Роль икон в православии

01.12.2008 00:00
Автор: Кирилл БЕЛОУСОВ
Однажды к ней ворвался воин и ударил святыню копьем. Из раны на лике Божией Матери полилась кровь. В ужасе упал иконоборец на колени перед образом.
Роль икон в православии*
не наше

Среди духовных традиций Русской Православной Церкви особое место занимает обычай поклонения иконам. Все мы помним, что первую икону нам дал наш Спаситель – Иисус Христос. Следовательно, эта прекрасная традиция богоугодна. В Православии иконопочитание является одним из основополагающих догматов веры. Особое место среди чудотворных образов занимает Иверская икона Божией Матери. Об этом рассказывает Екатерина Есикова, ученый секретарь Челябинского областного краеведческого музея. 
  — В городе Никее, что в Малой Азии, во время иконоборчества в IX веке жила благочестивая вдова. Она имела в своем доме образ Богородицы с Младенцем. Однажды, к ней ворвался воин и ударил почитаемую святыню копьем. Из раны на лике Божией Матери полилась кровь. В ужасе упал иконоборец на колени перед образом. Боясь, что икона будет осквернена, женщина выпустила ее в море. Произошло чудо – святой образ поплыл по волнам.
 Прошло 200 лет. По преданию, этот образ был обретен в XI веке на берегу моря у Иверской (Грузинской) обители на Афоне. Монахи увидели гигантский огненный столп, исходящий от стоявшей на волнах иконы. Только один из святых старцев, праведный Гавриил, сумел взять чудотворный образ. Ее перенесли в храмовый алтарь, но на протяжении нескольких ночей икона появлялась над … вратами церкви. Старцу Гавриилу было видение Богородицы, сказавшей, что не надо охранять Ее, она сама будет Хранительницей. Афонские монахи сделали немало списков с чудотворной иконы. Так, в 1651 году чудотворный список Иверской иконы был послан в Москву в подарок русскому царю Алексею Михайловичу. 
 В XIX столетии у верующих Челябинска появились списки с афонской Иверской иконы. Известно, что в нашем городе в конце позапрошлого столетия существовало две Иверских иконы со Святой Горы. Одна из них была подарена в 1881 году настоятельнице Челябинского Одигитриевского монастыря игуменье Рафаиле. Вторая икона была доставлена в Челябинск в 1884 году священником Свято-Троицкого храма Иоанном Днепровским. Оба образа были написаны афонскими монахами Русского Пантелеимонова монастыря.
 Возможно, афонская Иверская икона Божией Матери, помещенная в экспозиции областного краеведческого музея – один из этих образов времен дореволюционного Челябинска. В настоящий момент челябинцы и гости города могут увидеть образ со Святой Горы в музейном зале истории и народного быта и познакомиться с ее историей на экскурсии. Мне, как православному христианину, хотелось бы поклоняться Иверской иконе в особые дни ее памяти. Хотелось бы, чтобы РПЦ и Министерство Культуры решили вопрос с выдачей чудотворного образа верующим хотя бы на один день в году.