Управление образования Челябинска подвело итоги 2008 года

09.02.2009 00:00
Автор: Ольга Сукинова
Охват детей дошкольным образованием в Челябинске составляет 82 %. Для сравнения, в соседнем Екатеринбурге – 54 %, в среднем по Челябинской области – 79 %, в среднем по России – 65 %.
Управление образования Челябинска подвело итоги 2008 года*

6 февраля состоялась пресс-конференция первого вице-мэра Олега Грачева и начальника Управления по делам образования Челябинска Александра Кузнецова. Представители городской администрации собрали журналистов, чтобы подвести итоги ушедшего года в сфере дошкольного, основного общего и дополнительного образования.

Главным итогом 2008 года Грачев назвал успешно выполненное поручение Губернатора – сокращение очередности в детские сады. «Мы полностью справились с этим поручением, – отметил Олег Николаевич, – в прошедшем году в Челябинске появилось 5500 новых детских мест». Всего же за последние четыре года в областном центре были открыты 10 800 мест за счет реконструкции старых и строительства новых детских садиков. Одним из последних был открыт комплекс в Калининском районе Челябинска. В тридцати одной школе были открыты группы для малышей. Причем, сделано это при соблюдении всех правил и, конечно, не в ущерб деятельности самого образовательного учреждения. У ребятишек в таких группах есть и отдельный вход, и прогулочные площадки, и спальни – все, как в настоящем детском саду.

«Год был продуктивным, но мы бы не достигли таких результатов без поддержки Правительства Челябинской области и лично Петра Ивановича Сумина», – подчеркнул Грачев.

Охват детей дошкольным образованием в Челябинске составляет 82 %. Для сравнения, в соседнем Екатеринбурге – 54 %, в среднем по Челябинской области – 79 %, в среднем по России – 65 %.

Причем потребность в детских местах полностью удовлетворена для детей в возрасте от трех лет и старше. «Однако хочется отметить, что большинство родителей хотят отдать своего ребенка в ближайший детский садик, что не всегда возможно. Из-за этого нередко возникают конфликты. Но мы всегда предлагаем несколько вариантов в рядом расположенных кварталах», – заметил первый вице-мэр.

Открытие новых учреждений дошкольного образования означает и возросшую потребность в квалифицированных педагогических кадрах: педагогах, коррекционных педагогах, нянечках. В Челябинске возник довольно серьезный кадровый голод. Несмотря на кризис, когда желающих работать воспитателями и нянечками появилось очень много, берут далеко не всех, ведь эта работа с детьми, причем в самом уязвимом возрасте. А для тех, кто не имеет педагогического образования, но все-таки хочет работать в этой сфере, действует Учебно-методический центр.

Еще одно значительное – и позитивное – изменение в системе дошкольного образования – надбавки для воспитателей и нянечек. Благодаря инициативе городской администрации, прекратился отток кадров, а средний уровень «детсадовской» зарплаты дорос до уровня зарплаты школьных педагогов (приблизительно 7400 рублей). За последние четыре года зарплата выросла в 2,5 раза. При повышении категории и в зависимости от стажа работы педагоги дошкольного образования получают надбавку от 10 до 35 %. Единственная категория педагогов, которых эти изменения не коснулись, – логопеды, музработники, инструкторы ЛФК и другие. С 1 января 2009 года несправедливость в отношении и их устранена: они смогут рассчитывать на такую же систему надбавок, что и коллеги.

Что касается дополнительного образования детей, то городские власти не только смогли сохранить общий охват детей кружками и секциями, но и увеличить его. И это притом, что общее число школьников неуклонно уменьшается (в 2007 году их было 103 тысячи, а в 2008 году – 93 тысячи). Благодаря работе Управления образования и правоохранительных органов, в 2008 году уровень детской преступности сократился на 33 % и достиг уровня 1991 года.

Приоритетом стало спортивное направление. Так, в 2008 году было открыто четыре новых футбольных школы. Общее число воспитанников спортивных секций выросло на 8000 человек. «Во многом нам помогло сохранение детской спортшколы «Алмаз» в Ленинском районе», – отметил Грачев.

По словам Александра Кузнецова, немаловажным достижением стала реструктуризация бюджета отрасли. Раньше, 90 % всех средств уходило на зарплаты и «коммуналку», и только 10 % – на развитие (покупку нового оборудования, ремонт и проч.) Общий бюджет составлял менее 3 млрд. рублей. Теперь же, при бюджете в 5 млрд. 700 тысяч рублей, 30 % будет уходить на развитие. Это уже принесло свои плоды: например, в 2005 году на 54 школьника приходился один компьютер, то в 2008-м компьютер делят только 21 человек.

Реструктуризация коснулась и самой сети общеобразовательных учреждений. 16 малокомплектных школ стали филиалами более крупных МОУ. «Вначале не все понимали, зачем это нужно. Теперь же отзывы только положительные. Это позволило поднять зарплату учителям малокомплектных школ, сохранить площади и учеников, – объясняет Александр Игоревич. – Ведь если наполняемость класса меньше 25 человек, то педагоги теряют все надбавки».

Заметно улучшились и качественные показатели. Удалось снизить число детей, окончивших школу со справками. В 2006-м их было 36 человек, в 2008 – 14. Стабильно хорошие в Челябинске результаты сдачи ЕГЭ. Если по математике в среднем по стране было 20 % неудов, в Челябинской области – 11 %, то в Челябинске двоечников оказалось всего 6 %. Растет доля юных челябинцев – призеров областных предметных олимпиад, в 2008 году она достигла 32 %.

За два года в Челябинске было создано 11 опорных школ, «точек роста», по каждому из предметов – от математики до трудов. Здесь учат не только своих детей, но и ребятишек из других районов, а также педагогов. В опорных школах собрано самое лучшее оборудование и технологии.

Собственно, ряд изменений диктуется федеральным законодательством. Так, например, по новому ГОСТу на каждого ребенка должно приходиться не менее 10 часов внеклассных занятий по выбору ученика. Таким образом, общее и дополнительное образование должны взаимовлиять, взаимодействовать друг с другом, а в школах должна возродиться продленка, но продленка, на которую хочется ходить.
Одна из самых сложных задач, стоящих перед Управлением образования на ближайшее время, поставлена Президентом – «создание современных условий образовательной деятельности». Требования, которые предъявляются к современной школе, очень высоки, например, спортзал должен быть не меньше 30 х 40 метров. В Челябинске лишь 34 % школ соответствуют этим нормативам. И, по словам Кузнецова, достичь к концу 2009 года показателя в 50 % – непростая, но осуществимая задача.