Кто закрывает заводы?

27.10.2009 00:00
Автор: Антонина Кулаева
Челябинск медленно и неотвратимо теряет свои крупные промышленные предприятия. Гигантские заводы оказались беззащитными перед натиском современных захватчиков. Конфликт вокруг котельной АМЗ пролил свет на схему, по которой собственно сам завод стал легкой добычей группы предпринимателей.
Кто закрывает заводы?*

Челябинск становится городом «Технопарков».

Челябинск медленно и неотвратимо теряет свои крупные промышленные предприятия. Гигантские заводы, в цехах которых тысячи уральских рабочих в годы войны ковали победу над фашистским Вермахтом, в мирное время оказались беззащитными перед натиском современных захватчиков. Конфликт вокруг котельной АМЗ пролил свет на схему, по которой собственно сам завод стал легкой добычей группы предпринимателей.

Автоматно-механический завод был основан в 1931 году. Его основной продукцией все эти десятилетия были боеприпасы для армии. В годы противостояния с западными странами челябинские патроны были очень востребованными. Но те времена прошли и в последние годы завод лихорадило. АМЗ сотрясали скандалы, связанные то с задержкой зарплаты рабочим, то с невозможностью платить налоги. Несколько недель назад автоматно-механический оказался в центре скандала инициированного ООО «Челябинскрегионгаз», который заявил о том, что котельная завода АМЗ задолжала за потребленный газ десятки миллионов рублей. Руководитель газовой компании Юрий Фишер выступил с резкой критикой администрации города Челябинска и обвинил ее в бездействии и неспособности решить этот конфликт. А чтобы усилить эффект и не быть голословными газовики в холодном октябре закрыли технологическую заслонку. В результате этого пять жилых домов, где проживают 1159 человек, школа, где обучаются 170 детей, детский сад и ряд предприятий остались без тепла. 

Позднее правда оказалось, что эту заслонку трогать нельзя. Это технологическая задвижка, которую можно трогать только при авариях или утечках на газопроводе. Некоторые специалисты даже высказали предположение о том, что такое вольное обращение с ней могло закончиться взрывом на котельной. В итоге могли погибнуть люди.

Мэрия в свою очередь пообещала строго разобраться с ответственными лицами ООО «Челябинскрегионгаз», из-за безответственных действий которых возникла такая опасная ситуация. После вмешательства в конфликт мэра Михаила Юревича подача газа все же была восстановлена, но конфликт этим исчерпан не был. Котельная оказалась лишь маленькой верхушкой большого айсберга интересов больших людей.

Решением проблемы активно занялся первый заместитель губернатора Андрей Косилов, который на тот момент временно замещал Петра Сумина. Он срочно организовал рабочую группу по этому вопросу. На совещание к Косилову были приглашены все стороны вовлеченные в конфликт. Однако от челябинской мэрии никто не явился. 
«Если мэрия Челябинска думает, что с открытием вентилей проблема решена, то ошибаются. Прошу прокуратуру срочно принять меры реагирования с тем, чтобы через час совещание состоялось», – возмутился и.о. губернатора. 
Прокуратура оказалась на удивление отзывчивой к негодованию Андрея Николаевича и вскоре на совещание был доставлен Александр Любимов, начальник городского управления ЖКХ. Такое активное участие первых лиц областного правительства и прокуратуры в урегулировании долгов завода банкрота и коммерческой структуры многим тогда показалось подозрительным. 

Спустя несколько дней в городской газете объявлений появились объявления о продаже двух зданий завода АМЗ по улице Ярославской – огромного цеха по производству патронов и административно-бытового комплекса. Продажей этой недвижимости занималось некое агентство по поручению компании «Атон», на которую согласно «зеленке» и были оформлены здания.

Завод АМЗ убивали медленно и грамотно. Руководители предприятия при полном попустительстве правоохранительных органов выводили активы, продавали цеха и здания. Для обеспечения своих сверхприбылей экономили даже на зарплатах рабочих.

Как вскоре выяснилось «Атон» входит в группу предприятий «Интар», занимающуюся строительством, ремонтными работами, продажей строительных материалов и техники. Возглавляет компанию Александр Игоревич Сербинов, сын бывшего заместителя губернатора Игоря Сербинова – близкого друга и соратника Андрея Косилова. Даже их коттеджи на Тургояке рядом стоят. И это обстоятельство многое объясняет.

Теперь становятся понятными слова Андрея Косилова о том, что АМЗ будет превращен в еще один «Технопарк». Вероятно по образцу тракторозаводского «Технопарка». Напомним, что в 2002 году в результате ряда сомнительных схем имущество ЧТЗ перешло в собственность некоего ООО "Технопарк Тракторозаводский". Сегодня тракторный завод арендует свои же производственные площади у частной фирмы. Возглавляет совет директоров этой фирмы не кто иной как бывший вице-губернатор Сербинов.

О легендарном челябинском заводе, который раньше был визитной карточкой нашего города-Танкограда, теперь напоминает лишь вывеска на фасаде здания по проспекту Ленина. 

По некоторым данным, для строительства нового «Технопарка» на АМЗ предприятия Сербинова пятнадцатого января 2008 года приобрели заводские корпуса общей площадью 4967,9 кв.м. и 21063,6 кв.м за 10 и 15 миллионов рублей соответственно. И даже начали их готовить… для сдачи в аренду под офисы. Убрали внутренние перегородки, отремонтировали электропроводку и системы отопления. В планах было даже надстроить два этажа. Но похоже из-за кризиса не хватило денег. Тогда было принято решение продать корпуса за 110 и 210 миллионов. То есть чистая прибыль владельцев «Интара» и друзей «Интара» составила бы около 300 миллионов рублей. 

Однако всю красоту этой сделки портила та самая пресловутая котельная с ее миллионными долгами. И котельную эту надо было скинуть на плечи муниципалитета. Чтобы город Челябинск и его жители рассчитывались за чужие долги. 

Момент для «скидывания» котельной был выбран идеально – середина октября: не за горами первые холода. Вряд ли челябинская мэрия стала бы активно сопротивляться при реальной угрозе замерзания детского садика и жилых домов. 

Мы не знаем кто продал «Интару» корпуса АМЗ по цене нескольких квартир. Мы не знаем истинные мотивы, которыми руководствовались господа Фишер и Косилов в этой истории. Вряд ли они бескорыстны. Может быть прокуратуре снова проявить рвение и разобраться что к чему?


Технопарки по-Челябински.

Превращение челябинских заводов в «Технопарки» происходит по хорошо отлаженной схеме. Руководители ослабевшего предприятия распродают своим фирмам самые лучшие активы – лучшие здания, землю, оборудование, продукцию. Вместо этого навешивают на завод долги и невыгодные обязательства по контрактам (как в случае с котельной АМЗ). После этого проводят процедуру банкротства и внешнего (конкурсного) управления. В итоге промышленное предприятие полностью гибнет или становится арендатором своей же земли и помещений. Новые владельцы проводят косметический ремонт лучших зданий и сдают их в аренду коммерческим фирмам. Эти схемы всегда прикрывают высокопоставленные чиновники и правоохранительные органы. Это и называется «Технопарк»?