Поиск

УФСБ прокомментировало дело «Продкорпорации»

10.11.2010 09:29
Автор: Служба новостей «URA.Ru»
9 ноября, управление Федеральной службы безопасности РФ по Челябинской области выступило с официальным заявлением по итогам судебного разбирательства по громкому уголовному делу о хищении средств «Продкорпорации».
УФСБ прокомментировало дело «Продкорпорации»*

«Теперь власти должны оценить ущерб, нанесенный региону, и подать заявление на должностные лица, принимавшие распорядительные финансовые решения» 
 
9 ноября, управление Федеральной службы безопасности РФ по Челябинской области выступило с официальным заявлением по итогам судебного разбирательства по громкому уголовному делу о хищении средств «Продкорпорации». В пресс-службе УФСБ «URA.Ru» пояснили, что ведомство не делало этого до приговора, «руководствуясь нормами права и профессиональной этики».
 
Контрразведчики констатировали, что вокруг этого уголовного дела раздувался ненужный резонанс, чтобы «дискредитировать позицию предварительного следствия и суда». «Среди использованных приемов - фальсификация, ложь, подтасовка фактов. А ради чего, собственно? Ради тех – кто украл бюджетные миллионы? Сегодня можно ответить на основные вопросы, которые ставились перед нами. Надеемся, ответы на них помогут разобраться в существе дела», - говорится в заявлении УФСБ.
 
Так, во время судебного разбирательства многие общественники и правозащитники утверждали, что предварительное следствие не должны были вести органы госбезопасности. В то же время часть 5 статьи 151 УПК РФ гласит: «По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями… 159 частями второй – четвертой, предварительное следствие может проводиться также следователями органа, выявившего это преступление…» А именно контрразведчики вскрыли преступление по заявлению бывшего главы «Продкорпорации» Владимира Швадченко, напомнили в УФСБ.
 
Кроме того, областная Общественная палата ранее распространила свое экспертное заключение, в котором говорится, что следствие и судебное разбирательство должны были проходить в Москве, месте, где было совершено преступление. Эту позицию поддержали ряд правозащитников и общественников. На это в УФСБ есть свое объяснение. «Преступление совершено здесь, и ущерб нанесен региону. Это подтвердил Верховный суд РФ. А попытки представить ситуацию таким образом, что суд должен был состояться в Москве, наводит на странные мысли… Возможно, инициаторы полагают, что на территории России разное правосудие: как минимум - московское и все остальное…. Или – где-то есть возможность решать проблемы с законом проще?», - задаются вопросом сотрудники госбезопасности.
 
Челябинское управление ФСБ также прояснило свою позицию и по обвинению в том, что не пыталось найти деньги, которые ушли на некие политические проекты бывшего руководства региона. «Мошенники применяли давно проверенные жуликами схемы. По утерянным паспортам, документам умерших лиц открывались фирмы, существовавшие для проведения одной, но самой важной финансовой операции – получения многомиллионных сумм и их дальнейшего перевода на счета «прачечных» структур, отмывающих украденные деньги, путающих концы в мировой финансовой паутине. Следы «однодневок» и физических лиц устанавливались в ходе расследования через возможности Интерпола и финансовой разведки. Некоторые фигуранты прошли на слушаниях в качестве свидетелей. Все результаты розыска приобщены к уголовному делу, отражены в обвинительном заключении», - отметили в контрразведке. И добавили, что «признаков каких-то политических проектов бывшего руководства области в уголовном деле не изучалось, это не предмет уголовного права».
 
Из заявления УФСБ стало известно, что, оказывается, один из обвиняемых по делу владелец финансово-промышленной группы «ЕвроАзия» Этимад Исмаилов во время следствия и суда предлагал свои услуги по поиску пропавших миллионов. Всего за 10% и в обмен на свободу. Правда, силовики умалчивают, почему лучшие следователи не смогли все-таки найти бюджетные деньги. Зато они прямо говорят, что готовы наказать чиновников, виновных в воровстве из казны. «Потерпевшая сторона – областные власти – должны оценить ущерб, нанесенный интересам региона, и подать заявление в компетентные органы для установления признаков состава преступления в действиях должностных лиц, принимавших распорядительные финансовые решения. Сейчас для этого есть все условия», - говорится в заявлении чекистов.
 
Как сообщалось ранее, все началось в 2006 году, когда «Продкорпорация» заключила договор с московским ООО «Русская зерновая компания» о поставке 20 тыс. тонн топлива и произвела 100%-ю оплату в размере 200 млн рублей. Однако в область пришли лишь 2 тыс. тонн ГСМ на сумму 30 млн рублей, после чего поставки прекратились. По версии следствия, перечисленные несколькими платежами 170 млн рублей были похищены. Деньги через фирмы-посредники были переведены на счета в зарубежные банки на территории Маврикии, Нидерландов, Объединенных Арабских Эмиратов, США, Сирии, Аргентины, Латвийской, Литовской Республик, Швейцарской Конфедерации, Королевств Бельгии, Германии, Норвегии и обналичены.
 
Уголовное дело №540368, прозванное делом «Продкорпорации», было возбуждено 24 августа 2006 года и расследовалось управлением ФСБ РФ по Челябинской области. Владелец финансово-промышленной группы «ЕвроАзия» Этимад Исмаилов, Аббас Джафаров, гендиректор «Русской зерновой компании», гражданин Украины Владимир Гузов обвинялись в мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере, и в легализации преступных доходов. Швадченко тоже поначалу подозревался в мошенничестве, но после того как начал активно сотрудничать со следствием, статья в отношении него была смягчена.
 
Рассмотрение дела в суде началось в декабре 2008 года. Процесс сопровождается скандалами – голодовками, принудительной доставкой в суд, угрозами суицида со стороны обвиняемых.
 
29 октября суд приговорил Исмаилова к 8 годам лишения свободы, Джафарова – к 5 годам, Гузова – к 9 годам, Швадченко – к 3 годам и 6 месяцам колонии. Отметим, в ходе прения сторон представитель прокуратуры Челябинской области просил приговорить Исмаилова к 10 годам лишения свободы, Джафарова – к 6 годам, а Гузова – к 8 годам заключения. По мнению гособвинения, Швадченко заслуживает лишь 3 лет лишения свободы условно.
 
Стоит добавить, вынесено также частное определение, которым суд обязал УФСБ продолжить расследование, чтобы найти украденные из бюджета 200 млн рублей и проверить нерассмотренные ранее заявления о причастности к этому отдельных должностных лиц.
 
Добавим, сегодня адвокаты Владимира Гузова подали кассационную жалобу на приговор Центрального районного суда. То же самое сделала сторона обвинения. Другие участники процесса получили на руки решение в полном объеме, но пока его не обжаловали.