Кто же украл миллионы?

09.03.2011 15:45
Автор: Владимир Филичкин
Некоторые еще помнят, что при советской власти в уголовно процессуальном кодексе были такие славные понятия как "законность", "справедливость", "гуманность", а сейчас они исчезли из демократического кодекса, точно так же как впрочем, исчезло многое в нашей жизни. Каждый очередной этап постсоветской эпохи на Южном Урале регулярно завершался очередным громким уголовным делом, которое ясное дело оставляло обществу больше вопросов, чем ответов на них.
Кто же украл миллионы?*
не наше

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5,6)

Кто родился в навозе и провел там всю свою сознательную жизнь, для того его характерные запахи, консистенция и прочие признаки фекалий уже не являются показателями чего-то мерзкого. Потому, что  такие люди принюхались. Подобную поразительную терпимость сегодня принято называть толерантностью. Толерантность в обществе открыто приветствуется. Есть мнение о том, что все-таки бессмысленно из имеющихся в нашем распоряжении букв «ж»; «о»; «п»; «а» пытаться сложить, например слово «счастье». Хотя многие все же привычно считают, что «терпение и труд все перетрут». Формируя органы власти и управления, нам всерьез предлагают поверить: человек, оказывается, так сильно переживает за страну, что готов многие миллионы выкинуть, лишь бы получить право бескорыстно помогать своему народу. Кандидаты, во власть оказывается, так ожесточенно, воюют между собой исключительно за право содействовать процветанию России и ее многострадальных обитателей.. . .

 Некоторые еще помнят, что при советской власти в уголовно процессуальном кодексе были такие славные понятия как "законность", "справедливость", "гуманность", а сейчас они исчезли из демократического кодекса, точно так же как впрочем, исчезло многое в нашей жизни. Каждый очередной этап постсоветской эпохи на Южном Урале регулярно завершался очередным громким уголовным делом, которое ясное дело оставляло обществу больше вопросов, чем ответов на них. Может быть еще и потому, что заканчивались ничем, оставляя во рту лишь омерзительное послевкусие от всего происходящего на судебных подмостках.

 Так «приватизационное» уголовное дело № 68611 о злоупотреблениях служебным положением в процессе приватизации в Челябинской области и присвоении 600 миллионов долларов расследовалось с конца 1996 по 2002 год.  «Громкое дело Головлева» насчитывало 136 томов и 89 эпизодов по количеству объектов южноуральской приватизации. Самый громкий его эпизод касался незаконной продажи акций Магнитогорского металлургического комбината. Расследование итогов приватизации на Южном Урале закончилось с убийством Владимира Головлева. Похищенные деньги никто и не искал, а судебный процесс подельников покойного Головлева  в Центральном районном суде Челябинска неприкрыто напоминал фарс.

Последовавшая за приватизацией череда громких банкротств и смешных финансовых оздоровлений промышленных предприятий Челябинской области командами Владимира Уткина, Андрея Косилова и Игоря Сербинова еще ждет вдумчивого анализа и обобщения. Решения арбитражных судов становятся понятнее только по-прошествие времени. Сегодня только еще начинают обсуждать разграбление ЧТЗ, АМЗ и «Станкомаша».

Громкое расследование «картинного дела» заместителя губернатора Константина Бочкарева, почему-то поспешно прикрыли после его очень уж «своевременной» кончины. Знающие люди предполагают, что подобное решение, скорее всего, продавил лично первый вице-губернатор Андрей Косилов через своего конфидента в УФСБ полковника Александра Рябченко. Как будто бы Бочкарев все совершал один без соучастников в бывшем правительстве Челябинской области…. . .

Мало кто знает, что после смены руководства Челябинской области в апреле прошлого года немедленно вскрылось, что из крупнейшего косиловского ГУП «Продкорпорация Челябинской области» финансовые документы, оказывается, вывозили в неизвестном направлении на грузовике. Серьезная документальная ревизия расходования громадных бюджетных средств, из года в год, тупо направляемых «на возрождение южноуральского села» реально грозила главному руководителю областного агропрома длительным сроком лишения свободы. Дешевле все же стрелочникам понести ритуальное наказание за утрату документации. Есть все же реальный шанс отделаться условным наказанием.

История проматывания значительных сумм государственных денежных средств в ГУПах только начинает просачиваться в открытую печать. На 1 января 2009 кризисного года в нашей области насчитывалось 772 унитарных предприятия, и все они являлись коммерческими юридическими лицами, не наделенными правом  собственности на закрепленное за ними собственником областным имуществом. А в 2008 году унитарных предприятий в Челябинской области было и того больше – 830. Снижение численности муниципальных и государственных предприятий говорят, было вызвано последствиями финансового кризиса и тем , что бывшие руководители региона неприкрыто путали «свою шерсть с государственной».

Если в 2004 году в нашей области было всего 218 областных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, то в 2005 – 325, в 2006 – 504, в 2007 – 498, в 2008 – 477! Кормушки с неисчерпаемыми государственными средствами росли как поганки после летнего дождичка.

По данным Министерства экономического развития на 1 января 2009 года общая остаточная стоимость имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения и оперативного управления этих ГУПов составляла 31,3 млрд. рублей. Это притом, что стоимость всего имущества с учетом государственной казны Челябинской области составляла всего 40,8 млрд. рублей. Тут как говориться было чем вволю порулить бывшему комсомольскому секретарю из ЧИМЭСХа.

В 2009 году по итогам финансово-хозяйственной деятельности областными государственными унитарными предприятиями было перечислено бюджету 23,1 млн. рублей при плане 20 млн. рублей. Если же эту сумму разделить поровну на все ГУПы, то на каждое такое предприятие приходится всего около 300 тысяч рублей. Вот так в областных государственных унитарных предприятиях Челябинской области эксплуатировалась многомиллиардная государственная собственность.

Согласно постановлению Губернатора Челябинской области № 249 от 21.06.2000 г.: «… проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным в отношении областных государственных унитарных предприятий, основанных на праве  хозяйственного ведения». Однако деловые люди в правительстве быстро одумались и уже в Законе Челябинской области «О порядке управления государственной собственностью Челябинской области и приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области» № 207-ЗО от 18.12.03 г. требование об ежегодных аудиторских проверках было исключено. Решение о проведении аудиторских проверок областных унитарных предприятий с тех пор было отдано исполнительному органу по управлению имуществом. Он же при крайней необходимости и утверждал аудиторов, определял размер оплаты их услуг, ставил им задачи и объемы проверок. Попробовал бы этот «орган», к примеру, расковырять «черные» и «серые» схемы в ГУП «Продкорпорация Челябинской области». Или попытался бы он провести углубленный аудит сделок ГУПа по беспроцентному и невозвратному кредитованию косиловского «Рависа», или поставкам на «придворный птичник» фуражного зерна. Сожрали бы этот «орган» областные чиновники и не поперхнулись бы. Думаю, что в деятельности таких людей как Косилов и Сербинов главным мотивом является корыстный.

. . .

Только самые наивные обыватели надеялись, что деятельность областных государственных унитарных предприятий - представляющих интересы областной власти в бизнесе, и подпитываемых из бюджета когда-нибудь станет открытой для общественности и специалистов. Что в доступных населению источниках будут публиковаться рейтинги южноуральских ГУПов и бюджетных организаций по объемам производимой продукции, прибыли и финансовой устойчивости.

В конце декабря 2009 года губернатор области Петр Сумин на встрече с журналистами бесхитростно рассказал, как регион пережил кризисный год. В частности губернатор сообщил, что одним из секретов выживаемости области явилось создание своеобразной  «подушки безопасности» в размере порядка 10 миллиардов рублей. А бывший первый заместитель губернатора области Андрей Косилов проговорился в одном из интервью по телевидению, что «у  нас есть десять миллиардов», которые он назвал «заначкой». Причем даже специалистам, интересующимся бюджетными процессами, осталось, неясно из каких  же источников сформировалась эта странная «заначка». И куда она первоначально предназначалась. И почему о ней не знали даже депутаты Заксобрания.

. . .

Как то ГУП «Продкорпорация Челябинской области» проводило очередной конкурс на поставку ГСМ на полевые весенние работы. Задачей подобных «таинств» в норме является, конечно же, публичный выбор поставщика предлагающего наиболее выгодные покупателям условия по сделке. Тот конкурс, о котором почему то помалкивает прокуратура Челябинской области, выиграло московское ОАО «Ростоппром» предложившее самые выгодные для области цены на топливо для сельхозтехники – ниже рыночных. Но почему, то затем поставщики вдруг отказались от запланированных поставок. А то же самое топливо, приобретенное в ОАО «Ростоппром» по договору №03-344 от 29 марта 2006 года руководителям агрокомплекса Челябинской области поставлял уже штатный посредник ГУПа «Продкорпорация» ООО «Русская зерновая Компания», и естественно по более высоким ценам. Размеры возможного отката организаторам этих хитрых поставок вдруг ставшего дорогостоящим топлива для малоимущих сельских товаропроизводителей должны были установить компетентные органы Южного Урала. Но они этого естественно делать не стали. Зачем? Когда и так все ясно. Может все-таки провести ревизию по всем подобным сделкам? Да подумать о возбуждении новых уголовных дел? Трудно конечно это сделать без вывезенных из ГУП «Продкорпорация Челябинской области» в неизвестном направлении финансовых документов.

. . .

В феврале 2004 года по распоряжению губернатора Петра Сумина для защиты населения области от возможных скачков цен на хлеб и изделия из муки был создан областной резервный фонд зерна объемом в 100 тысяч тонн. Единым оператором по работе с фондом зерна от имени Правительства области выступала естественно подконтрольная Андрею Косилову «Продовольственная корпорация». Использовать «стратегический запас» предполагалось только в случае необходимости в мае-августе, поскольку как раз в этот период особо остро ощущается дефицит зерна, который и влечет за собой подорожание, как сырья, так и конечного продукта. О бюджетных затратах, связанных с созданием и хранением резервного фонда, главный куратор Южноуральского села Андрей Косилов предпочитал не распространяться. И вот – резервный фонд оказался задействован. Сделка, санкционированная первым вице-губернатором Андреем Косиловым, оказалась весьма сомнительна экономически: областное правительство даже не стало дожидаться запланированных интервенционных торгов, когда рыночные цены на зерно гарантированно повышаются. В результате областной бюджет в очередной раз потерял значительную сумму.

. . .

 

Население Челябинской области уже знает по многочисленным публикациям, что московская фирма 000 «ИнтерСтрой» свои обязательства по договору поставки дизельного топлива № 011/02/06 от 20.01.2006 г. для сельхозпредприятий Челябинской области не выполнила. В итоге, ущерб, нанесенный ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области», от невыполнения заведомо сомнительной сделки составил на декабрь 2007 года — 203 631 591,67 рублей (172 690 000,00 рублей основного долга и 30 941 591,67 рублей процентов за пользование чужими средствами).

Но до сих пор упорно замалчивается, какими, же средствами ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» гасило банковские кредиты и проценты за их пользование? 

В материалах уголовного дела № 540368 находится гарантийное письмо 08/3 125 от 27.12.2005 г. за подписью первого заместителя Губернатора Челябинской области Косилова А.Н., в котором он разрешает ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» «получить в ЗАО «Челябкомзембанк» кредит (открыть кредитную линию) в сумме 200 000 000 рублей на цели пополнения оборотных средств, для помощи сельским товаропроизводителям Челябинской области. С оплатой банковских процентов за пользование кредитом в размере 12 процентов годовых, и сроком погашения 30 декабря 2006 года. В обеспечение обязательств по кредитному договору заключить договор залога».

В качестве залога «добрый» барин незаконно разрешает  использовать пшеницу продовольственную 3 класса по цене 4050 рублей за тонну, пшеницу фуражную 4 класса по цене 3650 рублей за тонну и пшеницу фуражную 5 класса по цене 3650 рублей за тонну на общую сумму 250 000 000 рублей областного стабилизационного фонда». Подписи первого заместителя Губернатора Челябинской области Андрея Косилова стоят также на договоре № 0663/018-З о залоге товаров в обороте от 15 марта 2006 г.. И на приложении № 1 к договору № 0663/018-3 о залоге товаров в обороте от 15 марта 2006 г.. В обоих случаях Косилов явно незаконно расписался от лица органа исполнительной власти и органа местного самоуправления, осуществляющего правомочия собственника имущества Челябинской области, Правительства Челябинской области.

Вот и получается, что отправив «в космос» неоговоренной в договоре 100% предоплатой 200 миллионов рублей государственных средств руководители косиловского ГУПа тут же быстренько продали объявленную в залог пшеницу из областного фонда и средства от ее продажи перевели в коммерческие банки. Тем самым похищенную многомиллионную сумму следует, как минимум увеличить в два раза. А с учетом значительных бюджетных затрат на создание и хранение областного фонда зерна то и в три раза. И на каждом подобном прокручивании государственных средств нажились вполне определенные люди. Которых почему то наши славные спецслужбы безуспешно ищут уже почти пять лет. Ищут и не могут найти. Наверное, не там ищут. А может и не ищут вообще. Да и углубленную ревизию ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» за несколько лет надо все же обязательно попытаться провести. Есть информация, что данная масштабная афера далеко не единственная. Думаю, что и арбитражном суде сомнительные сделки давно уже пора признать незаконными. Тогда может быть проще будет доказать и незаконность  явно левых «косиловских гарантий». Понятно, что за годы жизни в навозе мы все давно принюхались к подобному дурнопахнущему коррупционному беспределу и уже не воспринимаем подобное как нечто запредельное. Давайте будем воспринимать подобные неизбежные действия не как охоту на несчастного миллионера Косилова, а как нормальное поведение взрослых людей желающих все же разобраться и понять, почему бюджетные миллиарды направленные на возрождение Южноуральского села на самом деле осели совсем не в карманах южноуральских сельхозпроизводителей. Подобная толерантность к банальному воровству в условиях финансового кризиса свидетельство нашей с вами нравственной инфантильности.