Тифлоинформационные технологии в действии: в ЧелГУ провели мастер-класс для инвалидов по зрению

08.10.2020 17:04
Автор: Служба информации
Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностям здоровья Челябинского государственного университета выступил площадкой для проведения мероприятий по тифлоинформационным технологиям, организованных Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата».
Тифлоинформационные технологии в действии: в ЧелГУ провели мастер-класс для инвалидов по зрению *
Круглый стол «Тифлоинформационные технологии в действии» собрал представителей вузов Челябинской, Свердловской, Курганской областей, колледжей Челябинской области и школ, обучающих незрячих и слабовидящих детей, а также региональные органы законодательной и исполнительной власти.

С приветственным словом выступила начальник РУМЦ ЧелГУ Дарья Романенкова, которая отметила значимость широкого внедрения современных тифлотехнических средств. «ЧелГУ уделяет большое внимание формированию комплексов специальных технических средств обучения, ассистивных технологий для обучающихся с нарушениями зрения, внедрению их в образовательный процесс, обеспечению получения учебной информации в доступной форме. Сейчас в университете на различных факультетах и формах обучения учатся 18 человек, являющихся инвалидами по зрению, среди них есть и слабовидящие, и незрячие».

Директор центра «Камерата» Екатерина Махнёва познакомила с направлениями деятельности центра, который на протяжении 25 лет помогает незрячим и слабовидящим людям в адаптации к внешним условиям.

Существующие практики и актуальные задачи в вопросах цифровой грамотности инвалидов по зрению раскрыла руководитель тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, заместитель директора центра «Камерата» Марина Рощина. «Мы работаем с теми же устройствами на обычных компьютерах, с обычными смартфонами, но приёмы работы совершенно другие. Специфика освоения сложнее: человеку слабовидящему или незрячему необходимо знать больше. Для этого нужно учить основам компьютерной грамотности, причём со школьной скамьи и подготовленным специалистам».

О возможных сферах использования шрифта Брайля рассказал менеджер социальных проектов центра «Камерата», сотрудник Нижегородской областной организации Всероссийского общества слепых Вячеслав Царегородцев. Он отметил, что несмотря на существование брайлевских дисплеев и принтеров, математические формулы, алгоритмы, ноты записать на Брайле можно только от руки.
Участники круглого стола обсудили вопрос, нужны ли образовательным учреждениям учебники на Брайле, поскольку в законе об образовании отмечается, что в специальные условия входят специальные учебники, и пришли к решению, что электронный учебник является специальным средством освоения дисциплины и полноправно может считаться специальным учебником.

Инструктор по пространственному ориентированию центра «Камерата», сотрудник нижегородской областной организации Всероссийского общества слепых Валентина Царегородцева раскрыла возможности применения рельефной графики, представила примеры экскурсионных и туристических карт-маршрутов для инвалидов по зрению.

Тему осязательного восприятия людей с ОВЗ по зрению продолжила Марина Рощина, продемонстрировав миниатюрные 3D-копии известных памятников истории и архитектуры Нижнего Новгорода.

Участников круглого стола заинтересовало выступление специалиста по социальной работе центра «Камерата» Ксении Осокиной о тифлокомментариях, способах их подачи и месте применения. Она отметила, что всегда важно образно описывать то, что изображено на картинках или фото, например, в социальных сетях, это удобно для людей с проблемами зрения.

В завершение мероприятия были выделены приоритетные направления работы по внедрению тифлоинформационных технологий, к которым относятся обучение специалистов в этой сфере, сбор и анализ опыта, проведение вебинаров и тренингов, популяризация тифлоинформационных технологий.

На мастер-классе «Актуальные инструменты тифло-IT» специалисты «Камераты» рассказали студентам ЧелГУ, инвалидам по зрению, о полезных для незрячих и слабовидящих технических и программных средствах.

Ребята узнали об эффективной работе с текстом, о существующих способах проверки орфографии, о «горячих клавишах» для изменения шрифта и отмены действия и о том, для чего нужен десятипальцевый метод печати. Студентам рассказали о способах поиска информации на веб-страницах, возможностях программ экранного доступа, разговорных программах. Совместно со спикерами они разобрали сложные для пользования сайты и образовательные платформы.

Студенты признались, что замечают, как тратят остатки своего зрения на то, чтобы получить информацию, и эксплуатируют его до конца. Специалисты из Нижнего Новгорода призвали ребят начать использовать тифлоинформационные технологии, которые станут помощниками в жизни, учёбе и работе.