Путин по-быстрому успокоил страну

18.12.2014 22:10
Автор: Александр Королев
Владимир Путин подвел итоги года сегодня, 18 декабря, на традиционной пресс-конференции. Необычно короткой, не очень информативной, но наверно самой ожидаемой из всех предыдущих из-за нестабильного курса валют. На мероприятии удалось побывать и корреспонденту ИА «ЧелябинскСегодня». Самое важное из сказанного президентом на камеры, и обо всем, что осталось за кадром - читайте в нашем материале.
Путин по-быстрому успокоил страну*

Не праздничное настроение

Центр международной торговли на Краснопресненской набережной в Москве, где проходила пресс-конференции, уже подготовился к Новому году. В холле журналистов встречала елка со странными единорогами, да и во все оформление мероприятия вместе с государственной символикой включало в себя и рождественскую. Это выглядело немного странно на фоне тревожных экономических новостей и полного отсутствия снега в столице. Накануне вообще моросил дождь. Разговоры представителей СМИ из любого региона страны так или иначе скатывались к курсу валют. Как намек на непростые времена стала «раздатка», упакованная в стильную, но холщевую сумку. Заключались пари - начнет ли Владимир Путин свою пресс-конференцию с этой темы или нет. Гарант Конституции заставил пожалеть тех, кто недостаточно четко сформулировал условия спора. С одной стороны, Путин не изменил традиции и начал с заготовленной речи об итогах года: рост ВВП, ускорилось промышленное производство, рекордный урожай, низкий уровень безработицы, профицитный бюджет, повышение боеспособности Вооружённых Сил и так далее.

Но буквально через три минуты он отложил бумаги и заявил: «Это то, что я хотел бы сказать вначале по цифрам. Думаю, что все мы понимаем, что главный вопрос сегодняшнего дня, который интересует граждан нашей страны – в каком состоянии находится экономика, национальная валюта, как будет развиваться ситуация в социальной сфере в этой связи. Попробую очень кратко, несколькими предложениями охарактеризовать эту ситуацию. После этого пресс-конференцию, в принципе, можно заканчивать».

По мнению Владимира Путина, нынешняя экономическая ситуация прежде всего спровоцирована внешними факторами и ценами на энергоносители. Однако он признал, что отчасти это произошло потому, что за 20 лет не удалось диверсифицировать экономику. Затем он рассказал о планируемых мерах: «Нужно будет сосредоточить внимание на помощи людям, которые в этом действительно нуждаются, и сохранить все наши плановые показатели по социальным вопросам и проблемам, имея в виду, конечно, прежде всего пенсии, имея в виду заработные платы бюджетников и так далее. Безусловно, если ситуация будет неблагоприятно развиваться, то нам придётся вносить какие-то коррективы в наши планы. Безусловно, придётся что-то сокращать».

Однако глава государства подчеркнул, что «отскок в плюс» и выход из сегодняшней ситуации неизбежен: мировая экономика будет расти и ей потребуются дополнительные энергетические ресурсы. Резервы Центрабанка – 419 миллиардов долларов, резервы правительства – 8,4 триллиона.

«Опираясь на эти резервы, уверен, мы спокойно будем решать основные социальные вопросы, будем заниматься диверсификацией экономики, - заявил Путин. - При самом неблагоприятном стечении внешнеэкономической конъюнктуры такая ситуация может продлиться приблизительно в течение двух лет. Ситуация может выправиться и раньше: в первом, во втором квартале, в середине следующего года либо в конце 2015-го...»

Примерно за 15-20 минут было сказано то, чего больше всего ждали. И на этом, действительно, можно было заканчивать мероприятие. Все остальное время Путин был предельно серьезен и мало шутил. Может быть поэтому зал буквально взорвался смехом после чуть ли не единственного его неформального: «Чувствую, кваску-то махнули уже?», которое он бросил кировскому журналисту.

Русский мишка на цепи

Вся пресс-конференция заняла около трех часов. Что по сравнению с прошлыми годами, четырьмя и пятью часами, а также продолжительными телемостами президента - рекордно короткое время.

При этом больше часа пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым было отведено на вопросы журналистам «кремлевского пула». Даже Владимир Владимирович пытался их разбавить. Зато сам он, чаще всего обращал внимание на таблички представителей иностранных СМИ.

А регионы тоже старались обратить на себя внимание. На входе, на каждом кордоне все транспаранты больше формата А4 изымались. В том числе и трехметровый флаг какой-то радиостанции. Но голь на выдумки хитра. Плакаты склеивали из нескольких листков, проносили свернутыми и в папках, рисовали на две большие страницы огромного блокнота из «раздатки».

Чтобы привлечь внимание кто-то кидал в воздух русский платок, кто-то размахивал смайликом или детскими рисунками. Пожилой мужчина показывал на вытянутой руке настоящий боевой орден, а молодой парень пришел в футболке с надписью: «Вопрос для Путина из Камышина».

20141218_150747.png

Надписи на табличках поражали разнообразием: «Спасите ТВ в регионе», «Респект чекистам», «Мигранты», «Школьная страна», «Как без Сталинграда побеждать?», «Новогодняя столица России», с описанием городов, названием СМИ или обозначением конкретной проблемы в регионе.

Но до большинства из них президент так и не добрался. Кроме экономических тем, он много говорил про внешние и внутренние политические связи. Например, провел четкую грань между «пятой колонной» и патриотом, приведя в качестве примера последнего М.Ю.Лермонтова.

А у оппозицонных СМИ не получалось спрашивать быстро. Одна только Ксения Собчак задала семь вопросов, пообещав только три. При это хронометраж ее реплики был около 10 минут, а ответ Путина – вдвое меньше. А потом еще устроила перепалку с журналистом из Чечни.

Кстати, Владимир Владимирович по-прежнему в хорошей ораторской форме. Он как всегда отлично чувствует аудиторию, и быстро ориентируется в неудобных вопросах (порой отвечая на самый легкий из нескольких или останавливаясь на какой-то детали, уходя от прямого ответа). Но кроме того, он не перестает сыпать яркими образами.

Так на вопрос, не из-за Крыма ли все наши экономические проблемы, он сначала твердо заявил: «Нет. Это плата за наше естественное желание самосохраниться как нация, как цивилизация, как государство», - а потом вспомнил, что как-то приводил в пример на Валдайском клубе наиболее узнаваемый символ России медведя, который охраняет свою тайгу.

«Если продолжить такие аналогии, - поделился Верховный Главнокомандующий. - Мне самому иногда приходит в голову мысль: может быть, мишке нашему надо посидеть спокойненько, не гонять поросят и подсвинков по тайге, а питаться ягодками, медком. Может быть, его в покое оставят? Не оставят, потому что будут всегда стремиться к тому, чтобы посадить его на цепь. А как только это удастся - вырвут и зубы, и когти. В сегодняшнем понимании это силы ядерного сдерживания. Как только, не дай бог, это произойдёт, и мишка не нужен будет и чучело из него сделают и тайгу будут сразу прибирать к рукам».

sxvx0z42.jpg

«Региональная массовка» в 1200 человек развлекала себя как могла. Один следил за курсом евро он-лайн. Другой читал столичную газету. Третий зачем-то смотрел на своем ноутбуке саму пресс-конференцию, на которой присутствовал. Причем изображение сильно подвисало из-за нестабильного WI-FI. Женщина из Абхазии усиленно учила вопрос, но почему-то никак не проявляла желания его задать.

Другая девушка высокого роста всю пресс-конференцию героически простояла в заднем ряду с вытянутой в руке табличке «СПОРТ». Третья представительница прекрасного пола с плюшевым зайцем, постоянно пересаживалась, все ближе продираясь к авансцене, потому что в начале и середине зала люди вскакивали при каждой паузе в речи главного спикера. А операторы на галерке возмущались: «Коллеги, сядьте! Я из-за вас такие хорошие слова про любовь не снял!»

Это, кстати, был единственный личный вопрос Путину. Второй раз он заговорил о себе, отвечая про зарплату президента «Роснефти» Игоря Сечина: «Зарплату Сечина не знаю. Я, честно говоря, даже свою зарплату не знаю – деньги приносят, я их складываю, на счёт отправляю, даже не считаю».

Было мало конкретики и в «социальном» блоке, только общие слова ободрения. Единственное, что прозвучало самом конце - в следующем году пенсии будут проиндексированы не по прогнозной, а по фактической инфляции.

Кстати, когда президент объявил, что остается три вопроса — вскочили все журналисты. На предпоследнем стали кричать в разнобой, а на последним их удалось утихомирить только самому Путину, повысив голос.

Лейтмотивом всей итоговой пресс-конференции стал даже не ответ, а вопрос-утверждение одного из журналистов: «Владимир Владимирович, я думаю, что сегодня очень многие ждали Вас, Вашего прихода на пресс-конференцию. Все гадали, какое настроение будет у Владимира Путина, потому что от этого во многом зависит настроение в стране. Вы пришли, несколько раз уже улыбнулись, и спасибо Вам за Ваш оптимизм. Надеемся, что всё действительно будет так, как Вы сказали».