Челябинская афера ЮКОСа – второй раунд

26.07.2010 12:02
Автор: Владимир Байков
В Челябинск вылетела с проверкой бригада счетной палаты России. Утверждают, что аудиторов Степашина серьезно интересует старая 339 миллиардная совместная афера: «Менатеп» - «Юкос» и бывшего руководства администрации Челябинской области.
Челябинская афера ЮКОСа – второй раунд*

Заместитель начальника управления по расследованию особо важных преступлений Генпрокуратуры РФ Ирина Алешина сообщила, что с 1993 года группа компаний «Менатеп» создала 180 аффилированных фирм. 

В Челябинск вылетела с проверкой бригада счетной палаты России. Утверждают, что аудиторов Степашина серьезно интересует старая 339 миллиардная совместная афера: «Менатеп» - «Юкос» и бывшего руководства администрации Челябинской области. К тому же, как выяснилось Юкос суммарно «кредитовался» на триллион 869 миллиардов 51 миллион в ценах 1997 года, более чем в тридцати регионах России. И более того это громкое уголовное дело возникло еще летом 1998 года. Когда силами ФСБ России по распоряжению ее председателя Владимира Путина были арестованы в Москве и доставлены в Волгоград для проведения первоначальных следственных действий руководители подставных фирм «Эмитент» и «Аваль». Тогда же в ходе обысков, проведенных в московских офисах «Аваля» и «Эмитента» были впервые обнаружены документы, свидетельствующие о том, что операции по уводу значительных федеральных средств из регионов осуществлялись не только в Волгограде, но и с помощью высокопоставленных чиновников администраций Курской, Свердловской, Челябинской, Тюменской, Воронежской и десятков других областей… 

Нужно очень много слов чтобы не сказать правды 

При этом «Юкос» через регионы получал из федерального бюджета живые деньги, а бюджету взамен оставлял сомнительные взаимозачеты.

Постановлением губернатора Челябинской области от 7 мая 1998 г. N 255 "Об обеспечении сельских товаропроизводителей горюче-смазочными материалами на весенние полевые работы 1998 года" Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации Челябинской области (Согрин А.В.) было предписано
заключить договоры с МП "Челябметротрансстрой" и АО "Нефтяная компания "ЮКОС" на поставку горюче-смазочных материалов сельхозтоваропроизводителям на проведение весенних полевых работ 1998год.
    Чтобы понять завуалированную идею данного постановления следует глубоко вникнуть в материалы уголовного дела N 40229. По фактам хищения путем мошеннических действий руководством ТОО "Эмитент" (подставной фирмы всего из двух человек использовавшейся в финансовой цепочке) и ФПГ "Менатеп-ЮКОС" в отношении администрации Челябинской области, средств выделенных из
федерального бюджета 1997 года. Данное уголовное дело было возбуждено 12 апреля 1999 года управлением по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ при ГУВД Челябинской области. Милицейские сыщики установили, что похищенные средства выделялись защищенной строкой бюджета на финансирование целевых федеральных инвестиционных программ: "Реабилитация уральского региона" ("Маяк"), "Жилище" ("Жилье офицерам, уволенным в запас и отставку"). А так же на не программную часть: "Здравоохранение" и "Строительство метрополитена в Челябинске". В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1997 год" от 26  февраля 1997 года (N 29-ФЗ)
по строке "капитальные инвестиции" были предусмотрены следующие лимиты капитальных вложений на территории Челябинской области:
 А. программная часть - 138,5 млрд. руб., из них: "Жилище" - 74,5 млрд. руб., "Программа социальной и радиационной реабилитации населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности ПО "Маяк" - 64 млрд. руб.

Б. Не программная часть - 285,5 млрд. руб. - письмо Минфина администрации области N ЯУ - 142/8 от 17.03.97г.

Справка:

 В 1957 году в Челябинской области были радиоактивно загрязнены 25 тысяч квадратных километров нашей территории. Повышенному радиационному воздействию подверглись не менее 450 тысяч человек. 450 тысяч больных хронической лучевой болезнью. 450 тысяч человек - обреченных разлагаться заживо, рожать детей мутантов. Сегодня можно уже прямо сказать из-за отсутствия финансирования программы по оздоровлению экологической обстановки в области в 1997-2000 годы были полностью провалены. В 1999 году из запланированных 440 тысяч рублей компенсации населению за возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями, не было выплачено ни копейки. В 1999 году из 276 запланированных в экологической областной программе мероприятий работы велись только по 88. Тогда из запланированных средств было реально выделено всего 4 процента. Из них половину потратили к тому же не по целевому назначению. 

Преступление, которого никто не заметил

    Из материалов уголовного дела: "Осенью 1997 года из Москвы в Челябинск на переговоры с руководством области приехали представители ОАО НК "ЮКОС" Дубов В.Н. и Сарин Л.О. и первый замминистра финансов РФ Смирнов А.В. Они встретились с председателем правительства области Владимиром Уткиным,
начальником ГФУ Альфредом Галимовым, заместителем губернатора Игорем Сербиновым. Далее в ноябре - декабре 1997 года руководством администрации области "был составлен фиктивный пакет документов о покупке, сдаче на хранение нефтепродуктов и последующей комиссии между администрацией области и ТОО "Эмитент" на сумму 326,7 млрд. руб.". Так была образована несуществующая кредитная задолженность области перед липовой фирмой контролируемой холдингом "РОСПРОМ - МЕНАТЕП - ЮКОС".

Деньги: Минфин РФ – администрация области – ЮКОС

Уткин и главбух администрации подписали тогда три чистых бланка платежных поручений и поставили на них оттиски печати N 1 администрации области. Фактически администрация нефтепродуктов у ТОО не приобретала. Бюджетные средства Минфина ушли через банк "МЕНАТЕП" вновь в Минфин. "Таким образом, в результате проведения федерального зачета Минфин РФ выполнил свои обязательства по исполнению федерального бюджета на 1997 год перед администрацией Челябинской области. Дочернему предприятию "Юганскнефтегаз" были зачтены обязательства по налоговым платежам перед федеральным бюджетом". Но мало кто тогда знал, что за полгода до начала аферы «в феврале 1997 года в Челябинск с неофициальным визитом приезжал кадровый сотрудник спецслужб Олег Чернов - начал службу в УКГБ Челябинской области в 1977 году, где кроме посещения своего брата Евгения Чернова (тоже выходца из спецслужб), установил еще и достаточно доверительные отношения с руководством администрации Челябинской области» (газета «Лидер» 28 июля 2003 года). Государственная казна была пуста, близился «планируемый» дефолт. Министерство финансов, по сути, прекратило финансирование федеральных целевых программ. Можно  предположить с высокой долей уверенности, что во время визита генерала Чернова до руководства области была доведена схема, о которой два года спустя писала «Новая газета»: «Суть схемы в следующем. Существует фиктивная задолженность Минфина России перед областной администрацией. Затем с помощью подложных документов оформляется фиктивная задолженность области перед одним из предприятий «Роспрома – ЮКОСа» на ту же сумму. Конечно, в реальности такой задолженности не существует. Но подлог позволяет администрации области получить из федерального бюджета средства и … отдать их ЮКОСу, а тот расплатится с бюджетом по своим долгам бюджетными, же средствами». 

Бюджетные денежки – в частные руки 

Говорят, что уже во время расследования уголовного дела с апреля 1999 по 23.02.2000 "ЮКОС" под давлением Генпрокуратуры поставил в область бензин с заниженным октановым числом и соляру замерзающую на морозе. Распоряжением губернатора области Петра Сумина, чьи устные указания в 1997 году выполнил Владимир Уткин (смотрите материалы уголовного дела - прим. автора), поступающие в область нефтепродукты были направлены в приближенные к власти коммерческие структуры. В ГУП "Продовольственная корпорация" (распоряжение губернатора N 827 от 24 августа 1998 года) и "ЗАО "Уралпромфининвест" (постановление губернатор N 827 от 24 августа 1998 года).

Справка:

ЗАО «Уралпромфининвест». Юридический адрес фирмы находился по  месту расположения печально известной ЮУФК, а счета в Челябинском филиале «Промстройбанка», ранее возглавляемого Игорем Сербиновым. С 1997 председателем совета директоров ЗАО являлся Евгений Чернов. Губернатор Челябинской области издал специальное постановление № 540 от 12 ноября 1998 года, доверив коммерсантам распределять нефтепродукты в интересах администрации Челябинской области на сумму в 94 деноминированных миллиона рублей. Маловероятно, что подобное решение было принято безвозмездно.

«Уралпромфининвест», по сути, исполнял роль посредника между администрацией области и ЮКОСом, поставляющим нефтепродукты в счет погашения федерального долга перед населением Челябинской области по социальным программам. О том, было ли это реально сделано, разговор особый. Именно это должно стать главной задачей предстоящей проверки аудиторами Счетной палаты РФ. В постановлении №540, подписанном Владимиром Уткиным, идет речь о 94590 тысячах рублей нефтепродуктами и еще 107810 тысячах рублей – ценными бумагами. Размер вознаграждения фирмы составил по договору поручения пять процентов «от переданного объема нефтепродуктов каждому грузополучателю» - это были те администрации, поименованные в приложении к губернаторскому постановлению, которые уже выполнили определенный объем работ в соответствии с федеральными целевыми программами и долг, перед которыми теперь погашался, таким образом, при помощи «доброго ЮКОСа». Еще «Уралпромфининвест получал один процент на  покрытие своих издержек. И более того, «при недостаточности указанного процента для покрытия фактических издержек стороны согласовывали новые условия (новый процент)» - так было сказано в договоре. Частной фирме был создан суперльготный режим за счет средств нищего областного бюджета. 

Одиннадцатая заповедь: не попадайся 

Целевые федеральные программы оказались невыполненными, так как нефтепродукты, с опозданием поступившие в область ушли на проведение сельхозработ, отопление и иные нужды. «Инициативу» в перераспределении федеральных приоритетов вновь проявила администрация области.  Значительная часть ГСМ вновь ушла не по целевому назначению. В ООО "ТСД" бензин А-92 212 636 тонн на сумму 1 547 920 рублей, в ТОО ПКФ "Прокс" бензин А-92 в количестве 117 691 тонн на сумму 394 233 руб., в Копейские сети мазут 822 738 тонн на сумму 394 233 руб., в ОО "Домостроитель" бензин 116 942 тонны, на сумму 314 729 рублей, в ТОО МЖК "Резонанс" бензин А-76 151 374 тонн, на сумму 253 554 рублей, в объединение "Технополис" бензин А-76 96 576 тонн на сумму 232 838 рублей.

Через два года – нефтепродукты: ЮКОС – администрация области – «Уралпромфининвест» - сельхозпредприятия.
В итоге: ни денег, ни нефтепродуктов.

В 1996 году, в связи с приездом в Челябинск Президента РФ Б. Ельцина руководство Челябинской области, заблаговременно заручившись его устным согласием, приняло решение — Постановление главы администрации Челябинской области от 1996 года "О дополнительном выделении средств (лимитов) в размере 36,5 миллиардов рублей на изготовление горнопроходческого оборудования фирмы «Lovat Tunnel Equipment inc» (Канада) для МП Челябметротрансстрой (далее ЧМТС), и использовании его при строительстве челябинского метрополитена. Данные решения автоматически были продублированы в администрации Челябинска, где этот вопрос был доверен для курации заместителю мэра города В. Гранину. Как положено, посредником проекта выступило московское представительство «Интерторг ИНК» (США). Директор проекта Т. Соболева. В начале февраля 1997 года (В самом начале активной фазы разработки финансовой схемы «ЮКОС» — администрация Челябинской области) из международного аэропорта «Шереметьево» в далекую Канаду вылетели в служебную командировку В. Гранин и начальник ЧМТС В. Ваганов, где 05.02.97 от лица ЧМТС подписали контракт CHL-0297/А с фирмой «Lovat Tunnel Equipment inc» на изготовление горнопроходческого комплекса. Стоимость контракта составила $14 200 000. По условиям контракта ЧМТС должно было осуществить перечисление валюты в достаточно сжатые сроки в Канаду на счета фирмы «Lovat Tunnel Equipment inc» в банке «Royal bank of Canada».

Для аккумулирования необходимой суммы платежных средств и осуществления первого платежа по условиям контракта, в качестве лимита были выделены (зачетной схемой) материальные ресурсы ММК в сумме 36,5 миллиардов рублей под налоговое освобождение предприятия. Посредником в получении и реализации продукции ММК уже привычно выступило ЗАО «Уралпромфининвест» (УПФИ), уже привычно осуществлявшее свои услуги по агентскому договору с ЧМТС, по условиям которого УПФИ после реализации продукции ММК, вырученные денежные средства в валюте США, перечисляло в Канаду, по обязательствам ЧМТС за изготовление горнопроходческого комплекса. Руководство УПФИ (Евгений Чернов), с целью реализации взятых на себя обязательств, заключило контракт № 41196 с фирмой «Mannesman Chandel AG» (Германия, Дюссельдорф) на поставку для данной фирмы металлоконструкций ММК. Цена контракта составила $2,2 миллиона. По условиям контракта УПФИ осуществляло поставку металлопродукции по железной дороге с ММК до станции назначения «Астраханский порт». Далее металлопродукция морем отправлялась порто франко в один из портов Ирана. УПФИ, в осуществление условий агентского договора с ЧМТС, по договору с ММК на поставку металлопродукции (стали 3 по Зкп согласно ГОСТа 380-88; горячекатаная широкая полоса нового производства), получило материальные ресурсы под налоговое освобождение Комбината. Дальше отгрузка по железной дороге Южного направления и дальше.

За поставленную металлопродукцию «Дойче банк» по поручению фирмы «Mannesman Chandel AG» (Германия, Дюссельдорф) перечислил на валютный счет УПФИ в челябинском филиале «Промстройбанка» $2,2 миллиона. УПФИ по поручению руководства ЧМТС перечислило со своего валютного счета на счет фирмы «Lovat Tunnel Equipment inc» $1,2 миллиона. Впоследствии дали возможность «поработать» с валютой и ЧМТС. Оно открыло свой валютный счет и уже осуществляло перечисление с него. 

Политика аморальна. Вот почему многие ею интересуются 

В результате по «Маяку» финансирование было не выполнено в сумме 1 171 79 тысяч рублей. По программе «Жилище» невыполнение составило 12 470,3 тысячи рублей. «Челябинский метрополитен» недополучил 51 977,03 тысячи рублей.

Под нажимом прокуратуры милицейские следователи не стали искать корыстной или иной личной заинтересованности в действиях Сербинова И., Галимова А., Уткина В., Серова Ю. и других участников аферы, и тем более Сумина П. То, что коммерческие структуры на протяжении двух лет безвозмездно крутили бюджетные средства – 346,7 миллиардов неденоминированных денег, никого не поразило. Не отстала от области и администрация Снежинска, «выдавшая ЮКОСу аналогичный беспроцентный кредит на 70 миллиардов рублей – и тоже тишина.

30 июня 2000 года заместитель начальника отдела СУ ГСУ при ГУВД
Челябинской области подписал постановление о прекращении уголовного дела N 40229. 3 июля 2000 года помощник прокурора Челябинской области Анатолия Брагина вывел на постановлении свою резолюцию: "Материалы дела мною изучены, с прекращением уголовного дела N 40229 согласен".