Память о мастере

21.12.2009 00:00
Автор: Мария ХВОРОСТОВА
На прошедшей неделе творческие деятели нашего города собрались в Картинной галерее на вечере памяти, приуроченном к 80-летию со дня рождения известного скульптора-монументалиста Льва Головницкого. Творец родился в Кургане, а умер в Екатеринбурге, но челябинцы считают его «своим», и это более чем оправдано.
Память о мастере*
не наше

На прошедшей неделе творческие деятели нашего города собрались в Картинной галерее на вечере памяти, приуроченном к 80-летию со дня рождения известного скульптора-монументалиста Льва Головницкого. Творец родился в Кургане, а умер в Екатеринбурге, но челябинцы считают его «своим», и это более чем оправдано. Ведь именно он создал памятники «Орленок» на Алом поле, «Добровольцам-танкистам» на Аллее Славы, Владимиру Ленину на площади Революции, Александру Пушкину в одноименном городском саду, монументы «Память», известный в народе как «Скорбящие матери», на лесном кладбище, «Тыл фронту» в Магнитогорске.

Помимо скульптуры, Лев Николаевич увлекался и графикой. В фонде Картинной галереи хранится графический цикл «Рим — вечный город», а в личном собрании супруги мастера хранятся рисунки — наброски и разработки скульптурных композиций. Сегодня работы Головницкого украшают не только Челябинск и Магнитогорск, но еще и хранятся в Третьяковской галерее, Государственном русском музее, а также галереях и музеях Кургана, Смоленска и других городов.

«Лев Николаевич ездил в Чехословакию, Францию, Японию и США во времена «железного занавеса», - рассказала искусствовед Галина Трифонова. - А ведь этот опыт надо пережить, осознать и как-то включить в свое пластическое мировоззрение. Это было крайне сложно в то время, думаю, это его буквально разрывало. Возможно, я выскажу крамольную мысль, но, к сожалению, Головницкий не воплотил весь свой талант, не смог сделать то, к чему он был призван. Но не потому, что не хотел, а лишь потому, что был сыном своего времени. Он старался политическую идеологию государства принять как собственное мировоззрение. После себя Лев Николаевич оставил большой вопрос: что такое творческая свобода? Обладал ли он ею, воплотил ли ее?»

Увы, это — не единственный повод для грусти. К сожалению, сегодня выдающихся художников, артистов, скульпторов вспоминают лишь в определенные даты. Конечно, мастер продолжает жить в своих творениях, но память о его личности со временем стирается. Каков он был? Что любил? Как творил? Что его окружало? Этого не пишут в справочниках и энциклопедиях.

Возможность сохранить светлую память о талантливом человеке — создать его музей, такое место, которое бы не только показало плоды деятельности художника, но и рассказало о нем самом. Как нельзя лучше для этого подошла бы челябинская квартира-студия, в которой творил Головницкий. Многие члены местного отделения Союза художников, да и простые горожане хотели бы, чтобы это было именно так. Многие, да не все.

- Эта инициатива обсуждалась в творческих кругах неоднократно, но, судя по всему, есть и противники организации музея, - сообщил источник в Союзе художников. - Как известно, квартира находится в центре города, и, кажется, кое-кто из творческой среды уже облюбовал ее для каких-то личных целей. Мы надеемся, что уважение и любовь к выдающемуся мастеру все же преодолеют чьи-то корыстные интересы.

 

Досье

Лев Николаевич ГОЛОВНИЦКИЙ родился 10 декабря 1924 года в Кургане. В 1932-87 годах жил в Челябинске. Умер 29 апреля 1994 года в Екатеринбурге.

Скульптор-монументалист, член Союза художников СССР, член Академии художеств СССР, лауреат премии имени Ленинского комсомола (1967), государственной премии РСФСР имени Репина (1977), народный художник РСФСР (1980), избирался в состав бюро Челябинского обкома КПСС, в 1969-73 годах депутат Челябинского горсовета, занесен в Книгу почета ЦК ВЛКСМ, участник областных, республиканских, всесоюзных, международных выставок, избирался членом и председателем правления Челябинского областного Союза художников, член правления Союза художников СССР, делегат съездов КПСС, ВЛКСМ, съездов художников СССР, РСФСР, награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1986), серебряной медалью Академии художеств СССР (1980), 1989–91 избирался народным депутатом СССР.

В 1993–94 годах жил в Свердловске. Похоронен в Челябинске.