Крупнейшую госкорпорацию и ЧТЗ дискредитируют перед Путиным

23.04.2012 13:54
Автор: Виктор Ласточкин
На Южном Урале разразился новый промышленный скандал. В эпицентре событий оказался гендиректор ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Семён Млодик, которого обвинили в мошенничестве в особо крупных размерах.
Крупнейшую госкорпорацию и ЧТЗ дискредитируют перед Путиным*

На Южном Урале разразился новый промышленный скандал. В эпицентре событий оказался гендиректор ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Семён Млодик, которого обвинили в мошенничестве в особо крупных размерах.

Подоплека этого дела впечатляет. Тут и промышленный шпионаж, и борьба конкурирующих кланов, и влиятельные фамилии. Между тем аналитики заявляют, что нападки на Млодика – это грамотная акция по сфабрикованному делу, которое не будет иметь перспектив в суде. Заказчиком выступает одна небезызвестная российская компания, специализирующая на выпуске спецтехники и тракторов. Попытаемся разобраться, кто стоит за всей этой историей и как это может отразиться на ООО «ЧТЗ-Уралтрак», входящем в состав ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».

Тяжёлое наследие

Для того, чтобы понять, что сегодня творится на ЧТЗ, необходимо совершить небольшой исторический экскурс. В последние десятилетия на долю легендарного Танкограда выпало немало испытаний. В «эпоху Сумина» его беззастенчиво грабили, продавали и банально сдавали на металлолом приближённые к бывшему первому вице-губернатору Андрею Косилову люди. Его соратник, банкир и экс-чиновник Игорь Сербинов приложил изощрённые усилия, чтобы окончательно угробить «Станкомаш», АМЗ и ЧТЗ. Так, Сербинов придумал схему, по которой с 2006 года ООО «ЧТЗ-Уралтрак» было вынуждено арендовать свои собственные помещения у созданного им технопарка «Тракторозаводский». Все основные фонды ООО «ЧТЗ-Уралтрак» – здания, сооружения, оборудование и железнодорожные пути – отошли к технопарку. Подобные шаги привели «ЧТЗ-Уралтрак» к финансовой пропасти. Завод был хроническим банкротом, умышленно доведённым до ручки.

Новые надежды

После удаления от предприятия временщиков и аферистов встал закономерный вопрос: что делать дальше, как оживить угробленный Сербиновым завод? Весной 2011 года Челябинский тракторный завод вошёл в состав НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ). И уже в августе 2011-го Челябинску представили нового гендиректора «ЧТЗ-Уралтрак» Семёна Млодика. Федеральная пресса отмечала высокий профессионализм Млодика, ранее возглавлявшего дивизион дорожно-строительной техники корпорации УВЗ. А в области не скрывали, что от нового топ-менеджера ждут возрождения ЧТЗ, прихода инвесторов и экономического оздоровления. Перед ЧТЗ была поставлена задача попасть в федеральную программу по модернизации, стать крупным налогоплательщиком и суметь наладить выпуск как оборонной, так и гражданской продукции.

На выпуск нового трактора губернатор Михаил Юревич отвёл четыре года. «На ЧТЗ пришла профессиональная команда, будет создан принципиально новый трактор, соответствующий времени», – делился планами Михаил Юревич.

Нехорошая новость

И вот в разгар антикризисного курса ЧТЗ выясняется, что в середине апреля текущего года следственное управление СК России по Чувашской республике возбудило уголовное дело в отношении бывшего гендиректора управляющей организации ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы» (КТЗ), ныне гендиректора ООО «Челябинский тракторный завод» Семёна Млодика.

Кстати добавим, что Семён Млодик работал на КТЗ до 2007 года в должности гендиректора, пока Михаил Болотин не освободил его своим приказом от должности. Тогда глава концерна заявил, что «никаких претензий к господину Млодику как к управленцу» у него нет, а смена гендиректора связана с подготовкой «Тракторных заводов» к IPO.

Первым, кто обратил внимание на странность происходящего, стал челябинский политолог Александр Подопригора. «Что, руководитель легендарного ЧТЗ, единственного настоящего бренда Челябинска, возможно, мошенник?» – задался вопросом политолог и выложил у себя в блоге собственную версию произошедшего.

Кто вы, мистер Болотин?

По мнению Александра Подопригоры, за всем этим стоит один из китов производства российских тракторов президент КТЗ Михаил Болотин. Да, тот самый, который на днях совместно с кинорежиссёром Никитой Михалковым и его зятем Альбертом Баковым выкупил ряд акций челябинского производителя бриллиантов – ООО «ЧелПромДаймонд» (UralDiamond).

Эксперты считают, что именно младший партнёр Болотина Баков, женатый на дочери Никиты Михалкова, помог президенту КТЗ выйти из безвыходной ситуации в разгар кризиса, который очень больно ударил по концерну «Тракторные заводы». Тогда кредиторы выстроились в очередь, чтобы забрать находящиеся под кредитным залогом активы КТЗ. Среди крупнейших кредиторов значились Сбербанк, ВТБ, «Ак Барс», Raiffeisenbank и Альфа-банк, известный своей жёсткой позицией по возврату долгов.

«Но случилось чудо: Альфа, а следом и другие кредиторы пошли на реструктуризацию безнадежных долгов КТЗ. А потом Михаилу Фридману якобы был голос свыше и он впервые в жизни простил долг в полторы сотни миллионов долларов… Сегодня Болотину как воздух нужна ещё одна отсрочка, но чудеса, похоже, исчерпали лимит. Гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко и Дерипаска с его «Русскими машинами» настойчиво предлагают собственные услуги по оздоровлению КТЗ – но только после того, как поглотят его целиком. Эти люди тоже обладают даром убеждения на высоких уровнях», – считает Александр Подопригора.

Грязные методы

На другую странность возникновения «уголовки» на гендиректора ЧТЗ обратил внимание южноуральский правозащитник Владимир Филичкин: «Возбудить уголовное дело по событиям шестилетней давности очень сложно. Тем более в споре хозяйствующих субъектов. Правоохранители в подобных случаях отмахиваются, поскольку невозможно выяснить спустя столько времени, кто там что подписывал. Видимо, кто-то настойчиво это продавливал».

«На КТЗ назрели перемены. И там пытаются всеми силами это отсрочить. Когда речь идёт о передаче кому-либо многомиллиардной собственности, то все решения в России принимаются на самом верху. И вот поставьте себя на место Владимира Путина, которому докладывают, что люди, которым потенциально можно передать в управление КТЗ, находятся под уголовным делом, мошенники, одним словом, и воры. Какой будет его реакция? Скорее всего, он отложит решение вопроса. Очевидно, что это такой способ скомпрометировать не только конкретное лицо, в данном случае Млодика, а весь концерн «Уралвагонзавод», – считает Александр Подопригора.

Интересная получается ситуация. С одной стороны, в возникновении громкого уголовного дела очевидна большая заинтересованность очень сильных структур. С другой – выходит, что кто-то простимулировал прокурорских работников? Если это так, то речь идёт о больших взятках. Или, может, господин Болотин спустя столько лет внезапно «прозрел» и увидел в бывшем компаньоне мошенника? В таких случаях обычно говорят: шито белыми нитками.

«ЧТЗ-Уралтрак»: «ощущение бреда»

За комментариями мы обратились к руководству Челябинского тракторного завода. По словам директора ЧТЗ по маркетингу Сергея Стрилецкого, параллельно с возбуждением дела против Млодика по заявлению КТЗ было возбуждено дело о якобы хищении у концерна чертежей новых моделей машин бывшими сотрудниками конструкторских служб, которые сегодня работают в КБ-21.

Сегодня КБ-21 находится в Чебоксарах и выполняет заказы ЧТЗ по проектированию новой линейки тракторов. Его сотрудники – бывшие служащие ОАО «Промтрактор» (который входит в КТЗ). «Это высококлассные специалисты, которым не нужно ничего воровать, они в состоянии создавать самостоятельно, тем более что никаких фактов против КБ-21 нет», – поведал главный маркетолог ЧТЗ.

По словам представителя ЧТЗ, разработка конструкторов Чебоксарского КБ-21 предполагает проектирование принципиально нового гусеничного трактора среднего класса, превосходящего российские и большую часть зарубежных аналогов. Этот трактор станет прямым конкурентом чебоксарских тракторов «Четра».

В целом на ЧТЗ считают, что версия Подопригоры достаточно правдоподобна: действия конкурентов направлены на дискредитацию Уралвагонзавода. «За рынок надо бороться честно. Вообще у нас создаётся ощущение бреда. Как через шесть лет вдруг оказалось, что гендиректор продал акции, как данный факт не мог выясниться раньше? При этом при Семёне Млодике КТЗ в 2007 году достиг пика своего развития», – добавил Сергей Стрилецкий.

Мнения

ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» – российская корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. В корпорацию входят научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и производственные предприятия. Головное предприятие – Уралвагонзавод, расположенный в Нижнем Тагиле Свердловской области. 100 процентов акций корпорации принадлежат государству.

 

Концерн  «Тракторные заводы» – российский машиностроительный концерн. Штаб-квартира в Чебоксарах. Президент концерна и основной владелец – Михаил Болотин (около 80% акций), миноритарный партнёр – Альберт Баков (около 20%). Производственная деятельность КТЗ представлена пятью направлениями: промышленное, сельскохозяйственное, железнодорожное машиностроение, машиностроение специального назначения, а также производство запасных частей и комплектующих. Основные торговые марки – «Четра» и «Агромаш».