Поиск

Бюджет переломного года

04.06.2009 00:00
Автор: Владимир АНТОНЕНКО
Главным обстоятельством являлось то, что впервые за последние десять лет расходы областного бюджета превысили доходы. Иными словами, бюджет исполнен с дефицитом финансовых ресурсов, и правительству пришлось изыскивать средства на покрытие возросших расходов.
Бюджет переломного года*
не наше

В конце апреля правительством Челябинской области внесен проект закона «Об исполнении областного бюджета за 2008 год» в Законодательное собрание. Губернатор Петр Иванович Сумин предложил депутатам утвердить отчет исполнительной власти. Главным обстоятельством являлось то, что впервые за последние десять лет расходы областного бюджета превысили доходы. Иными словами, бюджет исполнен с дефицитом финансовых ресурсов, и правительству пришлось изыскивать средства на покрытие возросших расходов.

В подобной ситуации оказалась не только Челябинская область, но и многие другие регионы не только Уральского федерального округа.
В начале нынешнего года губернатор нашей области, выступая на заседании Законодательного собрания, отметил: «Мировой финансовый кризис буквально оглушил реальный сектор производства. Снижение спроса и неопределенность на рынке потянули за собой «в минус» часть машиностроительного комплекса, предприятия стройиндустрии, топливно-энергетического комплекса, часть малого и среднего бизнеса. Объем промышленного производства в 2008 году составил 96,1 процента к предыдущему году, такого у нас не было давным-давно».

Доходы областного бюджета в прошлом году составили 79,8 млрд. рубля, расходы – 83,1 млрд. рубля. Дефицит – 3,3 млрд. рубля. Финансовый кризис оставил в прошлом все искушения профицита и истребовал оперативных решений как органов государственной власти, так и руководителей предприятий. В первой половине 2008 года экономический рост превышал 10%, резкое снижение производства началось в октябре. А так как доля металлургии в областной промышленности составляла более 60%, а в бюджете – 33%, это привело к падению бюджетных доходов.

В это же время создан антикризисный штаб области, действуют штабы и в муниципальных образованиях. Правительство выделило 2,7 млрд. рубля на точечную поддержку 170 предприятий. Все эти дополнительные расходы образовали дефицит финансовых ресурсов.
В октябре 2008 года вышло постановление «Об антикризисных мерах в Челябинской области», в декабре – «О дополнительных антикризисных мерах в Челябинской области». В это же время создана рабочая группа по стабилизации экономической ситуации, рынка труда и социальной напряженности. Образовано щесть отраслевых рабочих групп, 43 муниципальных антикризисных штаба.
Но этого оказалось недостаточно, и в апреле текущего года правительством выпущено еще одно постановление о «Комплексе дополнительных антикризисных мер в Челябинской области».

В нем отмечается, что для поддержки ипотечного кредитования увеличен уставной капитал ОАО «Южноуральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» до 2,6 млрд. руб., а в общественных работах задействовано 9,5 тыс. человек. В приложении к постановлению перечислено 49 мероприятий по сохранению и созданию рабочих мест, повышению промышленного потенциала, стимулированию внутреннего спроса, снижению административного давления на бизнес, усилению социальной защиты населения. Предусмотрено даже снижение цен на продовольствие. Насколько эффективными будут эти мероприятия, покажет время и темпы восстановления экономики Челябинской области.

Но вернемся к итогам исполнения областного бюджета за 2008 год. Собственно, подготовленный проект закона состоит из двух статей, в первой – утвердить, во второй – подчеркнуто, что закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Все остальное изложено в шести приложениях: доходы областного бюджета, расходы, источники финансирования дефицита. Но искушенному читателю разобраться в многочисленных финансовых показателях почти невозможно. Трудность в том, что они зашифрованы кодами бюджетной и ведомственной классификации.

Мы попытались выяснить, как в прошлом году выполнялась областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье – гражданам России в Челябинской области на 2008–2010 годы». Оказалось, что к исполнению программы причастны 14 министерств и главных управлений. Так, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства потратило на доступное и комфортное жилье почти три миллиарда рублей, Министерство культуры 11 млн. рублей, а Государственный комитет по делам архивов – всего-то 600 тысяч рублей. Разумеется, все было бы проще и понятней, если бы все областные целевые программы были сведены в единую таблицу.
А ведь энергично работала власть в 2006 году. Был создан Совет по реализации приоритетных национальных проектов, рабочая группа по контролю, межведомственная рабочая группа по реализации, 43 совета и 43 рабочих группы на территориях городов и муниципальных районов.

В прошлом году в области – 2024 тысячи квадратных метров жилья, сообщает статистика. Иными словами, 0,58 кв. м на одного жителя. И этот показатель на 21% выше достигнутого в 2007 году. Министерство экономического развития области утверждает, что снесено 80 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья, из которого переселено 1204 семьи.

Но из этих достижений трудно понять, на сколько квадратных метров увеличился жилой фонд области. Наверное, никто не знает, сколько жилых помещений переведено в нежилые в том же 2008 году. Использование жилого помещения для решения предпринимательских задач предусмотрено Жилищным кодексом РФ. Вывод квартиры из жилого фонда – длительная и непростая процедура, но сегодня на еще недостроенных домах висят объявления: сдам в аренду, продам, переведу в нежилое. И на каждом рекламном стенде предлагают свои услуги по переводу посредники, обещая «быстро и недорого».

Отчет правительства об исполнении областного бюджета оставляет двойственное впечатление. Как в доходах, так и в расходах нет главного – сколько планировалось и сколько фактически удалось получить и профинансировать.

Жаль, что вертикаль власти не терпит отклонений от принятых шаблонов. Иначе невозможно доказать народу серьезность своих намерений. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев представил Бюджетное послание, в котором изложил новые принципы построения бюджетной политики на 2010–2012 годы. Он отметил, что «нас, скорее всего, ожидает более глубокое падение, и, увы, нет оснований надеяться, что в следующем году экономика начнет выздоравливать». Президентом было сформулировано десять тезисов послания. Основные из них – исполнение социальных обязательств, сокращение бюджетного дефицита, государственная поддержка регионального сектора.