Поиск

Лучшие лоббисты Южного Урала - 2017

27.12.2017 15:20
Автор: Сергей Шумаков
Лоббирование интересов бизнеса и региона в целом — одна из основных задач властей и бизнес-сообщества. Вместе с тем, тему лоббизма обсуждать не принято: по ряду причин термин имеет негативную окраску.
Лучшие лоббисты Южного Урала - 2017*
не наше

Издание «ЧелябинскСегодня» представляет первый рейтинг лоббистов: тех, кто продвигает интересы не только своего предприятия, но, прежде всего, помогает другим предпринимателям. Безусловно, сильнейшие лоббисты — представители крупного бизнеса: металлургии, пищевой промышленности. Но мы сознательно исключили их из рейтинга, ведь они продвигают свое предприятие или направление. Также из рейтинга исключены представители исполнительной и законодательной ветвей власти, ведь для депутатов и госслужащих лоббирование является одной из основных задач, а главным лоббистом, исходя из этой логики стоит назвать губернатора. Правда, и тут пришлось сделать исключение из исключения: депутатами являются руководители АСИ и «Деловой России» в нашем регионе.

Список лоббистов был составлен путем опроса экспертов, все они выстроены в алфавитном порядке: ранжировать, какой лоббист эффективнее, зачастую невозможно и некорректно. Каждого из участника рейтинга мы попросили объяснить, что в его понимании обозначает термин «лоббизм».

Олег ВитковскийОлег Витковский, президент Уральского экономического союза: региональный лоббизм, в моем понимании, прежде всего продвижение экономических интересов территории за ее пределами. Наш регион в этом отношении пока отстает от соседей. Почему представительств Челябинской области нет в экономически развитых городах-миллионниках: Екатеринбурге, Уфе, Нижнем Новгороде? Чтобы реализовать эту задачу, не нужны даже бюджетные деньги – достаточно объединить представительства южноуральских предприятий, действующих в этих городах, под эгидой одной организации и дать ей соответствующие полномочия.


Александр ГончаровАлександр Гончаров, уполномоченный по правам предпринимателей Челябинской области: лоббизм я приветствую, если он идет в цивилизованных формах, а лоббистами выступают, к примеру, предпринимательские объединения. Тем самым мы лоббируем развитие экономики и её отдельных отраслей. Главное, чтобы лоббистские усилия не создавали исключительных условий каким-то определенным компаниям в ущерб другим, и не наносили вред гражданам.
О создании какого-то отдельного института лоббистов я бы говорить пока не стал, время еще на пришло. Конечно, у нас еще встречается так называемый лоббизм "по-российски", когда влиятельные люди пытаются создать условия конкретным предприятиям, устроить так, чтобы получать все госконтракты и закупки. Но для противодейсвтия этому у нас есть 44ФЗ, ФАС и институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Федор Дегтярев

Федор Дегтярев, президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты: если в США и Канаде используется англосаксонская модель – имеются специальные нормативные акты, регламентирующие лоббистскую деятельность, то в России до последнего времени лоббизм смыкался с коррупцией. Вместе с тем, следует признать, что негласное мотивирование должностного лица к принятию выгодных кому-то решений в наше время трансформируется порой в масштабную агрессивную информационную кампанию. Однако лоббирование может и должно быть положительным социальным явлением. В свое время Евгений Примаков ввел понятие «цивилизованный лоббизм». Это системная работа по организации взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности с государством. Цель цивилизованного лоббизма – повышение качества государственного управления, доходности бизнеса, а также позиции России в мире.

Дмитрий ДовженкоДмитрий Довженко, представитель АСИ в Челябинской области: лоббизм - это услуга по продвижению политических или экономических интересов субъектов рынка это могут быть люди , партии , предприятия , по другому это — «GR-ориентирование»: помощь в выстраивании клиентах 1)«выстроить карту лиц, принимающих решения, 2) людей влияющих на принятие ими решений, 3) их интересов, 4) мотивации, 5) горизонта планирования - это станет основанием в разработке стратегию продвижения их интересов».



Константин ЗахаровКонстантин Захаров, руководитель регионального отделения «Деловой России»: лоббизм в России слово скорее ругательное и в этом главная его особенность и различие с Западной культурой. В моем понимании, лоббизм - это отстаивание и защита жизненно важных ценностей и интересов.




Денис КонстантиновДенис Константинов, эксперт в антимонопольном регулировании, «Человек года-2015» года по версии журнала «ДК» в сфере защиты интересов бизнеса: в моем понимании лоббист это эксперт по созданию приемлемых или благоприятных условий для развития предприятия, отрасли либо бизнес климата в целом. Лоббист, это еще и тактик, с коммуникативными навыками, поскольку результат может быть достигнут на разных уровнях , в том числе законодательном. Кроме того, лоббиста отличает немаловажное умение профессионально общаться с различными экспертными группами, в том числе с противоположным мнением. Для этого лоббисту требуется фантастическое терпение.


Анатолий ЛобкоАнатолий Лобко, директор агентства инвестиционного развития: в моем понимании - это продвижение интересов. А вот уже характер лоббизма и мотивы бывают разными. Слово лоббирование в России часто воспринимают как что-то полулегитимное. Хотя в развитых западных экономиках это задача являются составляющей нормального бизнес процесса. Эта задача является нормой.




Алексей ОвакимянАлексей Овакимян, директор аудиторской компании «Авуар»: в мире, да и у нас - лоббизм это искусство убеждать. Профессиональный лоббист - специалист, который понимает в деталях механизм принятия решения, знает особенности документооборота и обладает достаточными ораторскими способностями для убеждения собеседников.




Олег ПермяковОлег Пермяков, директор компании «Стратум»: лоббизм — систематическая профессиональная деятельность, продвижение интересов методом мягкой силы. Лоббизм подразумевает конкурентность за ограниченный ресурс. Неважно чего: бюджета, времени, внимания, чего бы то ни было. Особенность российского лоббизма, пожалуй, проистекает из специфики бюджетного устройства и политической системы. Бюджетное устройство подразумевает поступление налоговых и неналоговых поступлений из центра — бюджетных, госкорпораций, компаний федерального масштаба - для реализации госпрограмм и проектов. В этом смысле тема ВСМ — это пример лоббирования Челябинской области в корпорации РЖД. Коль скоро главы субъектов назначаемые, то мнение жителей имеет гораздо меньший вес, чем мнение Кремля. Отсюда лоббирование ресурсов, с другой стороны — лоббирование позитивной, правильной оценки.

Максим СудаковМаксим Судаков, председатель совета директоров регионального ИТ-парка: в моем понимании лоббизм – это цивилизованный способ использования таланта, умения и навыков коммуникаций для донесения своей аргументированной и внятной позиции по предмету до руководителей верхнего уровня, с целями проинформировать, убедить и добиться принятия решения о проработке предмета в деталях на операционных уровнях.

Лоббизм в наше время – не столько сеть связей (в наше время за счет «уберизации» в коммуникациях возможно найти прямой контакт почти на любого человека) сколько талант и умение коммуницировать при наличии качественной повестки коммуникации.