Дело "ЮКОСа" 40229 проливает свет и на строительство челябинского метро

13.04.2009 00:00
Автор: Владимир Байков
В 1996 году было принято Постановление главы администрации Челябинской области "О дополнительном выделении средств в размере 36,5 миллиардов рублей на изготовление горнопроходческого оборудования фирмы "Lovat Tunnel Equipment inc" для МП Челябметротрансстрой...
Дело "ЮКОСа"   40229 проливает свет и на строительство челябинского метро*

"В Челябинске метро достроят через пятьдесят лет!" - такой сенсационный прогноз недавно сделал мэр Челябинска Михаил Юревич. Он привел собравшимся журналистам свои расчеты. Согласно им, в областном центре метрополитен будет открыт через пятьдесят лет. А может быть и позднее. По словам Главы города, сейчас челябинский метрополитен готов примерно на пять процентов. Все прежние торжественные рапорты о якобы его скором вводе в строй - неправда.

Сейчас для завершения метро необходимо примерно шестьдесят миллиардов рублей. Если даже вся эта сумма разом окажется на счетах метростроевцев, то понадобится примерно шесть лет на ударное завершение строительства. При том еще, что никто не будет "ставить палки в колеса". Сейчас же выделяется ежегодно по миллиарду рублей. При таких темпах финансирования уйдут десятилетия на завершение этой самой амбициозной и долгой стройки в истории Челябинска. Согласно таким расчетам, только внуки ныне живущих горожан смогут прокатиться в челябинской подземке.

Ты помнишь, как все начиналось

 В 1996 году, в связи с приездом в Челябинск Президента РФ Бориса Ельцина руководство Челябинской области, заблаговременно заручившись его устным согласием, приняло решение Постановление главы администрации Челябинской области от 1996 года "О дополнительном выделении средств (лимитов) в размере 36,5 миллиардов рублей на изготовление горнопроходческого оборудования фирмы "Lovat Tunnel Equipment inc" (Канада) для МП Челябметротрансстрой (далее ЧМТС), и использовании его при строительстве челябинского метрополитена. Данные решения автоматически были продублированы в администрации Челябинска, где этот вопрос был доверен для курации заместителю мэра города Василию Гранину. Как положено, посредником проекта выступило московское представительство "Интерторг ИНК" (США).

Директор проекта Татьяна Соболева. В начале февраля 1997 года (В самом начале активной фазы разработки финансовой схемы "ЮКОС" администрация Челябинской области) из международного аэропорта "Шереметьево" в далекую Канаду вылетели в служебную командировку Василий Гранин и начальник ЧМТС Владимир Ваганов, где 05.02.97 от лица ЧМТС подписали контракт CHL-0297/А с фирмой "Lovat Tunnel Equipment inc" на изготовление горнопроходческого комплекса. Стоимость контракта составила $14 200 000. По условиям контракта ЧМТС должно было осуществить перечисление валюты в достаточно сжатые сроки в Канаду на счета фирмы "Lovat Tunnel Equipment inc" в банке "Royal bank of Canada". Для аккумулирования необходимой суммы платежных средств и осуществления первого платежа по условиям контракта, в качестве лимита были выделены (зачетной схемой) материальные ресурсы ММК в сумме 36,5 миллиардов рублей под налоговое освобождение предприятия.

Посредником в получении и реализации продукции ММК уже привычно выступило ЗАО "Уралпромфининвест" (УПФИ), уже привычно осуществлявшее свои услуги по агентскому договору с ЧМТС, по условиям которого УПФИ после реализации продукции ММК, вырученные денежные средства в валюте США, перечисляло в Канаду, по обязательствам ЧМТС за изготовление горнопроходческого комплекса. Руководство УПФИ (Чернов, Гершман), с целью реализации взятых на себя обязательств, заключило контракт 41196 с фирмой "Mannesman Chandel AG" (Германия, Дюссельдорф) на поставку для данной фирмы металлоконструкций ММК. Цена контракта составила $2,2 миллиона. По условиям контракта УПФИ осуществляло поставку металлопродукции по железной дороге с ММК до станции назначения "Астраханский порт". Далее металлопродукция морем отправлялась порто франко в один из портов Ирана. УПФИ, в осуществление условий агентского договора с ЧМТС, по договору с ММК на поставку металлопродукции (стали 3 по ЗКП согласно ГОСТ 380-88; горячекатаная широкая полоса нового производства), получило материальные ресурсы под налоговое освобождение Комбината.

Дальше отгрузка по железной дороге Южного направления и дальше. За поставленную металлопродукцию "Дойче банк" по поручению фирмы "Mannesman Chandel AG" (Германия, Дюссельдорф) перечислил на валютный счет УПФИ в челябинском филиале "Промстройбанка" $2,2 миллиона. УПФИ по поручению руководства ЧМТС перечислило со своего валютного счета на счет фирмы "Lovat Tunnel Equipment inc" $1,2 миллиона. Впоследствии дали возможность "поработать" с валютой и ЧМТС. Оно открыло свой валютный счет и уже осуществляло перечисление с него. 

Скандал тем громче, чем тише о нем говорят

В марте 1999 года прокурор Челябинска Сергей Давыдов писал мэру Тарасову: проверкой установлены грубые нарушения требований КЗОТ в части своевременности выплаты заработной платы. Задолженность по заработной плате в одном "Тоннельном отряде 45 составила свыше 7 миллионов рублей". Куратор строящегося метрополитена, замглавы города Василий Гранин в это же самое время лично разработал положение о премировании передовиков. И тут же подделав табельный номер, получил главный приз -11768 рублей. Следом за ним оказался начальник управления "Челябметротрансстрой" Владимир Ваганов 9166,36 рублей. Жителю Москвы ныне покойному представителю ОПС "Уралмаш" Юрию Круку выдали всего ничего 15180 рублей.

Доведенные до отчаяния хроническим безденежьем "люди-землеройки", в условиях предзабастовочного состояния обратились в прокуратуру области с коллективной жалобой, которая была признана обоснованной. Но прокурор Челябинска Давыдов в возбуждении уголовного дела отказал, предложив мэру Тарасову самому "решить вопрос о дисциплинарной ответственности его заместителя Василия Гранина. Мол, это все Ваши, внутренние мэрские дела. Но оказывается, "челябинское метро всегда служило отличной площадкой для "отмывания денег". Вот что рассказывал, например, бывший главный инженер "Челябметростроя" Евгений Коноплев: - В сентябре 1996 года я временно исполнял обязанности начальника "Метростроя" Владимира Ваганова, сам он в тот момент был в отпуске. Строительство фактически не велось не было денег. Но неожиданно я узнал, что нам из Москвы выделили 13 миллиардов рублей, но до нас по какой-то причине они не дошли. Я позвонил в министерство финансов, и мне полностью подтвердили факт перечисления денег в Челябинскую область. Звоню вице-губернатору области Владимиру Букрину и эти 13 миллиардов... находятся. А спустя два месяца я случайно узнал, что для челябинского метро Минфином было выделено не 13, а 18 миллиардов, но 5 миллиардов до нас так и не дошли. Выделенные Москвой "живые" деньги для челябинского метро по решению областной администрации (которой принадлежит контрольный пакет акций ОАО "Челябметрострой") были перечислены... нефтедобывающей компании "ЮКОС". Тюменские нефтяники должны были взамен расплатиться с челябинскими метростроевцами ГСМ и нефтепродуктами. Но их метростроевцы так и не получили. И это только один пример разбазаривания федеральных средств. А жители города радуются какой-то глупой стройке, хотя уже давным давно должны ездить под землей в скоростных поездах".