ГУП «Продкорпорация». Теневые экономические схемы

24.12.2008 00:00
Автор: Владимир Филичкин
Мы решили разобраться, насколько правомерно тесное и не совсем бескорыстное сотрудничество исполнительной власти Челябинской области с федеральными правоохранительными органами.
ГУП «Продкорпорация». Теневые экономические схемы*
не наше

Мы решили разобраться, насколько правомерно тесное и не совсем бескорыстное сотрудничество исполнительной власти Челябинской области с федеральными правоохранительными органами. Заказчиком и координатором прямо запрещенных законом программ по финансированию субъектом федерации федеральных правоприменительных структур выступило естественно Главное управление по взаимодействию с правоохранительными и военными органами правительства Челябинской области.

 Основными разработчиками областных целевых «Программ профилактики правонарушений и усиления борьбы с преступностью в Челябинской области» утверждены пятнадцать организаций, среди которых следует особо выделить главное управление внутренних дел, прокуратуру Челябинской области, управление федеральной службы безопасности….  Из областного бюджета только в 2006 – 2008 годы им было выделено 267,5 млн. рублей. Выделено, несмотря на прямое запрещение Бюджетным кодексом Российской Федерации: «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесённых к компетенции федеральным органам государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами». В Челябинской области, таким образом, сложилась странная с точки зрения здравого смысла ситуация, когда ГУВД, ФСБ и прокуратура напрямую и по существу бесконтрольно подпитываются  областной властью. И при этом важнейшей задачей ГУВД, ФСБ и прокуратуры считается борьба с коррупцией именно в органах власти и управления Челябинской области.
На стыке коммерции и власти

 Государственное унитарное предприятие "Продовольственная корпорация Челябинской области" (ГУП "ПК") было создано на основании постановления главы администрации Челябинской области 30 апреля 1997г. Учредителем коммерческой организации ГУП "ПК" является Челябинская область, от имени которой выступил комитет по управлению государственным имуществом Челябинской области, вошедший в 2004 году в областное Министерство промышленности и природных ресурсов. Создание «Продкорпорации» позволило областным чиновникам сконцентрировать и манипулировать значительными бюджетными средствами и использовать их как централизованный финансовый регулятор в агропромышленном комплексе Челябинской области. В 1999 – 2000 гг. ГУП «ПК» выступило в качестве регионального оператора по реализации программы гуманитарной помощи из США и Европейского союза. Именно через «Продовольственную корпорацию» Правительство Челябинской области реализовало инвестиционные программы и обеспечивало финансирование скандально известной «Равис – птицефабрики Сосновской».
 
Постановлением губернатора Челябинской области от 7мая 1998 г. N 255«Об обеспечении сельхозтоваропроизводителей горюче-смазочными материалами на весенние полевые работы 1998 года» Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации Челябинской области (Согрин А.В.) было предписано заключить договоры с МП "Челябметротрансстрой" и АО "Нефтяная компания "ЮКОС" на поставку горюче-смазочных материалов сельхозтоваропроизводителям на проведение весенних полевых работ 1998 года.

  Чтобы понять завуалированную идею данного постановления следует глубоко вникнуть в материалы уголовного дела № 40229. По фактам хищения путем мошеннических действий руководством ТОО «Эмитент» (подставная фирма из двух человек использовавшаяся в финансовой цепочке) и ФПГ «Менатеп-ЮКОС» в отношении администрации Челябинской области, средств выделенных из федерального бюджета 1997 года. Уголовное дело было возбуждено 12 апреля 1999 года управлением по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ при ГУВД Челябинской области. Похищенные средства выделялись защищенной строкой бюджета на финансирование целевых федеральных инвестиционных программ «Реабилитация уральского региона…» («Маяк»), «Жилище» («Жилье офицерам, уволенным в запас и отставку…»). А так же на не программную часть: «Здравоохранение» и «Строительство метрополитена в Челябинске». В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 1997 год» от 26 февраля 1997 года (№29-ФЗ) по строке «капитальные инвестиции» были предусмотрены следующие лимиты капитальных вложений на территории Челябинской области: А. программная часть – 138,5 млрд. руб., из них: «Жилище» - 74,5 млрд. руб., «Программа социальной и радиационной реабилитации населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности ПО «Маяк» - 64 млрд. руб. Б. Не программная часть – 285,5 млрд. руб. – письмо Минфина администрации области № ЯУ – 142/8 от 17. 03.97г.
 
Справка: В 1957 году в Челябинской области были радиоактивно загрязнены 25 тысяч квадратных километров нашей территории. Повышенному радиационному воздействию подверглись не менее 450 тысяч человек. 450 тысяч больных лучевой болезнью. 450 тысяч человек обреченных разлагаться заживо, рожать детей мутантов. Сегодня можно уже прямо сказать из-за отсутствия финансирования программы по оздоровлению экологической обстановки в области в 1997-2000 годы полностью провалены. В 1999 году из запланированных 440 тысяч рублей компенсации населению за возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями, не было выплачено ни копейки. В 1999 году из 276 запланированных в экологической областной программе мероприятий работы велись только по 88. Из запланированных средств было реально выделено всего 4 процента. Из них половину потратили не по целевому назначению.
Преступление, которого никто не заметил


 Из материалов уголовного дела: «Осенью 1997 года из Москвы в Челябинск на переговоры с руководством области приехали представители ОАО НК «ЮКОС» Дубов В. Н. и Сарин Л.О. и первый замминистра финансов РФ Смирнов А. В. Они встретились с председателем правительства области Владимиром Уткиным, начальником ГФУ Альфредом Галимовым, заместителем губернатора Игорем Сербиновым. Далее в ноябре – декабре 1997 года руководством администрации области «был составлен фиктивный пакет документов о покупке, сдаче на хранение нефтепродуктов и последующей комиссии между администрацией области и ТОО «Эмитент» на сумму 326,7 млрд. руб.». Так была образована несуществующая кредитная задолженность области перед фирмой контролируемой холдингом «РОСПРОМ – МЕНАТЕП -ЮКОС». Уткин и главбух администрации подписали три чистых бланка платежных поручений и поставили на них оттиски печати №1 администрации области. Фактически администрация нефтепродуктов у ТОО не приобретала. Бюджетные средства Минфина ушли через банк «МЕНАТЕП» вновь в Минфин. «Таким образом, в результате проведения федерального зачета Минфин РФ выполнил свои обязательства по исполнению федерального бюджета на 1997 год перед администрацией области. Предприятию «Юганскнефтегаз» были зачтены обязательства по налоговым платежам перед федеральным бюджетом». Говорят, что уже во время расследования уголовного дела с апреля 1999 по 23.02.2000 «ЮКОС» поставил в область бензин с заниженным октановым числом и соляру замерзающую на морозе. Распоряжением губернатора области Петра Сумина, чьи устные указания в 1997 году  выполнил Владимир Уткин (смотрите материалы уголовного дела – прим. автора), поступающие в область нефтепродукты были направлены в приближенные к власти коммерческие структуры. В ГУП «Продовольственная корпорация» (распоряжение губернатора № 827 от 24 августа 1998года) и «ЗАО «Уралпромфининвест» (постановление  губернатор №827 от 24 августа 1998 года). Целевые федеральные программы оказались невыполненными, так как нефтепродукты, с опозданием поступившие в область ушли на проведение сельхозработ, отопление и иные нужды. Значительная часть ГСМ ушла не по целевому назначению. В ООО «ТСД» бензин А-92 212 636 тонн на сумму 1 547 920 рублей, в ТОО ПКФ «Прокс» бензин Аи-92 в количестве 117 691 тонн на сумму 394 233 руб., в Копейские сети мазут 822 738 тонн на сумму 394 233 руб., в ОО «Домостроитель» бензин 116 942 тонны, на сумму 314 729 рублей, в ТОО МЖК «Резонанс» бензин А-76 151 374 тонн, на сумму 253 554 рублей, в объединение «Технополис» бензин А-76 96 576 тонн на сумму 232 838 рублей.
 
30 июня 2000 года заместитель начальника отдела СУ ГСУ при ГУВД Челябинской области подписал постановление о прекращении уголовного дела № 40229. 3 июля 2000 года помощник прокурора Челябинской области Анатолия Брагина вывел на постановлении свою резолюцию: «Материалы дела мною изучены, с прекращением уголовного дела № 40229 согласен». Ну, как не поддержать такие правоприменительные органы. Тем более за счет областного бюджета.