «Кисегач», на которые соответственно был распространен и правовой режим государственной собственности…

Более того, генеральным директором ОГУП «Челябинсккурорт» Сергеем Булатовым в ноябре 1997 года было вполне официально подтверждено, что стоимость основных фондов санатория, созданных в период с 1926 по 1997 год, за счет государства составляет 95,2%. Что, конечно же, определяло и определяет соответствующий объем построенных объектов, на которые полностью распространяется правовой режим государственной собственности.

В марте 1960 года председатель Совета министров СССР Никита Хрущев исключительно «с целью улучшения организации отдыха и санаторно-курортного обслуживания трудящихся и повышения в этом деле роли профсоюзов» принял судьбоносное решение о передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха всего лишь «в ведение» - оперативное управление.

Вполне понятно, что данная благородная цель отнюдь не содержала даже признаков явно двусмысленной идеи об отчуждении санаторно-курортных организаций страны, а также находящегося в государственной собственности на их балансе имущества (зданий, сооружений, земельных участков) и передачи всех этих сокровищ в общественную собственность профсоюзов. К тому же эти объекты по законам того времени безвозмездно могли быть переданы профсоюзным организациям только в пользование, но никак не во владение…

Вне всякого сомнения, право полного распоряжения на санаторно-курортные организации, находящиеся по-прежнему в государственной собственности и на балансе, осталось у государства в правовом режиме госсобственности. Безвозмездное отчуждение находящихся в госсобственности санаторно-курортных организаций со зданиями, земельными участками авторами Постановления Совмина СССР, конечно же, не предусматривалось…

В том числе и потому, что в законе в то время просто отсутствовало такое понятие, как форма собственности общественных организаций и профсоюзов. И к тому же имелись прямые императивные ограничения и запреты, например, земля в СССР была полностью исключена из имущественного оборота…

Надо ли говорить, что после вступления в законную силу хрущевского постановления 1960 года даже обязательные, казалось бы, в подобных ситуациях договоры об отчуждении объектов имущества, состоящего в госсобственности, с передачей права собственности на них ВЦСПС и республиканским советам профсоюзов, естественно, не заключались. Акты приема-передачи госимущества во владение, конечно же, не составлялись, пообъектная передача под роспись уполномоченными лицами не осуществлялась. Никто и не помышлял, конечно же, об уводе из государственной казны этих всенародных богатств. В том числе и потому, что даже само понятие собственности профсоюзов ввели только через год.

 

Не пойман, но вор

Чиновники из команды Андрея Косилова в нужный им момент, конечно же, предпочли не вспоминать, что согласно Постановлению Совета министров РСФСР от 6 января 1971 года № 11 курорт «Кисегач» является курортом республиканского значения. А в феврале 1982 года все тем же Совмином РСФСР на территории Чебаркульского района Челябинской области была к тому же создана курортная зона республиканского значения, включающая в себя и курорт «Кисегач»: «Объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности». Думали тогда в верхах о людях и не планировали тотальной растащиловки…

Поэтому декабрьским Постановлением Верховного Совета РФ 1991 года и были определены «объекты, составляющие основу национального богатства страны». Данным Постановлением все курорты, имеющие общереспубликанское значение, были отнесены исключительно к объектам федеральной собственности, в том числе, конечно же, и курорт «Кисегач». Причем данное Постановление до сих пор никем не отменено и действует в части, не противоречащей действующему законодательству…. Соответственно ему и местным законом 1996 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Челябинской области» был определен курортный фонд региона, входящий в состав курортного фонда страны. Казалось бы, кто посмеет пополнять свой частный карман за счет закромов любимой Родины. Но такие люди в органах власти и управления Челябинской области нашлись…

Росприроднадзор, кстати, и в феврале 2006 года в письме № ОМ-04-26/1024 представил местным князьям список курортов и лечебно-оздоровительных местностей федерального значения на территории Челябинской области, куда им был включен и курорт «Кисегач». Не мог, конечно же, этого не знать главный эколог области Геннадий Подтесов. Обязан был знать и главный затейник - куратор «Челябинсккурорта» от правительства Челябинской области Андрей Косилов…

Тем не менее постановлением правительства Челябинской области № 408-п от 18 декабря 2008 года, даже без обязательного согласования с Минздравсоцразвития, было утверждено гибельное положение о курорте «Кисегач» как о курорте регионального значения. Причем если кто все еще не догадывается о злонамеренности авторов данного постановления, добавлю, что необходимого решения федерального органа о признании курорта «Кисегач» курортом регионального значения принято, конечно же, не было. И поэтому это явно ничтожное постановление авторского коллектива под предводительством Андрея Николаевича, как принятое с нарушениями требований закона, ни в коей мере не повлекло изменения правового статуса курорта «Кисегач». И поэтому письмом министра здравоохранения и социального развития России губернатору Челябинской области от 1 ноября 2010 года было вновь подтверждено, что курорт «Кисегач» все еще является курортом федерального значения. И что, конечно же, нельзя было при двусмысленном попустительстве руководителей суда и прокуратуры строить элитные коттеджи на побережьях курортных озер – жемчужин Южного Урала.

 

За 30 сребреников уже можно кое-что купить

Но коттеджные поселки на берегах Кисегача, Тургояка и Увильдов никто сносить не собирался. Политическая и бизнес-элита Южного Урала именно там принимала в гости своих земляков, делегированных в высшие органы власти страны. И менять этого порядка никто не собирался. Но поработать над правовым статусом незаконно возведенных теремков все же стоило. И поэтому 14 августа 1992 года между Федерацией независимых профсоюзов России и советом Федерации профсоюзов Челябинской области был заключен более чем сомнительный с точки зрения законности договор о передаче прав владения. Согласно этой хитрой выдумке пользование и распоряжение (право собственности) на 90 процентов имущества санатория «Увильды» и санатория «Кисегач» будто бы отошло к региональной профсоюзной организации. А оставшиеся 10 процентов липового пая независимые профсоюзы оставили себе. Так санатории «Увильды» и «Кисегач» в смутное время явно противоправно включили в мутный реестр российского Фонда профсоюзного имущества.

При этом было вполне очевидно, что, так как у ФНПР право собственности на вышеназванные санатории, конечно же, не возникало, то и у Федерации профсоюзов Челябинской области право собственности, соответственно, возникнуть тоже не могло. Так как согласно теории государства и права отсутствующее у стороны договора право не может быть ею передано никому другому. Как справедливо утверждали еще древние юристы: «Никто никому не может передать прав больше, чем обладает сам». Но они, конечно, и подумать не могли, что наступят времена, когда правоведы от имени Российской Федерации будут обслуживать содержащие их финансово-промышленные группы. Да впрочем, как выясняется, обязательных в таких случаях официальных доверенностей у неуполномоченных подписантов липового договора, конечно же, не было…

Тем не менее Федерация профсоюзов Челябинской области, явно ощущая за спиной серьезную административную и судебную поддержку, в 2008 году предъявила иск к ООО «Санаторий «Кисегач» о признании права собственности на 41 наиболее интересный объект растаскиваемого санатория. Начались затяжные судебные тяжбы. Наивным даже вначале показалось, что и над злополучным коттеджем на Увильдах, в котором проживал человек, похожий на председателя Челябинского областного суда и по совместительству заместителя председателя квалификационной коллегии судей всей России Федора Вяткина, сгустились грозовые тучи…

Но, как водится, рука руку моет, поэтому все обошлось, конечно, и 28 июля 2009 года постановлением восемнадцатого Арбитражного суда исковые требования профсоюзников были удовлетворены частично. За Федерацией профсоюзов Челябинской области было признано право собственности на 9/10 долей, а за ФНПР — на 1/10 долей на 18 объектов недвижимого имущества санатория «Кисегач». Как говорил в свое время небезызвестный Михаил Сергеевич, процесс пошел.

Данный вывод суда, по моему мнению, явно ошибочен, так как вполне очевидно, что у ВЦСПС право собственности на спорное имущество курорта не возникло вообще. И следовательно, оно не могло поэтому быть передано ФНПР и далее профсоюзам Челябинской области. Более того, ни один из доводов и выводов решений арбитражных судов по материалам данного дела, вступивших в законную силу, не доказывает и не подтверждает факт создания или финансирования строительства санатория «Кисегач» за счет собственных финансовых средств профсоюзов…

А также факта законного отчуждения этих объектов в пользу профсоюзов. Арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции, не проведя, на мой взгляд, глубокого анализа гражданского законодательства советского периода и фактических обстоятельств дела, исходили из более чем сомнительной «логики»: «Если не доказано иное, то значит это так, как заявил господин истец». Соответственно, не была доказана безусловность факта возникновения в законном, а не в достаточно сомнительном судебном порядке у профсоюзных организаций права собственности на спорные объекты санатория «Кисегач».

Сильно похудевший при прежнем губернаторе курорт «Кисегач» по-прежнему, конечно же, является курортом федерального значения и объектом федеральной государственной собственности. Вот только грибы поганки в виде роскошных коттеджей преуспевающих господ из бизнес-команды Андрея Косилова изрядно потеснили рекреационную зону наших бывших здравниц. А подслеповатая областная мадам Фемида предпочитает даже не смотреть в их сторону. У нее и своих делишек хватает.