Поиск

Уральский экономический регион по степени загрязнения и деградации природной среды занял первое место в России

06.09.2010 13:27
Автор: Владимир Антоненко
Министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев на "Президиуме Госсовета по экологии" 27 мая 2010 года признал, «что на протяжении последних практически ста лет вопросы охраны окружающей среды находились в России на обочине внимания государства.
Уральский экономический регион по степени загрязнения и деградации природной среды занял первое место в России*
не наше

Министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев на "Президиуме Госсовета по экологии" 27 мая 2010 года признал, «что на протяжении последних практически ста лет вопросы охраны окружающей среды находились в России на обочине внимания государства. Огромная территория и уникальные запасы природных ресурсов позволяли Советскому союзу, а позже - России не обращать особого внимания на вопросы экологии. Советский союз оставил нам в качестве наследства более 2-х миллиардов тонн опасных отходов, устаревшие очистные сооружения, не оборудованные свалки по всей стране».

Не улучшилась ситуация и с образованием Российской Федерации. Достаточно сказать, что ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду не индексировались 20 лет. Штрафы за нарушение природоохранного законодательства минимальны и до сих пор составляют 3 - 5 тыс. рублей. Чем все эти годы хищнически пользовались руководители предприятий загрязнителей Южного Урала

Мало кто сегодня знает, что сравнительно недавно первый губернатор челябинской области Вадим Соловьев направил участникам ежегодной конференции неправительственных организаций имеющих официальный статус в организации объединенных наций  смелое адресное представление о положении дел на Течинском каскаде водоемов производственного объединения «Маяк».

Вадим Павлович тогда открыто на всю планету заявил, что Уральский экономический регион по степени загрязнения и деградации природной среды России занимает первое место, А среди неблагополучных уральских областей первое место отведено Челябинской области. Действительно Челябинская область это пример беспрецедентного сочетания чрезвычайно высоких техногенных нагрузок, вызвавших сверхнормативное загрязнение всех компонентов биосферы практически во всех городах и большинстве районов области, с огромным количеством накопленных радиоактивных, высокотоксичных отходов создающих опасность катастрофического загрязнения огромных территорий.

Именно с подачи Вадима Соловьева стало известно, что в 1949-1956 годы властями негласно осуществлялся сброс жидких радиоактивных отходов в открытую гидрографическую сеть – речную систему Теча – Исеть -Тобол – Обь – Северный Ледовитый океан. Только за эти годы в экосистему реки Теча попало порядка 76 миллионов кубометров сточных радиоактивных вод, общей активностью по бета-излучению 2,75 МКи Радиационному воздействию в результате подверглось все население, проживающее по берегам этих рек.

Авария, известная как «Кыштымская авария» на ПО «Маяк» в 1957 году, — взрыв ёмкости с высокорадиоактивными отходами — значительно усилила радиоактивное загрязнение реки на всём её протяжении ввиду выноса радиоактивных загрязнений ливневыми и паводковыми водами и вследствие работ по дезактивации загрязнённых на химкомбинате территорий зданий и дорог методами смыва водой.

В 2005 году Генеральная прокуратура РФ возбудила уголовное дело в отношении гендиректора «Маяка» Виталия Садовникова. По данным прокуратуры, с 2001 по 2004 год предприятие незаконно сбросило в водоём 60 миллионов кубометров радиоактивных отходов. Садовников же, по мнению следствия, зная о поступлении жидких радиоактивных отходов в открытую гидрографическую сеть, не принял мер к решению вопросов экологической безопасности, хотя имел для этого денежные средства.

11 мая 2006 года уголовное дело Садовникова было прекращено в ходе предварительного слушания. Челябинский областной суд счёл, что экс-руководитель «Маяка» попадает под амнистию, объявленную Госдумой в 2006 году в связи со 100-летием палаты. Прокуратура была намерена обжаловать это решение.

 По прежнему не решена проблема промышленных открытых водоемов-хранилищ низкоактивных отходов ПО «Маяк», отделенных от реки Теча плотиной и гидрографически, через подземные воды связанных с водоемами Иртяшско-Каслинской системы. Соответственно не исключена возможность залпового выброса через плотину радиоактивно загрязненных вод в речную систему Теча- Исеть – Тобол – Иртыш - Обь с выходом в Северный Ледовитый океан и радиоактивным загрязнением всей названной территории.

Финансово обеспеченные жители Челябинской области уже давно не пьют воду из-под крана. Жить хотят. Боятся онкозаболеваний. Тем более, что значительная часть питьевых водоемов Челябинской области перенасыщена тяжелыми металлами-токсинами и их агрессивными ионами.

 Но многие жители Челябинска и населенных пунктов на берегах рек Миасс – Тобол – Исеть – Обь по-прежнему пьют речную воду без полноценной очистки и фильтрации. И получают небезопасные дозы токсических элементов.

 В первую очередь это связано с тем, что сточные воды Саймоновской и Сак-Элгинской долин горно-заводской зоны зараженные илами бывшей флотационной обогатительной фабрики, металлургическими шлаками, техногенными водами Карабашмеди через Богородский пруд, реки Сак-Элга, Аткус, Ольхова попадают в бассейн водозабора Аргазинского водохранилища – питьевого источника Челябинской области.

Дешифрованные аэрофото и космоснимки Аргазинской площади позволяют увидеть глубокие языки техногенных илов в самом водохранилище Аргази. Анализ илов показывает, что содержание тяжелых металлов, в том числе ртути, меди, цинка, мышьяка, свинца достигают промышленных значений. Что в тысячи раз выше предельно допустимых концентраций.

Прежнее руководство Челябинской области, зная о существовании этой проблемы, по непонятным на первый взгляд причинам не только не принимало конкретных, действенных мер для решения вопросов экологической реабилитации пораженных территорий, а наоборот способствовала с 1997 по 2003 годы владельцам Карабашмеди и Карабашским властям, а, на мой взгляд, это было в принципе одно и то же в систематических занижениях объемов платежей за загрязнение окружающей среды. Предоставлении им необоснованных налоговых льгот. А любое обращение или публикацию по проблемам территории Карабаша всегда воспринимала необычайно болезненно.

Министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев предложил президенту и правительству разделить предприятия на группы по степени их воздействия на окружающую среду. Почему это целесообразно?

Потому, что из миллиона российских предприятий плательщиками за наносимый вред окружающей среде являются только около 300 тысяч. Из них экологически особо опасных, оказывающих 99% всего негативного воздействия, - около 11 тысяч. Из этих 11 тысяч двести предприятий дают половину всех выбросов и сбросов загрязняющих веществ, т.е. являются наиболее крупными загрязнителями. При этом главный эколог России убежден: «Наша задача по отношению к остальным - снятие административных барьеров, уменьшение количества справок и бумаг».