Руководитель АСИ Андрей Никитин: «В РЖД нам не дали поставить товар»

04.04.2016 19:53
Автор: Сергей Шумаков
Сегодня, 4 апреля, Челябинск посетил директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин. После встречи с чиновниками глава агентства пообщался с челябинскими предпринимателями. Оказалось, что больше всего жалоб у них на госмонополии. Подробности — в материале «ЧелябинскСегодня».
Руководитель АСИ Андрей Никитин: «В РЖД нам не дали поставить товар»
АСИ, по утверждению Андрея Никитина, — это площадка, которую придумал президент, чтоб получать обратную связь от бизнеса. У агентства существует три больших направления: все, что связано с бизнесом, все, что связано с кадрами и социальные бизнес-проекты. «Сами ничего не придумываем, проблемы подает бизнес, а мы дергаем правительство», - заявил спикер, открывая диалог с предпринимателями. Вообще, Никитин старался произвести впечатление «своего парня», его речь изобиловала цветастыми фразами, метафорами и жизненными историями.

Одна из новых больных тем для бизнеса, по мнению лидера АСИ, это неналоговые платежи: каждые органы власти их собирают по-разному, и нет единого реестра и правил.

Вопросы челябинских предпринимателей касались экспорта, лицензирования и взаимодействия с госмонополиями. Отвечая на вопрос челябинских коммерсантов, занимающихся экспортной торговлей, Андрей Никитин признал, что никакого системного понимания у госинститутов, как поддерживать компании, готовые на экспорт, нет. «Мы хотим, чтобы это понятие появилось, года два займет эта работа, - заявил эксперт. - Еще есть вопрос платности: что за налоги должно бесплатно делать».

Анатолий Слободенюк, занимающийся производством энергооборудования, посетовал на продвижение собственного производства на внутреннем рынке. По его словам, при госкомпаниях существуют свои сертификационные центры, якобы необязательные. «Если вы начали что-либо производить, вы обязаны пройти круги ада, - заявил предприниматель. - Добровольная сертификация в РЖД может занять от 3 до 7 лет. Есть ли институты для продвижения внутри страны? Сертификация производится весьма зависимыми структурами».

Лидер АСИ в ответ заявил, что сам проходил подобную сертификацию. «В РЖД нас просто «кинули», года 4 мы этим занимались, - обвинил он госмонополию. - Там были свои люди и свои компании, закупали импортную продукцию и умножали цену на три. Ответ такой: проблема есть, знаю про нее не хуже вашего. Медведев (председатель правительства Дмитрий Медведев, прим. авт.) подписал постановление, 20% закупок они должны закупать у малого и среднего бизнеса. Эта ситуация создавалась 20 лет, ее сложно поменять одним движением. Нигде в стране нет реестра компаний, которые относятся к МСБ. Думаю, к августу это произойдет и поддержка этой истории будет. Мы точно этим будем заниматься».

Известный челябинский строитель, гендиректор СК «Легион» Александр Букреев сообщил о проблеме взаимодействия Минэнерго и региональных властей. По словам Букреева, минэнерго не заинтересован в принятии эффективных схем теплоснабжения и с удовольствием залазит в карман региона, а из бюджета расходуются издержки за счет тарифа. «Нужна законодательная инициатива: если регион разгребает последствия, то он должен иметь полномочия по принятию решений», - пояснил строитель. «Интересный вопрос, тема хорошая, давайте подумаем, - ответил Андрей Никитин. - Давайте мы это обсудим. Я про это слушал, люди, которые занимаются модернизацией ТЭЦ это лоббируют».

Второй репликой от Александра Букреева стала жалоба на МРСК. По его словам, в компании существует колоссальный набор процедур, связанных с подключением к сетям. «Вроде бы все они правильные, - заявил застройщик. - По факту это занимает огромное время, куда мы только не выходили с инициативами. Застройщик несет колоссальную ответственность перед дольщиками. Монополист, сорвав подключение, понесет ответственность. Но она гораздо ниже». Этот вопрос Никитин также пообещал обсудить и, по возможности, решить на федеральном уровне.

На встрече бизнеса с руководителем АСИ не обошлось без вопроса про самую больную тему региона: экологию. Руководитель лизинговой компании Дмитрий Митронин спросил, как может помочь агентство в этом вопросе, так как в том числе из-за экологии регион покидают обеспеченные бизнесмены. Впрочем, для лидера агентства вопрос экологии оказался не столь приоритетным. «На федеральном уровне идет война, Минприроды пытается ввести новые требования по выбросам, и РСПП вместе с «Деловой Россией» были против: себестоимость из-за новых систем очистки еще вырастет, тогда мы будем меньше зарабатывать, - пояснил Андрей Никитин. - Вы готовы отказаться от того бизнеса, который есть? Наверно, нет. Я знаю точно, что коты стали есть рыбу из Москвы реки после того, как Лужков вынес заводы за пределы города. Мое мнение, что вопрос экологии имеет приоритет, занятость людей важнее».

Подводя итоги поездки в регион, Никитин заявил, что на совещании с региональными властями обсуждалось, что Челябинская область заняла 28 место в рейтинге инвесткривлекательности. «Это удивительно, думал ситуация хуже. Обсуждались вопросы по пунктам: что сделали по стройке, энергетики и земли. Второй вопрос, который встает после снижения административных барьеров, это кадры. Если нет барьеров для развития, то встает вопрос, кого вы учите. Третий вопрос: где эти люди будут жить». Единственным регионом, где, по мнению Никитина серьезно занимаются урбанизмом, является Татарстан.