Поиск

Из недостаточно развитой области мы выросли в достаточно неразвитую

22.04.2009 00:00
Автор: Владимир Филичкин
Мало кто знает, что финансовый кризис 1998 года официально начался в Челябинской области гораздо раньше, чем в целом по России. Примерно за полгода до объявления в стране дефолта руководители области впервые открыто заявили о наличии "глубокого финансового кризиса"...
Из недостаточно развитой области мы выросли в достаточно неразвитую*

Продолжаем печатать материалы неправительственного антикризисного исследования «На кого бросает тень первый заместитель губернатора Челябинской области?»

Мало кто знает, что финансовый кризис 1998 года официально начался в Челябинской области гораздо раньше, чем в целом по России. Именно так следует комментировать постановление губернатора № 173 от 27 марта 1998 года. Примерно за полгода до объявления в стране дефолта руководители области впервые открыто заявили о наличии «глубокого финансового кризиса, остром недостатке оборотных средств и незначительном притоке инвестиций в экономику Челябинской области».

Южноуральский кризис уже тогда носил явно глубокий и затяжной характер. А Петр Сумин с горечью признавал, что «платежеспособность областного бюджета ощутимо подорвана проявленной недисциплинированностью и безответственностью со стороны Главного управления сельского хозяйства и продовольствия и «Продовольственной корпорации», не обеспечивших возврат взятых под гарантии областного бюджета заимствований». В то время как истинный виновник превращения областного агропромышленного комплекса в «бюджетную черную дыру» в лучших традициях средневековой Сицилии только ухмылялся, прекрасно понимая, что он и дальше будет безнаказанно давать окружающим советы, от которых по-прежнему им будет опасно отказываться.

Мы вышли на нулевой этап экономического роста

В июне 1999 г. долгосрочный кредитный рейтинг Челябинской области (оценка способности заемщика выполнять свои долговые обязательства на протяжении одного года и более) от рейтинговой службы EA-Ratings был закодирован как 333 (pi). Что означало, что на данный момент в условиях российского финансового рынка в Челябинской области существует потенциальная возможность локального дефолта по существующим долговым обязательствам.

Своевременная оплата долговых обязательств в значительной степени зависела от благоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий. Международное финансовое сообщество с явным беспокойством присматривалось к неблагополучным экономическим процессам на Южном Урале. В апреле 2000 года оценка долгосрочного кредитного рейтинга Челябинской области – s2(pi) – означала уже состоявшийся отказ от исполнения обязательств по своим долговым обязательств.
Согласно комментариям, полученным от рейтинговой службы EA-Ratings, присвоенный области рейтинг s2(pi) явился следствием невыполнения администрацией Челябинской области своих обязательств по «сельским» облигациям первого транша перед ООО «Международный промышленный банк», несмотря на имевшийся ряд судебных решений, вынесенных в пользу инвесторов.

Именно тогда действительно стало очевидным, что обещанное главным идеологом команды областных чиновников возрождение Южноуральский деревни откладывается на непрогнозируемо долгие сроки. Задачей дня становилась регулярная и бесперебойная выплата банковских процентов с основных сумм бездарно растраченных чиновниками банковских кредитов.

При явном и абсолютном доминировании обязательств по гарантиям и поручительствам в структуре областных долгов (70,6%) существенным явилось наличие значительных обязательств по гарантиям, выраженным в иностранной валюте. Что в дальнейшем при росте курса доллара привело к аналогичному росту рублевого эквивалента долговых обязательств администрации Челябинской области.

Негативная тенденция выхода из кризиса 1998 года вынуждала экспертов прогнозировать и крайне негативные ее последствия в 2001 году: «Структура доходов областного бюджета Челябинской области не позволяет в полной мере использовать возможности бюджета по обслуживанию и погашению долговых обязательств из-за недостаточно высокой денежной составляющей в структуре доходов. Тогда этот прогноз засекретили от населения. А пропагандистское ведомство Андрея Николаевича стало еще активнее рассказывать о многочисленных успехах и достижениях в промышленности и социальной сфере.

Мы протягиваем Западу руку дружбы. Но почему-то ладонью вверх

Консул США Скотт Хамильтон в начале 2001 года вручил Андрею Косилову, первому вице-губернатору Челябинской области, курирующему социальные вопросы, сертификат, удостоверяющий заслуги и вклад области в реализацию программы оказания ее населению гуманитарной продовольственной помощи в 1999–2000 годах.

Напомним, тогда на Южный Урал поступило пять тысяч тонн зерна из Америки. Администрация Билла Клинтона, узнав, про бедственное положение голодающих южноуральцев, послала им гуманитарную пшеницу, а наша администрация ее получила и отправила за счет бюджета на помол. А затем вдруг отдала поступивший из Штатов продукт, предназначенный для бесплатной раздачи населению, по цене даже выше рыночной многодетным матерям – вместо причитающихся им денег, в счет погашения многомиллионного областного долга по детским пособиям. Вдумайтесь. Ведь многодетные матери должны были получить и бесплатную заокеанскую муку, и пособия! А эту явную аферу, да еще в разгар затяжного кризиса стараниями главного идеолога Андрея Косилова областные чиновники ухитрились еще и поставить себе в заслугу.

Конкретные адресаты – потенциальные получатели иностранной помощи – малоимущие (ветераны, инвалиды, многодетные семьи, беженцы, переселенцы, студенты и бюджетники и т.д., и пр.) по воле куратора областных социальных программ так ничего и не получили. Гуманитарное заокеанское зерно с помощью полностью подконтрольного ГУПа «Продкорпорация» по существу бесхитростно зачислили в бюджет области. Именно в голодные 1999–2000 годы косиловская ГУП «Продкорпорация» была впервые успешно использована в качестве регионального оператора «по разводке» программы гуманитарной помощи из США и Европейского союза и тоже получила именной сертификат качества от посольства США в Москве.

А тут еще в середине июля 2000 года Счетная палата обобщила и проанализировала информацию о потребительских свойствах гуманитарной продовольственной помощи, поступившей из США и Евросоюза в Россию в 1999–2000 годах. Выводы неутешительные: качество как минимум трети ввезенных продуктов оставляло желать лучшего и было просто опасно для здоровья.

Статистика правительственного доклада удручала: почти 90 тысяч тонн американской кукурузы (из поставленных 800 тысяч) содержало сорную примесь; семена сорняков, не произрастающих в России, обнаружены более чем в пяти тысячах тонн сои из США. Кроме того, почти 50 тысяч тонн «евроржи» (из поставленных 460 тысяч) было заражено зерновым точильщиком, а примерно в 10 тысячах тонн американского риса (поставлено около 60 тысяч) обнаружен рыжий мукоед.
Но соблазн «поработать» с демпинговым сверхдешевым продовольствием был и остается велик: по оценкам экспертов Россельхозакадемии и Аграрного комитета Госдумы, кураторы АПК заблаговременно «резервируют» на пропитание саранчи не менее пяти миллионов гектаров посевов зерновых; на засуху же «списываются» 3–4 миллиона гектаров зерноугодий. А это веское обоснование для выпрашивания гуманитарной помощи и ее последующего «теневого» сбыта.

При этом Счетная палата выявила странную убыточность целого ряда ГУПов, учрежденных областной исполнительной властью. Виновные тогда ответственности не понесли, говорят, в том числе и в силу свойских отношений с людьми из руководства областного УФСБ. Безнаказанность зачастую порождает у таких людей поразительную самоуверенность. Кое-кто из них, похоже, решил, что так будет всегда.

Живи, живи, ребята, пока Москва не проведала

Чиновники, вырабатывающие реакцию общества, угодившего в кризисную ситуацию, замеряют градус проблемы по собственному самочувствию. По чьему же еще им ее замерять? Когда хамелеон у власти, цвета вынуждено менять его окружение. Нарушим неотмененный до сего дня приказ 12-к от 16.01.98 о введении в Челябинской области цензуры и обязательного «визирования» всех информационных материалов в отношении «отцов области» и опубликуем с вынужденными сокращениями коллективное письмо в нашу редакцию от бывших работников сельскохозяйственного кооператива «Кундравы»:
«Очень просим Вас помочь нам в деле установления личности, которая заинтересована в гибели сельскохозяйственной отрасли Челябинской области. В начале 2008 года в Чебаркульский район пришел инвестор – депутат Государственной думы, депутат Законодательного собрания Челябинской области Колесников Олег. Познакомившись с сельхозпредприятиями района, он положил глаз на самое крупное хозяйство района – СПК «Кундравы».
На 25 марта 2009 года от хозяйства ничего не осталось, хозяйство выставили банкротом. Но остался долг перед работниками СПК «Кундравы» и пенсионным фондом. Хотелось бы сегодня задать вопрос Косилову Андрею Николаевичу, это ведь с его легкой руки приходят в сельское хозяйство «липовые инвесторы-захватчики», среди белого дня на виду у руководства Челябинской области «раздевают» крестьян, грабят производство и исчезают в никуда с имуществом кооператива.
Затем земли кооператива скупаются частными лицам, теми у кого есть «левые» деньги. Таким путем в Чебаркульском районе уже разграбили несколько хозяйств – СПК «Чебаркуль», СПК «Кундравы», Агрофирму «Филимоново» (принадлежащую ранее министру сельского хозяйства Челябинской области Феклину Е.), колхоз «Большевик» и другие.
Когда же в нашей любимой стране крестьянин будет жить без страха за свое будущее. До каких пор заместитель губернатора Челябинской области по сельскому хозяйству господин Косилов А.Н. будет изображать из себя барина, живущего за счет крепостных крестьян? Он что, плохо знаком с историей России и не знает об отмене крепостного права? Как руководитель такого масштаба может быть так близорук, чтоб не видеть разрушительных последствий своей деятельности? Даже война не нанесла такого урона сельскому хозяйству нашей области, как он.

Комлев А.А., Кипман Н.Н., Усцелемов П.И., Панова Г.П., Скрозникова В.А., Макаровская А.А., Садовникова С.М. и многие другие.»