Поиск

Герои ушедшего времени

19.07.2010 14:41
Автор: редакция
Беседовать с депутатами – трудная работа, власть любит только тех, кто отвечает ей взаимностью. Скованные жесткими требованиями партийной дисциплины и страхом потерять свое место во властной номенклатуре они предпочитают рассказывать о модернизации и светлой перспективе развития российской промышленности и сельского хозяйства.
Герои ушедшего времени*

«Самая большая угроза – это коррупция, а не ядерное оружие»

М.Ходорковский

 

В редакцию пришло письмо от депутата Законодательного Собрания Челябинской области. По мнению заместителя председателя ЗСО Анатолия Брагина, нецелевого использования бюджетных средств в нашей области не имело места, о чем нами было изложено в одной из статей.

Однажды столичный журналист спросил у депутата Государственной Думы: «Какое у Вас образование?». «Братан, не поверишь, Сорбонна, блин!» - ответил избранник народа. Несколько смущенный журналист больше не стал задавать вопросы…

В наше время беседовать с депутатами – трудная работа, власть любит только тех, кто отвечает ей взаимностью. Скованные жесткими требованиями партийной дисциплины и страхом потерять свое место во властной номенклатуре они предпочитают рассказывать о модернизации и светлой перспективе развития российской промышленности и сельского хозяйства.

Но автор письма в редакцию свои аргументы изложил четко и профессионально. Речь шла о финансировании в прошлые годы из бюджета области Главного управления внутренних дел. Депутат  подчеркнул, что ст.35 Закона РФ «О милиции» устанавливает – финансирование осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений. И еще: «Милиция вправе принимать во владение и пользование от организаций транспортные средства и другую технику, необходимые для выполнения возложенных обязанностей».

Но в статье 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации изложено: «Органы государственной власти  субъекта РФ не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных  к компетенции федеральных органов государственной власти». Это же ограничение установлено федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ст.26-14…

В Новой газете (№74, 12.07.2010 г.) журналисты вернулись из Финляндии и сообщили: «Финская полиция финансируется исключительно из общегосударственного бюджета. Поэтому и никакой зависимости  от мэров, членов городского совета, не говоря уже о партийных лидерах у комиссаров и постовых нет. Финны выбрали этот вариант осознано. Их практика подтверждает – российский президент Медведев прав, когда предлагает перевести систему МВД на федеральное финансирование».

Но, уважаемый Анатолий Иванович, речь шла еще и об областных целевых программах профилактики правонарушений и усиления борьбы с преступностью в Челябинской области. За последние шесть лет на выполнение программы запланировано выделить 455,5 млн.рублей. Какие проблемы исполнителями решены, кроме укрепления материально-технической базы Главного управления внутренних дел и его подразделений? Неужели законотворчество – это не результат, а процесс, как утверждают скептики.

В журнале «Эксперт» №7, 2010 г.  утверждали, что необходимо сократить милицию, численность МВД на сегодня составляет почти  1,4 млн. человек. Из них 821 тысяча – милиционеры, финансируемые из федерального бюджета и 570 тысяч – из бюджетов территорий…

Наше мнение разошлось с мнением депутата и по правомерности финансирования деятельности мировых судей Челябинской области. Для начала заглянем в Конституцию Российской Федерации.

В статье 124 Конституции установлено, что «финансирование судов  производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом». А в статье 4 определено: Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Казалось все логично, все суды финансируются из федерального бюджета, но оказалось, что обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат является  расходным обязательством Российской Федерации, а материально-техническое обеспечение осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, ст.10 федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». В какой степени мировые судьи зависят от исполнительной власти оценить трудно, но административное давление по отдельным делам вероятно… Насколько существующая система финансирования мировых судов соответствует статье 12 Конституции РФ высказываются самые разные мнения…

Но и суды общей юрисдикции и арбитражные суды не остались без внимания исполнительной власти нашей области. То профинансирует пристрой к зданию областного суда в объеме 1.8 млн.руб. из средств резервного фонда, то отремонтирует здание Арбитражного апелляционного суда Челябинской области. Если на реконструкцию здания Главного управления внутренних дел области было выделено 9,3 млн.рублей, то почему нельзя другим правоохранительным органам. В 2007 году опять же для областного суда было приобретено два комплекта лифтового оборудования. И все из резервного фонда.

Статья 81 Бюджетного Кодекса  п.4 достаточно четко определяет: «Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-спасательных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций».

Правительство Челябинской области только в январе 2008 года своим постановлением утвердило порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства области. В п.3 порядка о ликвидации последствий стихийных бедствий упомянуто мимоходом, зато несколько направлений расходования средств:

- проведение внеплановых мероприятий, встреч, симпозиумов, выставок, семинаров по проблемам общегосударственного и областного значения;

-  выплата разовых премий и оказание разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед Челябинской областью;

- оказание материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а так же пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Средства резервного фонда расходуются на основании распоряжения Правительства Челябинской области, а депутаты Законодательного Собрания узнают объемы расходов резервного фонда из отчета Министра финансов по итогам года.

При таких  направлениях этот бесконтрольный фонд больше всего похож на «черную кассу», которая всегда под рукой… И актуален принцип Уотергейта: «О коррупции в правительстве всегда сообщается в прошедшем времени».

В декабре 2008 года принят федеральный закон «О противодействии коррупции», в ст.5 установлено, что «Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий».  Одной из мер по профилактике коррупции рекомендована антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Но конфликты интересов между федеральными органами и региональными практически невозможно выявить и пресечь. И только оппозиция в политике – партия, которая удерживает правительство от буйного помешательства… Остается надежда, что в будущем федеральные правоохранительные власти обретут долгожданную независимость…