Двигатели экономики

06.09.2011 15:20
Автор: Беседовал Николай Матюхин
Вадим Белоусов считает, что ими являются инфраструктура и инвестиции. Дороже ли российские дороги европейских, как создать общероссийский бренд и зачем успешному человеку политика? На эти и другие вопросы отвечает Вадим Белоусов, генеральный директор Управляющей компании «Макфа», депутат Законодательного Собрания Челябинской области.
Двигатели экономики*
не наше

Вадим Белоусов считает, что ими являются инфраструктура и инвестиции

Дороже ли российские дороги европейских, как создать общероссийский бренд и зачем успешному человеку политика? На эти  и другие вопросы отвечает Вадим Белоусов, генеральный директор Управляющей компании «Макфа», депутат Законодательного Собрания Челябинской области.

Модель управления

— Вадим Владимирович, о вас ходила слава чрезвычайно закрытого для журналистов человека.

— Я им и сейчас остаюсь. Как мне кажется, производственнику, которым я являюсь, проще работать, когда вокруг нет медийной суеты.

— Тогда зачем такому успешному в бизнесе человеку, как вы, политика?

— Когда я принимал это решение, я не раз задавал себе вопрос, насколько мне это интересно. Взвесив все «за» и «против», понял, что интересно. Интересно, прежде всего, тем, что тот опыт, который был накоплен мной за годы управления бизнес-процессами, можно преломить и с пользой применить в области государственного управления. Хотя приходится чем-то жертвовать. Например, становиться более медийным.

— Вы руководите компанией, которая широко известна не только в России, но и за ее пределами. Каково это чувствовать, что ваша команда создала столь известный бренд, при этом зная, что зарождался он в таком достаточно провинциальном городе, как Челябинск?

— Во-первых, я не соглашусь с вами, что наш город провинциальный. Мне кажется, что уровень развития Челябинска сегодня позволяет снять с него этот ярлык. Во-вторых, современные средства коммуникации, информационные технологии дают возможность руководить компанией любого уровня из любой точки мира. Хоть сидя у себя на даче. А так, конечно, приятно осознавать, что наш бренд «Макфа» работает на имидж нашего города, нашей области.

— А вообще насколько различаются подходы к управлению государством и компанией?

— В принципе, процессы во многом одинаковые. Ведь моя работа на предприятии не заключается в том, что я занимаюсь продажами. В моей компетенции — стратегическое управление. А любое предприятие имеет в своей основе модель государства. Здесь есть свои внешние и внутренние экономические отношения, социальная политика, нужно уметь быть и дипломатом, и законодателем, и исполнителем. Поэтому преломить производственный опыт на государственный не так сложно, как кажется на первый взгляд.

— А есть ли у вас некий набор правил, выверенный годами, которые обеспечивают эффективность управления любыми процессами.

— Вопрос сложный, и ответ на него неоднозначный. Правила, конечно, есть, но для того, чтобы достичь максимальной эффективности, их нужно уметь преломлять на индивидуальную ситуацию. Если же говорить в общем, то для меня главное правило — быть честным со всеми, с кем ты работаешь и сотрудничаешь. Если что-то говоришь, нужно выполнять свои обещания. Это аксиома!

Ключевой вопрос

— У каждого депутата в ЗСО есть свой блок вопросов, который он курирует. Вы выбрали дорожное строительство. Почему именно такой выбор?

— Действительно, я работаю в Законодательном собрании области в комитете по дорожному строительству и возглавляю соответствующий партийный проект. Мне кажется, что вопрос развития инфраструктуры в нашей стране, в том числе и дорожной, сегодня ключевой. Ключевой для развития экономики всей страны. От небольшой деревни до крупного мегаполиса.

— Задачи в этом направлении, если учитывать запущенность проблемы, у нашего государства глобальные…

— Да, немаленькие. Как вам уже известно, с нового года в Челябинской области начнет действовать дорожный фонд. Будет неплохо, если бы мы смогли на реализацию конкретных дорожных проектов привлечь в него и средства из федерального бюджета. Задач в этом направлении еще множество. Так, например, остро нуждается в реконструкции дорога Челябинск-Екатеринбург. Такой масштабный проект без помощи Москвы осилить очень сложно.

Так как основные средства, так или иначе, сосредоточены в федеральном центре, многие вопросы управления регионом также необходимо решать через столицу. Это данность. Чтобы область могла полноценно развиваться, ей необходимо участие в максимальном количестве федеральных программ. Как известно, практически все эти программы решают задачи инфраструктурные: будь то развитие дорожной сети, будь то развитие сельского хозяйства, образования, здравоохранения…

Все это комплексно влияет на экономическую, социальную, политическую безопасность и состоятельность нашего государства. Поэтому так важно, чтобы Челябинская область участвовала в таких программах, это уже вопрос состоятельности нашего региона.

— То есть вы выступаете за здоровый лоббизм интересов нашего региона в федеральных верхах?

— Да, именно за здоровый лоббизм. Уверен, что только крепкая политическая связка между исполнительной, законодательной властью региона, его представителями в Государственной Думе, сенаторами в Совете Федерации может помочь наиболее эффективно соединять федеральные и региональные ресурсы для решения конкретных задач. Ничего предосудительного в том, что наши люди отстаивают интересы своего родного региона на всех уровнях, я не вижу. Более того, считаю такой подход наиболее правильным и честным.

— Объемы дорожного строительства в регионе поражают даже людей, помнящих масштабность советских строек. Однако не страдает ли качество при таком темпе?

— По ряду объектов мы эту тенденцию отмечаем и тут же стараемся ее решить. Некоторые подрядчики, действительно, ссылаются на большую загруженность. Но разве это причина делать плохие дороги? Причин и оправданий для брака быть не может. Поэтому заставляем переделывать. В этом моя позиция полностью совпадает с позицией губернатора области Михаила Юревича — поставлена задача, выделены средства, будьте добры выполнить в срок и качественно.

— А мы с дорожными работами справляемся своими силами или приходится привлекать подрядчиков из других регионов?

— Сами справляемся. Ведь не только нужно построить дорогу, необходимо выстроить систему ее дальнейшего обслуживания. Если же нанимать для строительства варягов, есть риск, что асфальт уже будущей весной с дороги сойдет вместе со снегом. Своих проще контролировать. Да и ответственности у них больше хотя бы потому, что они сами будут ездить по этим дорогам. У варягов такая мотивация отсутствует.

Вообще, проблему качества дорог, уверен, необходимо решать комплексно. Нам нужно обращать внимание не только на качество материала, но и на профессионализм конкретных исполнителей, на технологическое перевооружение наших дорожников. Хотя уже и сегодня в большинстве своем техника, используемая на строительстве южноуральских дорог, сверхсовременна. Что говорить, если у нас даже работа асфальтоукладчиков контролируется через спутник. А вот профессионализм исполнителей нам еще необходимо подтягивать. Есть, над чем работать.

К слову, развитие дорожного хозяйства прямо и косвенно влияет на экономику всех отраслей. Оно помогает не только грамотно и максимально эффективно выстроить логистические схемы для наших предприятий, но и приводит к увеличению заказов для наших машиностроителей, производителей строительных материалов. Вокруг хороших дорог начинает расцветать цивилизованный малый бизнес. Поэтому я считаю, что дороги во многом — это гвоздь экономики, ее основа.

Инвесторам —зеленый свет

— Есть мнение, что строительство российских дорог обходится чересчур дорого. В Европе, например, это стоит на порядок дешевле…

— Заблуждение, основанное на не очень глубоком знании процесса. Сама реконструкция дорог стоит примерно таких же денег и у нас, и у них. Но в большинстве случаев вместе с реконструкцией нам приходится переносить инженерные коммуникации, которые находятся под ней. Рядом с дорогами, а иногда непосредственно под ними укладывались водопроводные, тепловые сети, линии связи. Сейчас при расширении магистралей мы вынуждены их переносить. Это естественно увеличивает расходы.

— То есть, правильно ли я понял, что через десяток лет, когда мы будем вновь возвращаться к ремонту построенных сегодня дорог, они нам будут обходиться значительно дешевле, так как переноса коммуникаций не потребуется?

— Да, вы правильно поняли. Сегодня необходимы более капитальные вложения для того, чтобы в будущем значительно облегчить и удешевить процесс реконструкции дорог.

— Губернатор неоднократно заявлял, что для серьезных инвесторов, которые будут вкладываться в проекты на территории нашей области, будут создаваться максимально комфортные условия. Среди них и то, что область обязуется решать инфраструктурные вопросы, в том числе с подведением нормальных дорог к открывающимся предприятиям. Такой подарок будет для любого инвестора или же будет некая градация?

— Кстати, такие, как вы говорите, «подарки» делаются и федеральными властями. Так при строительстве крупных птицеводческих комплексов бюджет нашего государства готов пойти на траты по подведению дорог к ним. Для этого работает специальная государственная программа. Губернатор посчитал, что такой подход в нашем регионе можно и должно применять и по отношению к другим инвесторам.

Проектам, которые потребуют вложения со стороны инвестора немалых средств, и интересны области с точки зрения создания новых рабочих мест, можно посодействовать в решении инфраструктурных вопросов. Так или иначе, область будет по возможности помогать каждому инвестору.