Наша сила в просвещении

24.07.2009 00:00
Автор: Ольга ТИТОВА, Фото Вячеслава НИКУЛИНА.
Президент Дмитрий Медведев провёл встречу с духовными лидерами мусульманских общин России. Знаменательное событие состоялось 15 июля. Главный муфтий Уральского федерального округа Ринат Хазрат Раев стал одним из участников этого мероприятия. Своими впечатлениями он поделился с корреспондентом газеты «Вечерний Челябинск».
Наша сила в просвещении*
не наше

Президент Дмитрий Медведев провёл встречу с духовными лидерами мусульманских общин России. Знаменательное событие состоялось 15 июля. Главный муфтий Уральского федерального округа (УрФО), председатель Регионального Духовного управления мусульман (РДУМ) Челябинской и Курганской областей Ринат Хазрат Раев стал одним из участников этого мероприятия. Своими впечатлениями он поделился с корреспондентом газеты «Вечерний Челябинск».

Муфтий Ринат Хазрат Раев:

— У духовенства нет своей полиции. Мы не можем воспрепятствовать появлению псевдорелигиозных нетрадиционных течений. Единственное средство борьбы — просвещение населения, распространение традиционного ислама. Я третий год поднимаю вопрос о необходимости создания в области хотя бы одного своего медресе, то есть образовательного учреждения. Мы никогда не наведём порядок, если будем отправлять учиться людей за рубеж.

— Встреча с президентом проходила в соборной мечети Москвы, — рассказал он. — Здесь присутствовали представители трёх централизованных духовных управлений мусульман: председатель ЦДУМ России верховный муфтий Шейхуль-Ислам Талгат Таджуддин, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Некоторые региональные муфтии тоже были приглашены.

Чтобы встреча не приняла формальный характер, Дмитрий Медведев дал возможность всем приглашённым поучаствовать в обсуждении наболевших проблем, задать свои вопросы. Кроме того, Дмитрий Анатольевич заявил, что намерен встречаться с духовенством и во время своих рабочих поездок в регионы.

 Президент отметил, что решать вопросы развития исламского образования, строительства мечетей и противодействия экстремизму государственная власть и лидеры мусульманских общин должны сообща.

Необходимо отметить ещё одно событие в череде официальных встреч: чуть больше двух месяцев назад, 19 мая, полномочный представитель президента в УрФО Николай Винниченко и верховный муфтий России Шейхуль-Ислам Талгат Таджуддин подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. 

Такое отношение органов государственной власти к духовенству, традиционным конфессиям является приоритетом духовно-нравственного возрождения регионов, — уверен Ринат Афраемович. 

— К тому же подобные встречи служат для чиновников на местах ориентиром, с кем им следует работать, поскольку параллельно с традиционными конфессиями существуют и такие организации, называющие себя исламскими, которые только раскалывают общество, действуя против него. 

Религия отделена от государства, но люди не могут быть отделены от государства, поэтому нам необходимо сотрудничать с властью.

— Какие вопросы обсуждались на встрече с президентом?

— Председатель Совета муфтиев России предложил Дмитрию Анатольевичу построить новый молельный комплекс на пять тысяч человек в Москве и мечеть в Сочи.

 В развитых европейских странах практикуется налог: часть денег, собранных с населения, направляется на сохранение и строительство храмов. 

На встрече с президентом предлагалось выработать свой механизм государственной поддержки.Верховный муфтий акцентировал внимание на другой теме.

 В настоящее время в России уже построено и восстановлено более четырёх тысяч мечетей, хотя до революции, мы помним, их было более 14 тысяч. Построить мечеть не так трудно. Но духовность не заключается в стенах храма. 

Самое главное, чтобы люди просвещались, становились духовными. Тогда мы можем сказать, что приносим пользу своему Отечеству.

За семь десятилетий атеизма была полностью подорвана система профессиональной подготовки священнослужителей. В Бухаре (Узбекистан) велось обучение, но на весь Советский Союз готовили 50 — 60 человек. 

Мечети мы построили, а кто их будет возглавлять? Духовенство в приходах — это в основном имамы-самоучки, которые ограничиваются проведением обрядов. Но в мечети потянулась молодёжь, и с ней необходимо наладить диалог, иначе её могут увлечь нетрадиционные религиозные общины. Об этом говорил и президент.

— Такие попытки уже предпринимались?

— Мусульман Нязепетровского района Челябинской области одна из таких организаций, исповедующая нетрадиционный ислам, пыталась разделить на два лагеря. Люди, участвовавшие в расколе, заняли место Бога и начали насаждать свои правила. 

А в традиционном исламе этого не должно быть. Они разобрали молельный дом, построенный в 90-х годах XX века, который выполнял функцию мечети, лишив правоверных мусульман места, где они могли бы молиться. 

Традиционный ислам, напротив, проповедует взаимоуважение к представителям иных конфессий.

— Как бороться с такими лидерами?

— У духовенства нет своей полиции. Мы не можем воспрепятствовать появлению псевдорелигиозных нетрадиционных течений. Единственное средство борьбы — просвещение населения, распространение традиционного ислама.

 Я третий год поднимаю вопрос о необходимости создания в области хотя бы одного своего медресе, то есть образовательного учреждения. Мы никогда не наведём порядок, если будем отправлять учиться людей за рубеж. Нужно готовить кадры у себя.

— Вы можете сказать, сколько священнослужителей в Челябинской области имеют специальное образование?

— Если посчитать всех священнослужителей в Челябинской и Курганской областях, то вряд ли один процент наберётся. На 150 приходов человек восемь образованных. Нехватка кадров острая.

 Как таковых учебных образовательных учреждений в Челябинской области нет. Мы уже который год пытаемся организовать медресе в Копейске, хотя бы на 20 человек, чтобы готовить кадры для Челябинска. Однако здание санитарного блока, которое мы намеревались использовать, проще снести и построить на его месте новое.

— Ринат Афраемович, вы являетесь ректором Российского исламского университета (Уфа). Расскажите о нём поподробнее и о той роли, которую он выполняет в деле распространения традиционного ислама.

— Российский исламский университет Центрального духовного управления мусульман России был основан на базе медресе в 1989 году. На постсоветском пространстве это было первое духовное учебное заведение в России. 

Подготовка имамов, то есть священнослужителей, была двухгодичная. В 1989 году поступило 300 заявлений от мусульман, желающих здесь учиться, но существовало ограничение, и приняли только 71, по одному человеку за каждый год атеизма. 

На сегодня в университете обучается уже более 700 студентов, бакалавры учатся четыре года, магистры — шесть лет. Есть и женское отделение, 40 девушек проходят специальную подготовку.

Отучившись в медресе, люди, желающие продолжить образование, могут поступить сразу на третий курс университета. В настоящее время уже подготовлено более тысячи имамов и муфтиев, которые работают в регионах России. 

Университет имеет восемь филиалов, которые находятся в светских учебных учреждениях, например в Оренбурге, Астрахани. Совместно со светскими вузами-партнёрами мы разрабатываем учебную программу и учебно-методические комплексы, подбираем литературу.

— В чём же тогда проблема?

— Молодые люди, естественно, думают о будущем. Но, избрав путь священнослужителя, они не могут быть уверены ни в своей зарплате (она составляется из пожертвований), ни в том, будет ли у них квартира. Более половины мечетей по всей России зимой вынуждены закрываться, так как нет денег, чтобы заплатить за тепло и свет. 

Поэтому поддержка от властей не помешает. Я всегда привожу в пример Самарскую область, где в бюджете предусмотрена статья расходов на традиционные конфессии. Деньги идут на реставрацию церквей, поддержку культовых зданий.

— Осуществляются ли какие-нибудь совместные проекты с Православной Церковью?

— В Уфе в Башкирском государственном медицинском университете уже восемь лет мы читаем совместные курсы по религиозной этике. Мы сами сомневались, будет ли от нас польза. 

Но уже спустя два года увидели результаты: наши студенты стали посещать церкви и мечети, кто-то молиться начал. Наши курсы факультативные, то есть необязательные, но аудитория всегда полная.

Другой пример: в посёлке Новогорный есть единственная воинская часть, в которой действуют сразу два храма — православный и мечеть. 

На присяге солдат, которая там проходила совсем недавно, мы присутствовали вместе с православными священниками. Очень важно нам не потерять этого дружественного взаимоотношения конфессий. Президент Дмитрий Медведев тоже 
акцентировал на этом внимание.


К сведению:
Официальный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Челябинской и Курганской областей - http://www.rdum.ru/