Тайные челябинские захоронения

01.11.2012 14:40
Автор: Владимир ФИЛИЧКИН
До сегодняшнего дня в нашей до предела запутанной и заполитизированной истории нет ясности, на каком же месте находилось самое первое челябинское кладбище. И главное, кто же там был захоронен? Как в Челябинске провести четкую границу между жилищем живых и приютом мертвых?
Тайные челябинские захоронения*
не наше

«Крест всем воскресение. Крест падшим исправление, страстем умерщвление, и плоти пригвождение. Крест душам слава, и свет вечный»

(канон Честному и Животворящему Кресту Господню. Песнь шестая).

До сегодняшнего дня в нашей до предела запутанной и заполитизированной истории нет ясности, на каком же месте находилось самое первое челябинское кладбище. И главное, кто же там был захоронен? Как в Челябинске провести четкую границу между жилищем живых и приютом мертвых? Ведь это неправильно, когда жизнь и смерть настолько близко соседствуют, что между ними полностью стирается грань. И допустимо ли глумиться над прахом покойных только потому, что они упорно исповедовали Веру своих отцов и дедов…

Многие краеведы утверждают, что на планах города 1736 и 1768 годов кладбищ вообще не найти. И только на карте 1784 года можно прочитать, что кладбище и каменная церковь при нем находились за городом. Речь идет о хорошо известном кладбище и церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери. До недавнего времени считалось, что это один из самых старинных городских некрополей, располагавшийся когда-то в районе от бывшего магазина «Ритм» и до нынешнего кинотеатра имени А.С. Пушкина и просуществовавший до конца тридцатых годов прошлого века. Однако Челябинская крепость была официально заложена уже в 1736 году. И даже не историку ясно, что первый российский восточный форпост, родившийся на полвека ранее первого официального кладбища, просто не мог существовать без своего некрополя…

Тайна, плотно окутывающая даже, казалось бы, безобидное расположение первых челябинских погостов, возможно, связана с тем, что официальное православие, увы, не столь «романтично» и исторически гонимо, как старообрядчество.

Литые «никонианские» кресты-тельники, в изобилии найденные при археологических исследованиях некрополей даже позднего времени, сегодня позволяют сделать утвердительный вывод о том, что многие погребения и кладбища нашего края все же определяются именно как старообрядческие.

В начале 1995 года в Челябинске совершенно случайно были обнаружены массовые захоронения в районе улиц Доватора и Шаумяна. А в июне 1996 года сотрудниками горводопровода были произведены раскопки напротив оперного театра, которые позволили обнаружить значительный по площади христианский некрополь, насчитывающий по оценкам археологов до 1000 могил. Рабочие вели траншею от улицы Труда, когда экскаватор зацепил гроб. Так было найдено кладбище, основанное, вероятно, примерно спустя три года после основания крепости.

Так, в конце прошлого века археологами были исследованы два кладбища раннего периода существования города.

Одно из них официальное, располагалось возле церкви Николая Чудотворца, на пересечении современных улиц Цвиллинга и Труда, и существовало оно с 1739-го по ориентировочно 1772 год, но не позже 1784 года.

Второе, скорее всего, действовало в период строительства крепости и до освящения церкви Николая Чудотворца в 1739 году. И находилось за пределами первой челябинской крепости. Это забытое кладбище после переноса официального места для погребений к церкви, скорее всего, долгие годы продолжали использовать старообрядцы. Судя по некоторым археологическим находкам, это могильное поле объективно слишком велико и насыщено погребениями для некрополя, существовавшего всего в течение трех лет. Все нательные кресты, на которых можно прочесть надпись на лицевой стороне… - из тех, что принято называть старообрядческими.

На протяжении многих веков именно крест был и остается главным символом христианства. Среди изображений данного символа особое место занимает нательный крест, появление которого, вероятно, было связано с его охранительной функцией. При жизни кресты носили на нитяных шнурах, на которые нанизывали бусины из разноцветного стекла. В погребениях их местоположение традиционно строго определено: область шейно-грудного отдела. Там, где нательные кресты обычно носят верующие люди. Именно это сегодня позволяет сделать вывод о том, что они сопровождали погребенных в качестве символов веры.

Видный челябинский историк и этноархеолог Гаяз Самигулов, автор более 40 научных работ, в том числе двух монографий, проанализировав результаты археологических раскопок старинного челябинского некрополя, пришел к поразительным выводам: «Складывается интересная ситуация – исследованы погребения официального православного кладбища, располагавшегося при церкви и датированного второй третью XVIII века, и все нательные кресты, найденные при изучении погребений этого некрополя, являются старообрядческими. Может быть, Челябинск был городом старообрядческим? Да и вообще, если мы возьмемся судить о конфессиональной принадлежности в рамках православия населения XVIII - XIX веков только по нательным крестам, то окажется, что вся Россия была населена старообрядцами, за исключением небольшого количества духовенства официальной православной церкви…»

По убеждению Гаяза Хамитовича: «Погребения на официальном кладбище если и были возможны для старообрядцев, то только для «скрытых», поскольку «законные» двоеданы – платившие двойную подушную подать, вряд ли соборовались и отпевались православным священником (по крайней мере официально), без чего хоронить в освященной земле нельзя».

Указом от 18 мая 1750 года духовная консистория добилась всеобщего розыска по старообрядческим делам. С этой целью всех записавшихся в двойной подушный оклад принялись с немалым ожесточением «обращать» в православие. В то же время, когда в ходе следствия находили тайных старообрядцев, им ставилось в вину то, что они не записались в двойной подушный оклад. После чего чиновники консистории открывали новые следственные дела. Другими словами, преследовали и тех, кто записался, и кто не записался в раскол. Самых упорных, не желавших «обращаться», хватали, заковывали в кандалы и увозили в Тобольск.

В застенках тобольской консистории «увещевания» чередовались с дыбой и физическими пытками. Тех, кто стоял на своем и не переходил в православие, забивали до смерти и закапывали на задворках духовной консистории, «яко падаль». Ответ, как со стороны явных, так и тайных старообрядцев, заставил светскую власть отказаться от этой полицейско-увещевательной кампании.

Старообрядчество прибегло к самому радикальному методу протеста – коллективному самосожжению. В огне гибли как женщины, старики и дети, так и работоспособное мужское население. Старообрядцы уже не дожидались открытого нападения солдат, чтобы зажечь огонь. Сам розыск они считали обстоятельством, которое оправдывало самосожжение, и оно признавалось уже не самоубийством, а защитой свободы Веры. Эти факты документально подтверждены в книге академика Николая Николаевича Покровского «Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян – старообрядцев в XVIII веке».

* * *

Справка АН.

Н.Н. Покровский был арестован 30 августа 1957 года по делу Ренделя-Краснопевцева («университетское дело»). Приговорен 12 февраля 1958 года Мосгорсудом по статье 58, пункту 10, части 1 и пункту 11 УК РСФСР к шести годам в лагерях (Дубровлаг в Мордовии). Лишен навсегда права проживания в Москве после отбытия срока. Освободился в августе 1963-го...

А совсем недавно в наше распоряжение попала еще одна уникальная выписка из дореволюционной документации Челябинского старообрядческого поморского храма Святой Троицы по Уфимскому тракту о том, что в 1897 году в ведение членов совета было, оказывается, открыто кладбище для погребения приблизительно двух тысяч душ размером в 2000 квадратных саженей…