Поиск

Южный Урал: наркоситуация

03.07.2015 10:59
Автор: Владимир Филичкин
На минувшей неделе, на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс» руководитель областного наркоконтроля Евгений Савченко сообщил, что примерно 183 тысячи человек в Челябинской области имеют опыт употребления наркотиков. А это уже 7,6 процента от всего населения региона в возрасте 14-60 лет. Как рассказал главный нарколог области Борис Изаровский, на сегодняшний день под наблюдением медиков в Челябинской области находится 14 тысяч 717 человек, активно употребляющих наркотики. По мнению члена Общественного совета при областном наркоконтроле, директора газеты «Южноуральская панорама» Сергей Филичкин проблема наркомании в обществе недостаточно оценена.
Южный Урал: наркоситуация*
Более подробно рассказать о тревожной наркоситуации, и работе наркополиции в Челябинской области мы попросили Евгения Савченко начальника Управления ФСКН России по Челябинской области, генерал-лейтенанта полиции:

- Евгений Юрьевич так сложилось, что в основном о наркоситуации мы судим, преимущественно, только по данным наркоучетов. И вообще, перестроечная система формирования учетов больных наркоманией предполагала, что человек становится на учет только с добровольного согласия. Типа они больные – а это сугубая добровольность. Вот если у наркомана есть деньги то он может лечиться анонимно, и по закону он на учет не попадет. А если денег нет, но жить он все, же хочет, и хочет восстановить подорванное здоровье, то вынужденно дает свое согласие на постановку его на этот учет. И его бесплатно лечат врачи наркологи…
.

- За последние два года в России, наконец, то были приняты ряд законов, позволяющие выявлять соответствующих лиц, и направлять их на обязательное лечение, что фактически влечет их попадание в наркоучеты. Самый известный это - 313 федеральный закон, предоставивший судам право на основании материалов правоохранительных  органов всех правонарушителей, привлекаемых к административной ответственности за потребление наркотиков,  через суд направлять на лечение и последующую реабилитацию. И, конечно же, преступников, проходивших по уголовным делам, за общеуголовные преступления, но  являющихся потребителями наркотиков, суд так, же в рамках уголовного дела может при вынесении приговора направить на лечение….  А если наказание осужденного не связано с лишением свободы, то контроль обязательного лечения сегодня поручается уголовно исполнительной инспекции. И ее сотрудники, следят, чтобы такой человек проходил лечение добросовестно. А если начинает уклоняться от этого лечения, то ему сразу же меняют меру пресечения. Это в рамках уголовного дело. А если в рамках административного производства, то наркологи передают соответствующую информацию наркоконтролю. А мы уже привлекаем такого наркомана к административной ответственности за уклонение от обязательного лечения. И тогда помимо административного штрафа, возможен административный арест до 30 суток. С начала этого года мы к подобной административной ответственности привлекли уже 172 человека. А всего по материалам ФСКН 95% всех выявленных потребителей сегодня направляют на обязательное лечение, плюс еще у наших коллег из полиции примерно 66%. Это, конечно же, результат эффективной работы всех правоохранительных органов и работы врачей наркологов….

     Мы с 2008 года проводим в регионе семинары с участием глав муниципальных образований, и призываем всех, не прячьте масштабов наркотизации….  Как можно больше выявляйте потребителей наркотических веществ. Ставьте их всех на учет. Постоянно проводите сверки ведомственных учетов…..
Надо признать, что на сегодняшний день в большей степени именно правоохранительные органы вынуждают наркоманов обращаться за помощью к наркологам. В значительно меньшей степени это могут делать родственники потребителей….

- Товарищ генерал, расскажите, как сегодня работники наркоконтроля в регионе выявляют потребителей наркотических веществ. Ведь эти люди явно стараются не афишировать свое пристрастие….


- Нам сегодня приходится все чаще заниматься выявлением и пресечением притоносодержания. А это, между прочим, очень сложная правоприменительная практика. Чтобы возбудить уголовное дело по содержанию притона наркопотребления нашим сотрудникам нужно не меньше трех раз успешно зайти в этот адрес. Чтобы доказать системность правонарушения. И, конечно же, освидетельствовать всех находящихся в притоне потребителей наркотиков. Сегодня в притонах, а в основном это подпольные кальянные, коллективно потребляют в основном «синтетику». Отсюда, и постоянно новые молодые лица, упорно полагающие, почему то, что для них это все достаточно безопасно. А потом в неадекватном состоянии они развлекаются - пугают случайных людей в подъездах, на улицах, во дворах. Что неизбежно провоцирует вызовы сотрудников правоохранительных органов, включая сотрудников наркоконтроля.  Затем всех задержанных и освидетельствованных, находящихся в наркотическом угаре мы обязаны привлекать к административной ответственности. И уже суд, направляет их на наркодиагностику, и впоследствии на лечение, и реабилитацию. Так мы в этой непростой ситуации практически ежедневно пополняем соответствующие наркоучеты. Активно также и достаточно эффективно проводим и рейды по развлекательным центрам. И снова выявляем молодых потребителей наркотических веществ….

И к тому же мы не уклоняемся от общения: от прямых линий, круглосуточных звонков по телефонам доверия. До нас всегда можно достучаться. Причем мы постоянно проверяем действенность нашего реагирования на все обращения населения. Если выявляется, к примеру, факт написания фиктивного рапорта, что называется - не выходя из кабинета, то такой сотрудник, как правило, больше в наркоконтроле не служит. Наша позиция в подобных вопросах достаточно принципиальная…

- Евгений Юрьевич, население достаточно плохо представляет особенности вашей повседневной работы. Того, что сегодня собой представляет наркоситуация в регионе. С чем ваши сотрудники сталкиваются практически каждый день.

- Сегодня не секрет, что две трети всех, так называемых бытовых преступлений имущественного характера совершают именно наркоманы с целью получения средств на приобретение дозы наркотика. Активно выявляя наркоманов, и определяя их на учет и наблюдение, мы тем самым декриминализируем ситуацию в регионе в целом. И это очень хороший результат нашей работы.

Потом учтите, что выходить на оптовых сбытчиков можно не только сверху, но и снизу через рядовых потребителей. А иногда и встречным путем оперативники идут. К тому же, и в сетевых системах сбыта на низовом уровне, как правило, сбытчиком является потребитель. Поэтому задерживая потребителя, и сбытчика мы опять же способствуем формированию все тех же наркоучетов.

Наша работа постоянно усложняется, и требует все больше профессионализма. Сегодня преступники практически отказались от контактного способа сбыта наркотиков. Они максимально используют возможности бесконтактных закладок, электронных платежей, настенной живописи, которая выводит страждущего потребителя всего лишь на автоответчик, выдающий ему тот или иной электронный адрес. И при этом все чаще используются ложные пути серверов с доменными именами Евросоюза…

В 2014 из 102 пресеченных нами наркогруппировок, мы расследовали деятельность 28 групп, связанных именно со сбытом синтетических наркотиков….

Наша специализация себя, конечно же, оправдывает. Если две тритии рядовых наркопреступлений сегодня выявляют наши коллеги из иных правоохранительных органов. То две трети групповых преступлений, сто процентов преступлений связанных с деятельностью преступных сообществ, сто процентов преступлений связанных с легализацией средств от наркобизнеса в последние пять лет выявляют только сотрудники наркоконтроля. Надо признать, что сегодня идет хорошее техническое оснащение нашей службы, установлено хорошее взаимодействие с коллегами из ФСБ. Преступники постоянно учатся у нас, ну а мы вынужденно зачастую учимся у них….
 
Менее одного процента сотрудников нашего управления занимается вопросами координации различных ведомств в профилактике наркотизации населения, а остальные ориентированы исключительно на правоохранительную деятельность. Но об этом мы по известным причинам много не рассказываем….

    - Ваше ведомство осуществляет в регионе постоянный мониторинг наркоситуации. Вашими данными пользуются в своей работе все участники борьбы с наркоэпидемией. А как наркополицейские сегодня используют информацию, поступающую от их гражданских коллег.

- Восьмого октября прошлого года мы, к примеру, добились права на получение ежедневных данных об отравлениях без летального исхода.  Скажем с восьмого октября по 31 декабря  в области было 11 отравлений без летальных исходов, большая часть которых была связана с синтетическими наркотическими веществами. Изучая каждый сигнал, мы понимаем, что скорая помощь ставит свои диагнозы достаточно приблизительно, со слов, на глаз, по каким-то отдельным характерным признакам. Диагностического оборудования, к сожалению еще не хватает. Но, тем не менее, мы сразу, же видим тенденцию. Где в регионе фиксируется вспышка отравлений, каков ее характер, какие виды наркотиков, ее вызвавшие, предполагаются. Своевременная перегруппировка сил позволила адресно ликвидировать, за короткий промежуток времени, 6 устойчивых преступных группировок, и изъять 13,5 килограмм «синтетики». А уже в этом году и только по «синтетике» наркополицейские 16 группировок пресекли. В результате в текущем году в области фиксируется небольшое, но снижение показателей отравления без летального исхода - 9-10 в сутки. Всего по области расследовали материалы уголовных дел в отношении участников 51 преступных наркогруппировок….
И изъяли в этом году только «синтетики» больше 95 килограмм.  И не просто синтетики, а именно реагентов, то есть того активного вещества, чем опыляется курительная смесь. А от реагентов эффект скажу я вам наступает всего от тысячной доли грамма…. Много это или мало. Решайте сами. Вот смотрите, за весь прошлый год все правоохранительные органы на территории челябинской области изъяли 67 килограмм «синтетики». А мы с начала года уже «собрали» 95 килограмм. И помогает нам в этом именно адресное отслеживание. Отслеживаем конечно же и динамику летальных отравлений….

Принципиальная позиция челябинских наркополицейских и наркологов по постановке на учет сегодня такова. У нас заметно растет количество выявленных наркоманов и поставленных на учет. Но это то, что лежит на поверхности. Главное в другом. У нас сегодня самый низкий коэффициент латентности больных наркоманией. Если средний по России коэффициент латентности 5,7, то по нашим данным на Южном Урале он сегодня равен всего лишь 1,5. Этот показатель достаточно надежен, так как его высчитывают методом математического анализа на основе совокупности всех основных социологических показателей.

Когда кто-то все еще пытается анализировать наркоситуацию только по формальным показателям, наркоманы тем самым загоняются в подполье, и в результате воспроизводится наркоситуация. Наша же задача реально, а не приукрашено выявлять всех людей страдающих наркозависимостью, и оказывать им своевременную и квалифицированную помощь.

Кроме коэффициента летальности, важнейшим для нас является показатель смертности в возрастной группе 15-34 года. Вот когда антинаркотические программы в регионе начали носить социальный характер, то сразу же было зафиксирована с 2006 года тенденция к заметному снижению этого показателя. За исключением разве, что 2012 года. К тому же в регионе идет еще и постоянное снижение смертности от отравления наркотиками. Сегодня остро стоит проблема другая, увеличилось количество наркотических психозов, связанных с появлением на рынке именно синтетических наркотиков. Если еще 2011 году в общей доле изъятых наркотиков всего три процента составляла «синтетика», то уже по итогам 2014 года  - 11 процентов. Рост более чем в три раза! Если еще три года назад  опийные наркоманы на учете у нарколога составляли порядка 90 процентов, то по итогам 2014 года «синтетика» составила 32 процента….

К тому же так называемые «соли» еще и стабильно провоцируют суицидальное поведение у потребителей. И это очень тревожный показатель….

     Надо признать, что до 2006 года антинаркотические программы по существу являлись доппайком правоохранительных органов. Исходили из того, что проблема наркомании – в первую очередь проблема полицейская. Ну, с натяжкой, еще медицинская. Слава Богу, что в последние годы в стране и регионе власти стали понимать социально-духовный аспект этой проблемы.

Продолжение следует
...