Представители власти

29.10.2009 00:00
Автор: Владимир Филичкин
Статистика знает всё или почти всё. Оказывается в нашей области 772 унитарных предприятия, и все они являются коммерческими юридическими лицами. Эти данные на 1 января 2009 года, а год назад унитарных предприятий было еще больше – 830.
Представители власти*

Статистика знает всё или почти всё. Оказывается в нашей области 772 унитарных предприятия, и все они являются коммерческими юридическими лицами. Эти данные на 1 января 2009 года, а год назад унитарных предприятий было еще больше – 830. Снижение численности муниципальных и государственных предприятий вызвано последствиями финансового кризиса. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ст.113) дает четкое определение «Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществом.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления». Являясь коммерческими организациями МУПы и ГУПы очень похожи друг на друга, как ЧУК и ГЕК. В своей деятельности они ограничены целями и задачами, отраженными в своих уставах, определяемыми учредителем, т.е. муниципальным или государственным органом власти. Постановлением Правительства Российской Федерации в 1999 году была утверждена «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (№ 1024 от 09.09.99 г.).

В Концепции было отмечено, что существующая система управления унитарными предприятиями неэффективна и требует кардинального реформирования. Деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна, количество предприятий не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю за их деятельностью. Авторами Концепции установлено, что отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования унитарных предприятий. Но сегодня мало кто помнит эту Концепцию, как и другие нормативно-правовые документы… Все уходит в небытие, как удвоение валового регионального продукта или приоритетные проекты. В 2005 году были опубликованы критерии оценки деятельности губернаторов, разработанные администрацией Президента. Всего таких критериев получилось тридцать.

Но особый интерес представляют два: «Темп изменения объема поступления доходов от использования имущества, находящегося в собственности региона» и «Темп изменения доли убыточных государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности региона». Губернаторы прочитали и приняли к сведению… Однако это не остановило рост числа предприятий. Если в 2004 году в нашей области было 218 областных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, то в 2005 – 325, в 2006 – 504, в 2007 – 498, в 2008 – 477! По данным Министерства экономического развития на 1 января 2009 года общая остаточная стоимость имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения и оперативного управления составила 31,3 млрд.рублей. Это при том, что стоимость имущества с учетом государственной казны Челябинской области составила 40,8 млрд.рублей.

В прошлом году по итогам финансово-хозяйственной деятельности областными государственными унитарными предприятиями перечислено 23,1 млн.рублей при плане 20 млн.рублей. Если эту сумму разделить на все ГУПы, то на каждое предприятие приходится около 300 тысяч рублей. За это же время. Сообщили экономисты, осуществлены мероприятия по приватизации 2 ОГУП путем их преобразования в открытые акционерные общества, а так же проведен аудит 2 предприятий… Но существует Постановление Губернатора Челябинской области (№ 249 от 21.06.2000 г.), в котором отмечено «Установить, что проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным в отношении областных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения».

Однако затем в Законе Челябинской области «О порядке управления государственной собственностью Челябинской области и приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области» (№ 207-ЗО от 18.12.03 г.) ст.7 п.13 требование об ежегодных аудиторских проверках исключено. Решение о проведении аудиторских проверок областных унитарных предприятий принимает исполнительный орган по управлению имуществом. Он же утверждает аудиторов, определяет размер оплаты их услуг. Дальнейшим развитием управления государственными унитарными предприятиями стало принятие Постановление Правительства Челябинской области «О ведомственной принадлежности государственных унитарных предприятий Челябинской области» от 19 мая 2005 года № 70-п. В нем на органы исполнительной власти возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики области.

Так, Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства выделено в подчинение 20 ГУПов, Министерству здравоохранения – 13, Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций – 12, Министерству сельского хозяйства – 11, Министерству промышленности и природных ресурсов – 3 и Министерству экономического развития Челябинской области – 2 ГУПа. Мы надеемся, что в недалеком будущем деятельность областных государственных унитарных предприятий станет открытой для общественности и специалистов. Будут публиковаться рейтинги ГУПов и бюджетных организаций по объемам производимой продукции, прибыли и финансовой устойчивости. Унитарные предприятия можно назвать представителями власти в бизнесе. Рузвельт не считал государственное вмешательство в экономику лишь временным средством, пригодным при чрезвычайных обстоятельствах, заметил американский историк А.Шлезингер.