Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ленинского района: если не мы, то кто?

09.09.2014 11:59
Автор: Служба информации
Восемь лет назад на базе нескольких служб управления образования Ленинского района и школы № 132 было создано уникальное образовательное учреждение – МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ленинского района г. Челябинска».
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ленинского района: если не мы, то кто?*
– В нашем центре в настоящее время обучаются 230 детей, – рассказывает директор учреждения Наталья Скупцова. – Это ребята, которые попали в трудную жизненную ситуацию, из семей беженцев и переселенцев, с ограниченными возможностями здоровья. Многие из таких детей стоят на учете в отделе по делам несовершеннолетних и уже совершали преступления. Трудности в семье обязательно отражаются на процессе обучения, возникает состояние школьной дезадаптации. У нас, в отличие от обычной школы, есть больше возможностей для коррекции девиантного поведения.

Обучение в ЦППМСП строится в рамках модели «школы полного дня». Все дети учатся в первую смену, но для старшеклассников день начинается с уроков, для учеников начальной школы – с коррекционной работы, индивидуальной и в группах. После учебной деятельности есть время на прогулку, занятия в разнообразных кружках и секциях, самоподготовку вместе с воспитателем. Все школьники обеспечены бесплатным двухразовым питанием.

– Наша миссия – помочь детям преодолеть трудности школьного обучения, – продолжает Наталья Александровна. – У нас меньшее количество учащихся в классе (не более 12 человек). На уроках отрабатывается необходимый минимум знаний, предполагаемый федеральным образовательным стандартом, при этом педагоги используют для закрепления материала самые разные мнемонические приемы: карточки и рисунки, переписывание, взаимопроверку, – задействуя все возможности ребенка.

Ни один пропуск занятий в этой необычной школе не оставляют без внимания. Классный руководитель и социальный педагог сразу выясняют причину отсутствия ученика, если будет нужно – придут домой, обзвонят всех родственников, в буквальном смысле поднимут с постели, оденут и приведут на уроки. С ребенком разбираются в причинах прогулов, а все пробелы в знаниях помогут наверстать.

Коррекционной работой в Центре занимаются психологи, социальные педагоги, учителя-дефектологи и логопеды – слаженный и дружный коллектив. Специалисты помогают детям освоиться в образовательном учреждении, почувствовать себя нужными, полезными обществу, влиться в образовательную систему, принимать участие в воспитательных мероприятиях районного и городского уровня.  Можно смело сказать, что в ЦППМСП используются все передовые психологические методики. Так, большой популярностью у ребят пользуются занятия по программе «Творческая лаборатория» с использованием техник арт-терапии. Для стабилизации психоэмоционального состояния учащихся младшего школьного возраста используется песочная терапия. Среди старшеклассников реализуется программа «Сталкер» по профилактике зависимого поведения и выработке негативного отношения к наркотикам. А для пап и мам проводится «Родительский университет». Это психологический практикум с разбором конкретных ситуаций и трудных случаев, с обучением приемам и методам воздействия и взаимодействия. За время работы Центра были апробированы и стали традиционными для детей всех возрастов и педагогов социально-психологические тренинги различной направленности: адаптационные, командообразования, «девичьи группы». Отметим, что психолог Елена Андреевна Абрамова стала победителем Всероссийского конкурса профессионального мастерства.

В 2013 году Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи завоевал грант областного министерства образования и науки на открытие ресурсного центра по вопросам организации коррекционной работы с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Теперь специалисты ЦППМСП имеют возможность делиться своим опытом с коллегами из других школ города и области. Кроме того, налажены тесные связи с другими социальными учреждениями района: приютом, детским домом, детским садом № 127.

Сотрудники Центра отслеживают судьбу своих вчерашних воспитанников. К сожалению, часть из них не смогла вырваться из той среды, в которой выросла. Но остальные смогли найти свой путь в жизни: окончили техникумы и училища, работают, обзаводятся своими, уже здоровыми семьями.

– К нам несколько лет назад из «полиции нравов» привели на обучение девочку, «работала» на улице, – вспоминает Наталья Скупцова. – Она окончила нашу школу, поступила в техникум, где ей, как отличнице, даже вручили путевку в молодежный лагерь во Владивосток. Сейчас она вышла замуж и счастлива, а как бы могла сложиться ее судьба? Кто-то должен дать ребенку шанс на новую жизнь, как бы трудно это ни было.