Поиск

Бежишь по стенке - береги коленки!

14.12.2012 14:54
Автор: Максим РАКИТИН
В конце 90-х в моде были галлюциногены, киберпанк и антиглобализм, технологии скакнули сразу на эру вперед, а брат и сестра Вачовски еще были братьями Ларри и Энди. Именно эти факторы и обусловили появление первой «Матрицы».
Бежишь по стенке - береги коленки!*
не наше

В конце 90-х в моде были галлюциногены, киберпанк и антиглобализм, технологии скакнули сразу на эру вперед, а брат и сестра Вачовски еще были братьями Ларри и Энди. Именно эти факторы и обусловили появление первой «Матрицы».

Идея будущего под контролем разумных машин была уже вполне успешно апробирована в «Терминаторе», так что за ней дело не стало. Не нова также и мысль, что мы все якобы живем не в той реальности, которую знаем – в принципе с ней знаком каждый, кто так или иначе соприкасался с субкультурой расширения сознания. Если честно, то в сюжете вообще нет ничего нового: абсолютно все встречалось раньше у Станислава Лема, Уильяма Гибсона, Роджера Желязны и прочих фантастов прошлого века. Детали же взяты из киберпанка: хакерство главных героев, электронные агенты Смиты, вилка в затылке, путешествия через телефонную трубку и иже с ним. Само собой, снять все это можно было только в жанре самого-самого высокотехнологичного хайтека, что на рубеже тысячелетий как раз стало возможным. Зеленые цифры в титрах не смотрятся старомодно даже сегодня, а прием с замедлением полета пули с тех пор использовал каждый уважающий себя режиссер (а некоторые особо талантливые, вроде Тимура Бекмамбетова, используют и по сей день).

В свое время критики ругали фильм за явный перебор с экшеном, прыжками с крыши, беганием по стенам и уворачивающимися от тех самых пуль героями. Из-за этого он не удостоился высокой награды у Роджера Эберта  - человека, чье слово американский зритель воспринимает как истину в последней инстанции, - а львиная доля фанатов фантастики и киберпанка отвернулась от него на том основании, что глубокая идея слишком уж явно диссонирует с попсовым способом выражения типа «драчки-погони-перестрелки». В ответ на что братья (тогда еще) Вачовски резонно замечали, что именно благодаря этому способу глубокая идея была донесена до масс куда более широких, нежели отвернувшиеся фанаты. И многомиллионная касса, сделанная «Матрицей» за все время существования, косвенно намекает, что они как бы правы.

«Матрица» (“The Matrix”)
Австралия, США, 1999
16+
Режиссер: Лана Вачовски/Lana Wachowski, Энди Вачовски/Andy Wachowski    
В ролях: Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Лоренс Фишбёрн, Хьюго Уивинг
ТНТ, суббота, 22 декабря,
20.00