Борьба с инакомыслием в Аргаяшском районе

13.01.2011 11:08
Автор: Владимир Филичкин
22 апреля 2010 года Михаил Юревич стал губернатором Челябинской области. Наследство от предшественников ему досталось непростое. Тем более что накануне смены власти решения зачастую принимались поспешные и не всегда продуманные.
Борьба с инакомыслием в Аргаяшском районе*

22 апреля 2010 года Михаил Юревич стал губернатором Челябинской области. Наследство от предшественников ему досталось непростое. Тем более что накануне смены власти решения зачастую принимались поспешные и не всегда продуманные. К примеру, за 13 дней до смены региональных элит, 9 апреля, заместитель руководителя СУ СК при прокуратуре РФ по Челябинской области Юрий Федотов реализовал оперативные материалы военной контрразведки УФСБ. И возбудил громкое уголовное дело № 29026 по ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» в отношении Аргаяшского фермера Вильдара Якупова.

«19 апреля в ходе расследования данного уголовного дела, в строгом соответствии с требованиями законодательства, после консультации с представителями мусульманского духовенства с целью недопущения действий, ущемляющих либо унижающих каноны мусульман, были проведены обыски в духовных учреждениях деревень Акбашево и Аязгулово», - официально сообщили СМИ.

Дело возбудили 9 апреля 2010 года, а фермер Якупов почему-то был уведомлен о том, что угодил под следствие, только через десять дней - 19 апреля 2010 года, когда к нему домой нежданно-негаданно явилась объединенная группа ФСБ – МВД. По закону, конечно, органы следствия были обязаны в первый же день уведомить Якупова о принятом решении. И с этого момента он мог пользоваться всеми не запрещенными законами способами защиты...

По нашим данным, мечети и верующие, попавшие под подозрение, относятся к Духовному управлению мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР), не имеющему никакого отношения к официальному Региональному духовному управлению мусульман (РДУМ) Челябинской и Курганской областей, возглавляемому главным муфтием Уральского федерального округа Ринатом Раевым.

Среди людей, знакомых с далеко не простой ситуацией в мусульманской умме России, возникло закономерное предположение об очередном витке напряжения между двумя организациями, ранее подчеркнуто не вмешивающимися в дела друг друга. По ранее высказываемому мнению главного муфтия Уральского федерального округа РФ Рината Хаджи-Хазрата Раева, члены ДУМАЧР исповедуют более радикальные взгляды на отношения мусульман и представителей других конфессий. Поэтому, естественно, и попадают время от времени под обвинения в экстремизме.

Вместе с тем существует мнение, что мусульманская умма (община, сообщество), в отличие от христианских церквей, не должна иметь централизованной структуры. Такая структура в императорской России и в СССР навязывалась правоверным только сверху - и распалась поэтому вместе с Союзом. Сейчас в России множество независимых мусульманских организаций и групп. Большинство их объединено в три суперструктуры - Центральное духовное управление мусульман Талгата Таджуддина, Совет муфтиев Равиля Гайнутдина и Координационный центр мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева.

Постсоветская история российской уммы проходит под знаком противодействия структур Талгата Таджуддина и Равиля Гайнутдина. Причем в последние годы исламские лидеры все чаще и чаще представляют свои разногласия в свете происходящей в стране борьбы с ваххабизмом. Муфтий Талгат Таджуддин неизменно и не всегда убедительно обвиняет в ваххабизме сторонников муфтия Равиля Гайнутдина. Гайнутдин в ответ обвинял Таджуддина в получении в недавнем прошлом денег из Саудовской Аравии. Спор о ваххабизме, периодически обостряющийся в связи с попытками его запрета, может продолжаться еще долго. Однако ясно, что попытки обелить этот термин в России видятся тщетными — он прочно вошел в перечень негативных «измов» наряду с фашизмом, нацизмом и антисемитизмом. Поэтому термин «ваххабизм» употребляется сегодня для общего обозначения любой экстремистской идеологии мусульманского происхождения.

«Мечети, в которых производились обыски в Челябинской области», по заявлению Ислам.ру, «вообще принадлежат различным мусульманским централизованным структурам. Мечеть Аргаяша относится к Центральному духовному управлению мусульман, мечеть Аязгулово – к Духовному управлению мусульман Азиатской части России, а мечеть Акбашево – к Духовному управлению мусульман Европейской части России».

В ходе обысков в мечетях, молельном доме, жилищах Якупова и его родственников, по данным СМИ, была изъята примерно тысяча единиц материалов с признаками экстремизма – литература на русском, татарском и арабском языках, а также аудио- и видеозаписи на электронных носителях. В оперативной группе якобы работал приглашенный специалист по религиозной литературе, который оказывал оперработникам консультации при первичном осмотре вещественных доказательств.

На первый допрос к следователю Вильдар Якупов пришел уже с адвокатом. «Я не имею отношения к экстремистской деятельности, – заявил он. – В Аязгуловской мечети по просьбе имама преподавал арабский алфавит, основы арабской графики, учил читать Коран по-арабски. Я два года проучился в Саудовской Аравии, так что знаю этот язык».

Как следует из постановления о возбуждении «экстремистского» уголовного дела, Якупов В.Х. в 2006 году организовал на территории деревни Аязгулово Аргаяшского района Челябинской области курсы по изучению основ ислама и арабского языка. И в рамках указанных занятий неоднократно указывал обучаемым лицам «о необходимости и возможности свержения христианства» (!) и «развития (!) Королевства Саудовская Аравия».

Читаешь это самое постановление, и… хочется явно недосказанных в официальном тексте подробностей. К примеру, у нас в России христианство – это что, государственный строй, который можно свергнуть? Нет, конечно, христианство — это крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 миллиарда, и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

А если еще и вникнуть, что обучаемые у Вильдара Якупова верующие - это всего лишь небольшая группа сельских жителей преимущественно пенсионного возраста. Неужели они действительно имеют какой-то административный, финансовый, идеологический или какой иной реальный ресурс для того, чтобы развивать и без того явно процветающее Королевство Саудовская Аравия? Или, может быть, это только небольшое звено в таинственной истории об экстремистской сети, незаметно опутавшей область?

Заместитель руководителя СУ СК при прокуратуре РФ по Челябинской области Юрий Федотов прямо указал в постановлении о возбуждении дела, что он рассмотрел и изучил материал доследственной проверки, поступивший из отдела ФСБ РФ войсковой части № 3588.

Но где этот интересующий всех проверочный материал? Ведь к моменту возбуждения уголовного дела ни одно лицо, способное опровергнуть или подтвердить информацию о «свержении христианства» и «развитии Саудовской Аравии» в Аргаяшском районе, не было официально опрошено. Ни сам Якупов или посещавшие его занятия мусульмане. Ни имам мечети, где проводились занятия, или представитель духовного управления мусульман, в ведении которого находится данная мечеть. Откуда взялись эти шокирующие выводы?

В Уголовном кодексе РФ мы не нашли ни слова о таком загадочном преступлении, как «свержение христианства», и ответственности за него. Нечто близкое встречается в средневековом наставлении по пыткам «Молот ведьм» и на эзотерическом сайте «Эффект бабочки, или Зазеркалье» в статье «Пытки ведьм»: «Эпидемия охоты на ведьм в Европе в период с 1450 по 1750 гг. уничтожила свыше одного миллиона человек. Существовало мнение, что между сатаной и ведьмами существует заговор для свержения христианства». Но неужели следователи в Челябинской области до сих пор используют в работе подобные руководства?..

А что касается «развития Королевства Саудовская Аравия» силами крестьян деревень Аязгулово и Акбашево, то не худо будет напомнить, что к началу XXI века рост промышленной продукции в этой и без того процветающей стране и так считался одним из лучших в мире. Да и к тому же наша страна, оказывается, еще в 1926 году первой из неарабских государств признала Королевство Саудовская Аравия как дружеское государство. Мы связались с работниками МИДа, и они это подтвердили…

Читаем дальше постановление о возбуждении широко озвученного в СМИ уголовного дела. Там говорится, что Якупов на проводимых им занятиях в период с 2006 по 2009 год через обучающихся лиц распространял литературу и аудиозаписи с лекциями религиозной направленности на дисках CD и DVD, «способствующие возникновению ненависти и вражды между людьми по признаку отношения к религии».

По тексту получается, что Юрий Федотов, возбуждая уголовное дело, уже должен был иметь в материале доследственной проверки либо заключение компетентного специалиста-религиоведа по вполне конкретным книгам и электронным носителям о том, что именно эти издания носят экстремистский характер. Либо, как вариант, сам вынес поименное заключение о том, что названные книги и электронные носители должны были быть отнесены на момент проверки и возбуждения уголовного дела к официальному списку материалов экстремистской направленности и что они входят в реестр запрещенной литературы, утвержденный на территории России. Однако ни одно из перечисленных обстоятельств по делу установлено, оказывается, не было, ни на день возбуждения уголовного дела, ни в настоящий момент.

Далее все становится в духе жанра - еще таинственнее и загадочнее. В своем постановлении о возбуждении уголовного дела Юрий Федотов ссылается на некоего свидетеля, которому якобы Якупов В.Х. в марте 2009 года передал книгу «Программы по изучению шариатских наук» для последующей ее передачи другим лицам, интересующимся религией. Эта книга, по нашим сведениям, решением Бугурусланского суда Оренбургской области действительно была как-то признана экстремистской литературой.

Но, как нам известно, этот самый свидетель обвинения, находится в прямой и непосредственной зависимости от органов ФСБ войсковой части № 3588. По информации которых и было возбуждено широко освещавшееся в прессе уголовное дело против фермера Якупова. Поскольку единственный свидетель обвинения является рядовым служащим этой самой войсковой части ФСБ города Озерска…

А тут еще 9 ноября 2010 года в Екатеринбурге в Уральском государственном горном университете вполне открыто и официально состоялся съезд Духовного управления мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР). В съезде приняли участие руководители региональных мусульманских организаций Урала и Сибири, входящих в ДУМАЧР. Вновь избранный руководитель ДУМАЧР Нафигулла Аширов, отвечая на вопрос о так называемой запрещенной литературе, заметил: «Это наша боль. Сегодня запрещено уже 300 книг. Притом это делают не столичные суды, а суды провинциальные, опираясь на экспертизу каких-нибудь местных учителей или востоковедов. Дойдет до того, что могут запретить самого Сахих аль-Бухари. Мы должны постоянно работать, собирать документы, оспаривать решения судов. Это одна из важнейших наших задач».

К тому же в Европейский суд по правам человека, оказывается, уже подана аргументированная жалоба на российские власти, которые объявили экстремистскими и де-юре запретили ряд книг по исламу. Предметом спора стало решение Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 6.08.2007 года, согласно которому были признаны экстремистскими материалами ряд книг, в том числе «Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны» и «Программы по изучению шариатских наук»...

Сравнительно недавно и глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин объявил, что внесение мусульманских книг в список экстремистских материалов, запрещенных к распространению на территории РФ, нарушает принцип свободы вероисповедания. Многие сегодня призывают избегать попыток судить мировую литературу, религиозную или нерелигиозную, «исходя исключительно из современных представлений», отметив, что это «абсурдно и глупо».

Так, например, эксперты госучреждения «Курская лаборатория судебной экспертизы» Елена Трубникова и Дмитрий Бердников, в 2010 году проводя экспертизу по уголовному делу одного молодого нацбола, вдруг признали, что надпись в современной листовке «Долой самодержавие и престолонаследие!», оказывается, является призывом к «свержению существующей государственной власти» в России. Как говорится, выводы делайте сами. Что поделаешь, если современные филологи полнее всего раскрывают себя именно в качестве уголовных экспертов…

Адвокат Светлана Авджаева, защищающая фермера Вильдара Якупова, была озадачена еще и тем, что в нарушение российского законодательства была ознакомлена с постановлением о назначении лингвистико-религиоведческой судебной экспертизы по всем изъятым в Аргаяшском районе текстам только спустя 40 дней после ее назначения. Так ее лишили законного права поставить дополнительные вопросы перед экспертом, заявить возможный отвод эксперту. А сами выводы экспертизы, соответственно, могут быть признаны полученными с грубым нарушением требований УПК.

Попытки официального сближения региональной власти с некоторыми религиозными лидерами начались сравнительно недавно. В марте 1997 года губернатором Челябинской области Петром Суминым и патриархом Московским и всея Руси Алексием было подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией Челябинской области и Русской Православной Церковью (РПЦ) в культурно-образовательной и социально-экономической сферах. А годом позднее, в 1998-м, было подписано другое не менее значимое соглашение о сотрудничестве с Центральным духовным управлением мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ). Это неизбежно привело к тому, что у верующих определенных конфессий или внутриконфессиональных групп не могли не возникнуть те или иные стереотипы о предпочтительности для властей одних вероисповеданий и ее дистанцированности от других. Именно с 1997 - 1998 гг. стало весьма проблематично говорить о конфессиональной нейтральности южноуральской власти. Особенно если учесть, что процессы, происходящие в сфере государственно-церковных отношений, на муниципальном и региональном уровне носят сложный, порой противоречивый характер. Это связано с тем, что под лозунгом «духовного возрождения России» в последние годы только прошлого века произошел скачок численности религиозных объединений в стране (в четыре раза за 1990 – 2000 годы) и самих конфессий (с 14 в 1985-м до 60 в 2000-м).

 

Верховный муфтий России Талгат Таджуддин, с учетом его больших заслуг, в декабре 2010 года стал почетным гражданином Челябинской области. «Сейчас наши отношения с Челябинской областью вышли на более высокий уровень, – заявил Талгат Таджуддин. – И речь идет не просто о сотрудничестве, а о партнерских отношениях. Деятельность мусульман Челябинской области была признана на последнем съезде очень плодотворной. Это заслуга не только духовных лиц, но и региональных властей. Мы искренне благодарны губернатору за готовность повысить уровень наших отношений с центральным и региональным духовными правлениями. Мы говорим о модернизации и процветании общества, но очень многое зависит от связи поколений, от того, какими будут наши дети, внуки. Священный долг всех традиционных конфессий – быть в партнерстве с государственной властью». Михаил Юревич в ответном слове отметил, что в Челябинской области с каждым годом растет число приверженцев мусульманства. По мнению независимых экспертов, основным направлением совместной работы может стать борьба с распространением экстремистских и радикальных течений на Южном Урале.

В апреле 2010 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, в котором было предложено ввести административную ответственность за неповиновение требованиям сотрудникам ФСБ и воспрепятствование их работе. Законопроект вносил поправки в Закон «О ФСБ» и Кодекс об административных правонарушениях. Повод - борьба с экстремизмом. 11 июня Госдума одобрила законопроект в первом чтении, 9 июля - во втором, 16-го - в третьем. Совет Федерации одобрил проект 19 июля, и 29 июля он был подписан президентом Медведевым.

«Черные» списки предполагаемых экстремистов, в которых ранее числилось около 10 тысяч россиян, вырастут до сотен тысяч, а свобода помещать критические высказывания даже в Сети останется в прошлом. Огромные вложения в системы электронного слежения за гражданами сделают любые групповые передвижения по российским городам невозможными, а следовательно, исключат не только несанкционированные митинги, но и флешмобы. В качестве одной из мишеней для тотального наблюдения намечена «неформальная молодежь». Впервые за 18 лет, ссылаясь на необходимость борьбы с «дестабилизацией обстановки» в условиях мирового кризиса, власть открыто поставила перед спецслужбами задачу выявлять неблагонадежных граждан, от футбольных фанатов до сектантов. Главную роль в этой кампании получила даже не ФСБ, которая в принципе должна защищать конституционный строй в России, а МВД.

Следователь Филиппенко, расследующий уголовное дело «об аргаяшских ваххабитах», отменил меру пресечения Вильдара Хамитовича, жителя д. Аязгулово Челябинской области, уже 29 апреля 2010 года, то есть по истечении двадцати дней после возбуждения уголовного дела. По закону, он был обязан уведомить Вильдара Якупова об отмене меры пресечения незамедлительно, но о своем решении не только его не уведомил своевременно, а скрывал этот неприятный для следствия факт.

Следователь прекрасно знал, что Якупов является фермером КФХ «Якупов В.Х.» и состоит в реестре Министерства сельского хозяйства Челябинской области. Выращивает овощи - и это как раз является основным источником дохода для него и его семьи, находящейся на его иждивении и состоящей ни много ни мало из его супруги, трех малолетних детей и престарелых родителей. Посевные работы в 2010 году должны были быть произведены им в период с 1 по 15 мая. Закупка всего необходимого для посевной, бесспорно, требовала от фермера Якупова достаточной мобильности. Элитные семена надо было приобретать в Екатеринбурге, недорогое топливо в Башкирии, минеральные удобрения в Кургане…

Из-за того, что Якупов не был уведомлен о том, что мера пресечения в отношении него отменена, и он ошибочно полагал, что все еще является подозреваемым и не имеет права отлучаться с места своего жительства, он не смог произвести посевные работы…