Можно ли прожить на пенсию по инвалидности и возмещению вреда здоровью в 2600 рублей?

26.05.2009 00:00
Автор: Владимир Филичкин
...Геннадий Малеев был самым молодым ликвидатором последствий Южноуральский аварии. В 1957 году в 16 лет, сразу после окончания училища, он на своем тракторе начал рекультивировать земли у озера Карачай...
Можно ли прожить на пенсию по инвалидности и возмещению вреда здоровью в 2600 рублей?*

До Чернобыльской аварии это была абсолютно закрытая тема. Химический комбинат "Маяк" расположен в закрытом городе Озерск на Южном Урале. До 1990 года город был известен как Челябинск-40, а затем - как Челябинск-65. С 1948 по 1992 год на "Маяке" было произведено 3 тонны плутония-238. Всего за 50 лет на комбинате "Маяк" было произведено около 500 000 тонн твер-дых радиоактивных отходов. В 1957 году на «Маяке» произошел взрыв контейнера с высокоактивными отходами, который и соз-дал так называемый "Восточно-уральский радиоактивный след" - ВУРС. Жители деревень оказавшиеся на загрязненной территории были принудительно выселены, и на этом месте до сегодняшнего дня никакой хозяйственной деятельности не ведется. Работает лаборатория, ученые изучают - как там природа реагирует на радиацию. Есть мнение, что хроническая лучевая бо-лезнь встречается только на территории Челябинской области.

Геннадий Малеев был самым молодым ликвидатором последствий Южноуральский аварии. В 1957 году в 16 лет, сразу после окончания училища, он на своем тракторе начал рекультивировать земли у озера Карачай. В первый же день с него взяли строжайшую подписку о неразглашении. Каждое утро хмурый майор проводил с ликвидаторами инструктаж: «К работающим по соседству зэкам не подходить. Ни с кем не разговаривать. 25 лет сохранять государственную тайну. Иначе посадят всерьез и надолго…». 

В реку Теча с 1949 по 1956 год было сброшено большое количество высоко и средне-активных жидких радиоактивных отходов. После ноября 1951 года высоко-активные жидкие отхо-ды начали сливать в озеро Карачай. Всего в реку Теча было сброшено 76 миллионов кубометров радиоактивных отходов, со-держащих смеси стронция, цезия, ниобия и рутения. Около 25 процентов активности давали изотопы стронций-90 и цезий-137. 

Об опасности для здоровья ликвидаторов как водится, никто не пре-дупреждал. Друг от друга слышали, что в Карачай постоянно спускают «радиацию». Почти каждый день гудели сирены. Начиналась беготня. «Специалистов» на время тревоги уводили в убежище. «Колхозников», заключенных и солдат объявленные тревоги не касались. Всех караулили автоматчики из НКВД. Только в 1995 году Геннадия Ма-леева официально признали «ликвидатором». Выдали удостоверение. В 2003 году в возрасте 63 лет инженер Малеев вышел на пенсию «по возрасту». В 2005 году его впервые признали инвалидом второй группы. По общему заболеванию. Нашли лейомиому желудка. Но оперировать не стали из за тяжести общего состояния. Кардиологи сказали категорически онкологам: «операции не вынесет. Ишемическая болезнь сердца, пароксизмальная тахикардия, запущенная гипертония, хроническая сердечная недостаточность». Был отпущен долечиваться в Аргаяш. Еще через год региональный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности или смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию признал очевидное – опухоль желудка связана с воздействием комплекса неблагоприятных факторов во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на ПО «Маяк». У Геннадия Николаевича забрали удостоверение «ликвидатора» и выдали «корочку «лучевика». К пенсии добавили еще 1300 рублей. Если не есть и не пить, то может хватить на некоторые лекарственные препараты. Хорошо, что у жены Малеева хорошая пенсия целых четыре тысячи. Жить можно. Но беда в том, что после перенесенных Геннадием Николаевичем инфарктов миокарда ему нельзя поднимать больше пяти килограммов. Да и лучевая болезнь здоровья не прибавляет. А дом к тому же не благоустроенный. Отхожее место на улице. Печь топится дровами. Тут и не всякий здоровый выдержит прелести современной сельской жизни. 

Из населенных пунктов, расположенных по течению Те-чи, было эвакуировано семь с половиной тысяч человек. Наибо-лее пострадало население поселка Метлино - 1 200 человек. Са-мую большую дозу радиации получило население поселка Мус-люмово, который не был эвакуирован. В 1949 году там прожива-ло 4 000 человек, сейчас - 2 500. Жители Муслюмово после 1950 года были подвергнуты принудительному обследованию крови и костного мозга, до 1992 года результаты этих исследований яв-лялись секретной информацией. В 1993 году власти Челябинской области приняли решение об эвакуации населения Муслюмово, однако, из-за экономических проблем это решение так и не было воплощено в жизнь. 

В 69 лет начал «самый молодой ликвидатор» ходить по инстанциям. Хорошо бы инвалидность дали не по общему заболеванию, а по ра-диации, тогда и пенсия будет побольше. Но ему пока все в этом отка-зывают и ничего толком не объясняют. Мечтает Малеев, как это обещано в законе, переехать в благоустроенное жилье. Хоть напоследок пожить по-людски. Старый дом остался ему в наследство от братовь-ев. Они тоже поработали «на правительство» и умерли в 31 и в 37 лет. Обратился за государственным жилищным сертификатом. Но ему отказали. Сказали, не положено. Зачем подарил дом своему единственному сыну. Снимающему квартиру в Челябинске. Пришлось Геннадию Николаевичу судиться с администрацией Аргаяшского района и с министром радиационной безопасности Челябинской области Подтесовым. Но и суд и прокурор Челябинской области Александр Войтович поддержали главу администрации. «Подарив сыну свой старый дом, ты старик сознательно ухудшил свои жилищные условия. Все. Государство умывает свои руки. Не будет тебе перед смертью благоустроенной квартиры».

Справка "Челябинск Сегодня"
«Внеочередное одноразовое обеспечение граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения, благоустро-енной жилой площадью в жилищном фонде с тем или иным правовым статусом увязывается в оспариваемом Федеральном законе с услови-ем сдачи имеющейся жилой площади по прежнему месту жительства. Это дополнительное условие, по мнению Президента Российской Федерации, умалило право указанных граждан на внеочередное обеспе-чение жильем…. Кроме того, этим изменением законодатель распро-странил институт сдачи жилья, находящегося в государственной соб-ственности, на жилую площадь, находящуюся в жилищном фонде с иным правовым статусом, включая частный, чем ограничил также предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 35, часть 3) гарантии права частной собственности» 

Постановление Конституционного суда РФ №18-П от 1.12.97 «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС».  


И до сих пор существует Федеральная программа реабилитации людей, пострадавших в 1957 году от деятельности "Маяка".